Глава 16. Учение Иисуса Христа

Глава 16.               
Учение Иисуса Христа о ближнем, брате, пришельце.   
1.Учение о нации.

В Библии две больших заповеди, - любить Бога, и любить ближнего. Кто есть ближний? Иисус Христос вместо прямого ответа рассказывает притчу.
Эту притчу трактуют по-разному.
Один вариант, - ближний человеку каждый человек, который встречается на его жизненном пути, независимо ни от каких различий, независимо от расы, национальности, происхождения, вероисповедания, места жительства, культуры, идеологии.

В этом случае каждый человек считается ближним, и заповедь любить ближнего фактически заменяют заповедью, - любить человека.

Каждый человек ближний? Если каждый человек, так бы и было сказано, но сказано иначе, - любить ближнего.

Если не каждый человек ближний, то кто, какая часть человечества? Существует ли такой ближний любить которого следует как Самого Бога? Почему любовь к ближнему равна любви к Богу?

Понять кто есть ближний, не менее сложно чем понять, кто есть Бог.

Это учение о ближнем скрыто в иносказаниях. Анализ иносказаний, их раскрытие, и есть второе пришествие учения Иисуса Христа.

2. Анализ притчи о Самарянине.   

Кто есть ближний? Этот вопрос задан Самому Иисусу Христу. На вопрос Иисус Христос сам отвечает вопросом:

 «Кто из троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Этот вопрос на вопрос делает ответ Иисуса Христа не ясным, не определенным.

Эта неопределенность ответа Иисуса Христа говорит о сложности понятия ближний. И от того, как понимать, кого Иисус Христос называл ближним, зависит понимание смысла всего учения Иисуса Христа, смысла всей Библии, поскольку понятие ближнего равно понятию Бога.

О том, кто есть ближний, эту притчу надо разгадывать. И разгадка ее в Самарянине.
               
3.10.30 "Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и увидев его, сжалился, …
Кто из троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же".

Делать добро, в ответ на оказанное добро, таково, кажется очевидное требование Иисуса Христа. И все, же не в этом суть.  И об этом тут же говорит Сам Иисус Христос.

1.5.46 "Ибо, если будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
 3.6.33 "И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают".

Итак, в чем суть притчи?
Ответ, кажется, состоит в том, что ближний тот, кто оказал вам какую-то милость.

Но здесь Иисус Христос говорит иное. Отсюда следует, что делать добро в ответ за оказанное добро, не является чем-то значимым, поскольку и грешники то же делают.

Не добро, в ответ на добро является сутью притчи о Самарянине. Следовательно, притча не о милости оказанной пострадавшему, но в том, кому она оказана.

Почему Иисус Христос говорит о том, что помог пострадавшему не просто проходящий человек, но именно самарянин? Именно в этом все дело.

Древние Евреи ко времени Иисуса Христа оказались разделенными на две части, Иерусалим и Самарию, которые образовали два колена древних Евреев, и которые находились между собой во враждебных отношениях.

Иерусалим образован коленом Иудиным, Самария образована коленом Вениамина. Причина вражды между этими коленами описана в Библии. В Библии же и предсказано то, что эти колена будут объединены, и объединит их именно мессия.

Самарянин, это житель Самарии, и это такой же Еврей, как и Еврей, житель Иерусалима.


В притче Иисус Христос говорит о двух человеках, один пострадавший, шел из Иерусалима, следовательно, есть Еврей. Второй, помогавший первому, Самарянин, тоже Еврей. Следовательно, оба они Евреи. При этом, эти два Еврея принадлежат к двум разным коленам древних Евреев, которые находятся между собой во враждебных отношениях.

Но, не смотря на эти враждебные отношения, Еврей Самарянин помогает Еврею Иерусалимскому.

Вот и разгадка притчи, и объяснение того, кто есть ближний. Ближний для Еврея, есть каждый Еврей, к какому бы колену он ни принадлежал.

Объединение всех Евреев, всех колен, есть нация, образует нацию. Ближний есть каждый член нации, и есть суть понятия ближний.

Суть притчи в том, что оказавший милость был Самарянином. Возлюбить Самарянина, восстановить братские отношения всех Евреев, всех колен, - вот основной смысл этого рассказа, этой притчи.
 Ближний, - это самарянин. В притче Иисус Христос требует возлюбить Самарянина, Еврея, - брата. Ближний это брат.             

Объединение ближних, есть народ, нация.
               
3. Миссия Иисуса Христа.

Учение о ближнем есть учение о нации, о национальном объединении. И это учение помогает понять, почему Иисус Христос был Мессия, и в чем первоначально состояла цель Его миссии.

Ко времени Иисуса Христа вся древнееврейская нация, все ее колена оказались разделенными на две части, на два Царства. Исторические события разделили Еврейскую нацию, образовалось два самостоятельных царства, одно Иерусалимское, во главе с коленом Иудиным, второе Самарийское, во главе с коленом Вениаминовым. Об этом говорят пророки ветхого завета.

Иезекииль. 23.4 "Имена им: большой - Огола, а сестре ее Оголива. и были они Моими, и рождали сыновой и дочерей, и именовались  Огола   Самариею,  а Оголива  Иерусалимом ".
На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут, вперед разделятся на два царства ".

Причина этого отчуждения война Евреев с братьями из колена Вениамина, после которой, и возникло это отчуждение.
Книга судей. 21.1 «И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество».

3.17.16. "И пал ниц к ногам Его, и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? "

Здесь Самарянин назван иноплеменником. Самаряне принадлежат к Еврейскому колену Вениамина. Очевидно, что отчуждение разных колен   древних Евреев было так велико, что они считались иноплеменными друг для друга.   

Древние Евреи времени Иисуса Христа, разделены на два царства. Миссия Христа и состояла в том, чтобы объединить эти два царства в одно, в соответствии с указаниями пророков, и указаниями Самого Бога. Именно поэтому Христос и говорит, что послан только к детям Израилевым, то есть, только к Евреям.

37.19 «Тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и они будут одно в руке Моей….»

Объединение Евреев есть первоначальная цель миссии Христа.

15.24 «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».


 Именно для разделенных на два царства Евреев, для единого Израиля Христос говорит о едином Боге.

2.12.29 "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый ".

Самаряне есть Евреи, все Евреи есть братья, есть ближние. Об этом и говорит в притче о самарянине Иисус Христос.
Объединение нации, любовь к ней, единство нации и есть главное условие Завета древних Евреев с Богом.

 4. Учение о брате Иисуса Христа.

Ближний есть брат. Любовь к брату, к каждому брату, сколько бы их тысяч, или миллионов ни было, есть основа человека.

Об отношении к братьям Иисус Христос говорит точно, и определенно.

1.18.21 "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? до семи ли раз?
 Иисус говорит ему: не говорю тебе: "до семи", но до семижды семидесяти раз".

Иисус Христос говорит о необходимости любви к брату полной, и всепрощающей.

 5.22. ": А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону, а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной".

 Здесь Христос говорит, что каждый оскорбивший брата, оскорбивший человека своего народа, подлежит геенне. Но геенна — это наказание человека после его смерти, следовательно, по учению Христа всякий оскорбивший человека своего народа должен подлежать смерти. Таково высочайшее требование учения Христа.
Брат не может быть врагом, именно поэтому Христос и говорит:

1.5.44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших,»

Враги, которых следует любить, это люди своего народа, это братья, и вражда с ними временна, она пройдет. Любовь к врагу, это всегда любовь к брату, ставшему временным врагом в силу обстоятельств. Прощение брата, в этом смысл любви к врагу.

Об отношении к Брату говорят и ученики Иисуса Христа.

К Римлянам. Св. Ап. Павла. 9. 3 «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти».

11.1 «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак».

Любовь к брату границ не имеет. Это очевидный смысл Библии в целом.

5.Учение о заповедях.

В учении Иисуса Христа существуют две заповеди, которые Он Сам назвал большими. Возлюби Бога, и возлюби ближнего. «И больших сих двух заповедей нет»

Возникает вопрос, что значит любить, что надо делать практически каждому человеку?

Иисус Христос дает ответ в своих десяти заповедях.  Десять заповедей Он большими не называет, следовательно, они меньшие, и подчинены большим. Эти заповеди следует читать так, - не убей Бога, и ближнего, не укради у Бога и ближнего, и т.д.

Из притчи о Самарянине так же следует, что быть ближним значит оказывать милость.

«Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же».


Рецензии