В ожидании осени

 Это будет потом. Это будет осенью. Старик на базаре возьмет из мешка горсть риса и сожмет ладонь, прислушиваясь к хрусту зерен. Отметит про себя, что рис хороший, но «помню тот, краснодарский, вкуснейший из него плов получался. И в Сочи ездил по путевке, тамошним плов в кастрюле(!) готовил. Как же все его ели, да нахваливали!».  А продавец вежливо вытянет его из воспоминаний  учтивым вопросом, мол, сколько вам рису отвесить? Старик же будет непонимающе смотреть в лицо продавцу . Ах, Сочи, Сочи, курорт!
Это потом, осенью, красивая, бровастая, крепкая хозяйка большой семьи положит открытую ладонь на рис в мешке, отметит про себя, что зерно еще теплое, значит только-только с рисорушки, потом рассыплет рис на прилавок и внимательно вглядится, нет ли песка-камешков  еле видимых, иначе-ж весь плов насмарку. Потом попросит  отвесить килограммов пять. Для начала.
   Это осенью, русская бабушка  будет ходить между рисовыми рядами, и спрашивать, а хорош ли рис этот для плова?  А ей наперебой и продавцы, и покупатели будут рассказывать на русском, какой рис для чего годится. Она семь десятков годов прожила здесь, и, конечно, знает, какой ей нужен. Просто, одиноко ей. И продавцы-покупатели знают ее уже много лет, но хочется им принять участие в жизни этой русской женщины  хотя бы советом . Да и свои же в России тоже хотят тепла, пусть добрым словом. Добро аукается.
   Это осенью, в чайхане, сидя за огромным лагандом-чашей с пловом, вдруг кто-то  о плове и заговорит, каким он бывает, да какой он едал. И сторонний, невидимый слушатель  узнает, что все здесь сидящие, оказывается, тонкие ценители этого блюда, и еще большие специалисты по приготовлению этого божественного блюда. И, если, этот невидимый не поперхнется слюной, то узнает, что прежде надо выяснить, сколько воды рис может в себя принять, определиться, с морковью, желтую, красную и сколько класть. Какой вы хотите плов, белый, красный или золотистый? Да на каком масле?  Да лук, до какого цвета обжаривать. С мясом тоже много нюансов: говядина или баранина, класть ли курдючное сало? А мясо на косточке?  И, до какой степени обжаривать? А вяленое мясо? Это же поэма!  Можно еще положить айву, лимон, посыпать зернами граната! Естественно, не забыть зиру и барбарис. Изюм по желанию.   О, Всевышний! Нет конца этим разговорам.
   Все это осенью, коли из свежего риса. А, пока, дехкане каждый росточек риса всаживают в лунку, следят за уровнем воды в чеках, сдабривают почву удобрениями. Все лето. День за днем. Лишь изредка уходя под навес, дабы подкрепиться. Все знойное лето!
А, осенью…


Рецензии