Бухтеев ров. Магидины

14 ноября 2021 г. исполняется 80 лет со дня расстрела фашистами евреев в г. Рославль. Среди убитых был и мой прадед Израиль Магидин. На возвышение души Израиля бен Шевель, моей бабушки Эсфири бат Израиль и других наших умерших родных написан этот рассказ.


БУХТЕЕВ РОВ

Давно прошли жаркие летние дни, а за ними и мягкая осень с золотым листопадом. Проблески Солнца были уже редки, и только печальные хмурые дни и мелкая морось.
Кажется, что уже жил когда-то на Земле, что пришёл сюда ещё раз. Пришёл с какой-то целью. Только в чём она? Кажется, вот-вот вспомню...

***

Такая же морось. Неприятно холодит промокшее пальто. Знобит. Нас ведут по незнакомой деревенской улице. Под ногами раскисшая грязь. Слышу злобные крики: - Шире шаг, старый жид! И удар в плечо прикладом. Еле удержался на ногах. Какая нестерпимая боль! Слёзы наворачиваются на глаза. Ничего. Похоже, уже недолго ждать. Знакомый говорил, что вчера немцы их гоняли на Бухтеев ров рыть большие ямы. Вот какой конец. Мне 60  - мог бы ещё и пожить. Ничего, ничего. Хорошо, что супруга Гитля умерла раньше и ей не суждено испытать этого ужаса. Брат Берко сложил голову ещё на мировой войне. Дочери и сын уехали в Ленинград учиться. Рива с сыном эвакуировались. А я не хотел уезжать – как бросить новый дом и сад? Мы думали, ничего плохого немцы нам не сделают.

Как же сын и дочери будут жить? Ругаю себя, что был с ними излишне строг. Насильно заставлял выполнять наши законы. А ведь так я только отвращал от них. Они примут законы мира, не знающего о Всевышнем. Того мира, для которого есть только то, что ощутимо. Для которого человек – мера всех вещей и творец собственного счастья. Для которого невообразимый дар и многообразие жизни – всего лишь игра случая.
Того мира, где вершат свою волю восставшие бедняки, угнетаемые столетиями. Они захотели силой добиться справедливости. Священные книги недоступны им, иначе бы они знали, какие великие беды порождает пролитие крови. И Хана, Фира, Дора, Паша, Рива и Зяма всё это должны испытать на себе. И не будет у них Покровителя. Не найдут утешения в наших молитвах. Не будет ни домов учения, ни молитвенных домов. Как они молоды, совершенно неопытны. На красоту дочерей польстятся мужчины других народов. Кто же родится у них? Кто примет на себя суды, вызванные уходом родителей от нашей Торы?

Барух Ата Адонай Элоэйну, Мэлэх аолам! Благословен Ты, Всевышний наш, Владыка вселенной! Всю свою жизнь я взывал к Тебе. Перед смертью прошу Тебя лишь об одном: пусть хоть кто-нибудь из их внуков вернётся к Торе. И тогда мне не страшно будет сейчас умирать.

***

И опять хмурый ноябрьский день. И опять ведут ко рву. Но им нас не уничтожить. Во все эпохи нас убивают, а мы снова и снова приходим в этот мир. Нам ненавистно ваше стяжательство.  А мы жили в бедных домах, но всегда стремились знать, как устроен мир. Нам отвратительна ваша жестокость. А мы всегда были милосердны и помогали обездоленным. Вы придумываете свои законы для своего удобства, а мы верны законам, данным Всевышним.
Наши отцы приносили жертвы в Храме. Когда Храма не стало, жертвой стали мы сами. Но мы следуем своему призванию – изменить мир к лучшему. И своей жизнью и самой смертью.
Смертная тоска сжимает сердце. Но делайте своё дело, сыновья тьмы. Гоните к очередному могильному рву. Не боюсь! Не в первый раз.

Алексей Захаринский (Магидин), 12 августа 2021 г.


Рецензии