Отчего возникают когнитивные искажения?

Основу нашего самосознания и восприятия составляют физические ощущения собственного тела: чувство равновесия (гравитации, вибрации, координации), тактильные, вкусовые ощущения, обоняние, зрение, слух и т.д. Это базовый уровень, связанный непосредственно с физическими процессами нашего тела и окружающей среды.

Но помимо физических ощущений у нас возможны и более сложные чувства (эмоции), такие как страх, радость, апатия, ненависть, любовь и множество других, которым даже нет названия. Это чуть более высокий уровень обработки информации. Каждое такое чувство – это целый комплекс физических ощущений, который мы называем одним словом – например, грусть.

Если мы испытываем чувство, не понимая, с чем оно связано и чем вызвано, то мы не можем им управлять. Мы просто переживаем его или действуем под его давлением. Например, ненависть. Если мы испытываем это чувство, не понимая откуда и к чему оно возникло, то оно просто разрушает нас или заставляет нас действовать разрушительно по отношению к окружающим.

Но ненависть – это обобщающее название целого комплекса ощущений. А вот если мы детализируем это чувство в данной конкретной ситуации, то оно становится осознанным, осмысленным. Если мы способны проследить его возникновение, с какими ощущениями и событиями оно связано, то мы уже способны управлять своей энергией, понять причину конфликта, изменить что-то в образе жизни в сторону для устранения конфликта. Тогда эта энергия выполняет полезную работу и помогает нам решить проблемы, устранить противоречия, улучшить жизнь и повысить осознанность.

Таким образом, сознание, мысль – это не что иное как детализированное, структурированное чувство, а то, что психологи называют «подсознанием» - это всего лишь неосознанные, неупорядоченные чувства и реакции тела.

Насколько правильно человек понимает свои чувства и реакции тела, настолько разумно и целесообразно он способен действовать сам и понимать поведение других. И слова, которые мы используем для обозначения тех или иных чувств, играют в этом очень большую роль. Неудачное название способно полностью исказить чувства и затруднить их осознание.

Приведу пример. Одно и то же чувство можно назвать бережливостью, а можно жадностью. Как вы думаете, какое из этих слов поможет лучше понять мотивы своих и чужих поступков, а какое – только затруднит?

Немаловажное значение имеет и то, как и при каких обстоятельствах родились эти слова. Как вы думаете, какое слово возникло в попытке разобраться в собственных чувствах, а какое – при оценке действий других людей? Наверняка, говоря о себе, человек предпочтет слово «бережливый». А уже проецируя это понимание на других, он сможет лучше понять и других людей.

Но если мы начнем с оценки другого человека, и назовем его «жадный», то проецируя его на себя, мы затрудняем и собственное понимание. Мы начинаем избегать каких-то чувств, отрицать их в себе, запрещать. Появляется разрыв между чувствами и мыслями. Мысли начинают «жить собственной жизнью», отдельно от чувств и тела. Это и является главной и единственной причиной всех когнитивных искажений и проблем.


Наиболее точное и целостное понимание всегда рождается в процессе самопознания и саморазвития, а наиболее искажающее – при оценочном суждении и наблюдении со стороны. Это касается не только понимания человека, но и природы, мира в целом.

Сегодня ученые пытаются понять, что такое сознание, может ли им обладать «искусственный интеллект», можно ли перенести сознание из живого тела в компьютер… Неспособность понять природу сознания составляет «центральную психофизиологическую проблему». Процитирую одного из экспертов, который описывает суть проблемы:

«Непонятно, как из работы отдельных нейронов, по какой формуле, производится такой сложный и системно целостный феномен, как "сознание". Гипотез и теорий на сей счёт - очень много. И у учёных, и у философов... Деятельность мозга сейчас оценивается, как чёрный ящик в целом, по входу и выходу. Даже, если его просвечивают на томографе - видят только большие цветные пятна нейроактивности. А это заведомо и неточно, и неполно. Можно втыкать электроды в отдельные нейроны. Это точно, но во все 80 миллиардов нейронов воткнуть электроды как-то пока не получается. Можно полно и точно исследовать мозг примитивных животных, например, червя-нематоды, у которого 300 нейронов. Но это не 80 миллиардов человека. И даже не 1 миллион у мухи...»

Информация о каждом из 80 миллиардов нейронов другого человека, или о каждом из 7 миллиардов людей на Земле, ничего не даст для повышения осознанности людей.

Сознание – это не результат работы отдельных нейронов, не свойство отдельного организма, а универсальный природный механизм самоорганизации сложных систем, обеспечивающий поведение множества как единого целого.

Каждый нейрон по отдельности не обладает сознанием, но их совместная деятельность порождает целый мир чувств и мыслей. Нейронов много – сознание едино.

Когда говорят, что все мы Боги, я уточняю: «Я не согласна с тем, что каждый из нас – Бог, т.к. нас много, а Бог один, но согласна с тем, что все мы едины в Боге». И это осознание единства и причастности – самое главное, что у нас есть, что делает нас живыми и осознанными, в отличие от компьютера.

Константин Анохин изучает буддистских монахов, измеряет активность их мозга, но сознание, как и чувства, так не изучить! Со стороны мы можем изучать только материальные объекты (даже не материю в целом). Исключая себя из наблюдаемого мира, ученый совершает грубейшую когнитивную ошибку, расщепляющую сознание, т.к. он является важной частью системы.

Для исследования сознания не нужны суперкомпьютеры, лаборатории с дорогим оборудованием. Всё, что для этого нужно – мы сами, наше тело и чувства. Осознавая каждый миг, чем бы ни занимался, где бы ни находился, как это влияет на меня и окружающих, на мир в целом, мы одновременно и исследуем, и совершенствуем сознание, наполняя каждое действие глубоким эволюционным смыслом. 


Рецензии