О конкурсе Экранизация

Пятого августа 2021 года в прямом эфире выступили организаторы конкурса «Экранизация». Для тех, кто издаёт свои книги в Ридеро, знает , о чём идёт речь. Кто не в курсе, могу пояснить. Было предложено авторам принять участие в конкурсе, прислав свои работы. В качестве приза победитель получит вознаграждение, которого даже не хватит издать свою книгу, оплатив возможные услуги, предоставляемые издательством. Сумма составляет 50 т.р. Вероятно, нужно считать её символической. Но не это главное. Главное то, что произведение победителя будет экранизировано. А это уже другой интерес.
Конкурс проводится не первый год. В прошлом году было предоставлено на конкурс более 4000 произведений. Согласитесь, конкурс представляет интерес для авторов. Но меня заинтересовал иной вопрос.  Чего же хотят устроители конкурса? Что они преследуют со своей стороны?
Хочу перечислить участников., т.к. к этому придётся возвращаться не один раз.
 Итак, Полина Бынова , директор по маркетингу сервиса Ридеро. Является одним из инициаторов конкурса. Выразила мнение, что мало экранизируется литературных произведений современных авторов. Призывала авторов, самим более активно стараться продвигать свои произведения. Подчеркнула, что конкурс «Экранизация» имеет вступительный порог в виде синопсиса произведения. Это практически превращает конкурс в конкурс синопсисов.
В обсуждении стоящих задач и проблем приняли участие заинтересованные продюсеры агентства «Стардаст» под руководством Генерального директора также инициатора конкурса Татьяны Величенко, которые и составляют жюри этого конкурса.
Своим молчаливым присутствием отметились Анна Куркина, руководитель отдела разработки агентства, сценарный агент агентства Елена Зуева, Паршуто Александр, агент режиссёров, операторов, композиторов.
Состоялся откровенный разговор, который , несомненно, даёт представление о специалистах, с которыми авторам предстоит иметь дело.
Прежде, чем выразить своё мнение о встрече, хочется немного отвлечься и напомнить понимание смысла термина «продюсер». Если с агентами всё ясно, то какие требования предъявляются и можно предъявить к продюсеру. Правильно ли мы обоюдно понимаем этот термин?
Собственно, можно было бы и не уточнять, продюсер – это на русском языке организатор того или иного проекта, который отвечает не только за обеспечение средствами участников, а опосредовано и за его успех. Поэтому эти специалисты одни из первых заинтересованы в качественной идее проекта. Они отвечают кому, зачем, когда и почему будет снят, в данном случае, фильм. Лично мне было интересно узнать это.
  Нелли Яралова, непосредственный член жюри, Генеральный продюсер компании «1,2,3 продакшн» честно призналась, что с экранизацией книг ещё ничего не получалось. Ей хочется найти «невероятную идею», чтобы с первых минут внимание зрителя было захвачено какими-то мыслями, высказываниями. «Самим придумывать идеи крайне сложно» За долгое время не вывела формулы, почему литературные произведения не имеют достойного успеха в кино. Признаётся, что «возможно, не столь тщательно занимались этим вопросом, как следовало бы это делать». Видит причину в отсутствии времени и в том, что нет системной связи авторов, продюсеров и издательских систем.
Когда речь зашла о предпочтениях продюсеров, Нелли Яралова выразила мысль, что предпочтение отдаётся молодым героям, городским историям. «Принесите нам кучу классных современных проектов», - говорит она.  Интересуют произведения современной эпохи в ином ключе видения. Указала на современный язык общения героев.
 Денис Горшков, продюсер компании «Китч»,
 обратил внимание на зарубежный опыт экранизации литературных произведений. Указывает на предпочтение «состоявшимся произведениям и автором. Нравятся истории про молодых, но это, не скрывая, объясняет тем, что контент стала покупать из-за его лёгкого доступа молодая аудитория. Предпочитает аудиторию 25-35, но, чтобы что-то сказать, автор должен приобрести опыт. Если коротко, то работает на того, кто «заказывает музыку»
Теймур Джафаров, Генеральный продюсер «Тим филмз» отметил кризис идей. Объясняет, почему при огромном количестве нонфикшин историй многие из них не могут быть экранизированы. Одной из первых причин – это то, что некоторые истории технически, якобы, представляют сложности для экранизации и то, что эти истории несут оттенок философичности, которая не интересует массового зрителя. В объяснении видения своей позиции поднимает вопрос о конфликте между авторами и продюсерами, во время написания  сценария по  произведению автора: «каждый думает,, что он лучше знает…». Он отмечает, что выстроились определённые стандарты и идёт поиск новой подачи историй. Предпочитает работать на заказ.
Георгий Малков, Глава студии  «Мега голд»
Выражает мысль, в продолжение Джафарову, что идей много, но трудность заключается ясности подачи их через кинематограф. По его словам трудно найти форматную реализацию» новых идей.  «Трудно найти персонажи, которые покорят своим образом и идеей.
Вот такой обстоятельный разговор состоялся с авторами Ридеро. Казалось бы, все выступающие прекрасно знают своё дело. Тогда в чём проблема? Почему они хором говорят о нехватке идей? Вероятно потому, что они не могут пропустить через себя те идеи, которые опережают их видение или они смотрят банально не в ту сторону? А может, этот барьер заключается в том, что нет решимости в навязывании той или иной идеи по причине того, что они не выстрадали идею как авторы? Возможно, по этой причине часто встречается конфликт авторов со сценаристами? . Но тогда зачем же вы ищите авторов с идеями?
Оглядываясь на свои публикации, знаю, что они далеки от совершенства в плане языка изложения. Но именно идея, до которой нельзя подступиться напрямую вынуждает описывать, порой, сложный путь к её подступам. Чтобы добраться до доступности идеи другими, приходится напрягаться, чтобы вербализовать иное видение, иной подход. А профи сценарист хочет сделать обратное и втиснуть всё опять в устоявшийся стандарт, которым он пользуется.
Странно слышать от профессионалов, что мало историй, мало идей. В настоящее время предостаточно сайтов, где публикуется немыслемое количество произведений разного качества. Действительно, трудно охватить такой объём, но нет инициативы выстроить систему ридеров, по которым можно было бы сузить объём. Это, ведь, нужно делать, долго делать, а здесь уже давно хочется сразу «здесь и сейчас». Это касается не только продюсеров, а, в первую очередь, издательства. К сожалению, сейчас у них иной принцип работы.
Что же касается идей, которых киношникам не хватает, то на лицо имеем явную причину. Она кроется в подходе к своему творчеству. Все они грешат отсутствием жизненной позиции, точнее, глубокого её понимания . В их видении им нужны идеи, которые сводятся к идее-товару, который будет востребован «пиплом» особенно молодым, который ещё не требует глубокомысленных сюжетов, выходящих за рамки бездумного потребления лёгкого контента.  Вот и остаются невостребованными стоящие идеи. Чтобы их пропустить через себя, оказывается, нужна непоколебимая жизненная и социальная позиция. Вероятно, она и присутствует, но противопоставить её устоявшимся представлениям нет смелости. Когда же её проявлять, если не сейчас?
Разве тема власти в обществе не достойная идея? Речь идёт не о пересказе десятки раз сфальсифицированной истории, а о сегодняшнем дне. Тема иного понимания в подходе к собственности? Без решения этой проблемы нет возможности увидеть завтрашний день. Разве мало интриг на эту тему сегодня? А тема религии?.Проблема проблем, а посмотри на неё путём отвлечённого познания и рушится этот карточный домик. Но без решения этой проблемы нет завтрашнего дня. Разве нет иного взгляда на эти животрепещущие сегодня идеи?  Да, это уже философия, но ею не только обязан, а вынужден каждый. Даже, возможно, понимая это, авторам предлагают придумать новый рецепт мыла. Ведь, без иного, отвлечённого подхода не то, чтобы их решить, но и подступиться к ним невозможно. Конечно, в современной жвачке этих проблем остаётся всё меньше шансов выложить очередную мозаику в бытующих стандартах.  А требуются идеи именно таких очередных мозаик. Вот и прячутся производители контента, только бы остаться в накатанной колее. Какая духовность, какие жизненные принципы? Для уровня массового потребления нужны зрелища, за которые платят.  А бездумно платит тот, кто постепенно вычёркивается из активной жизни.
Разве не интересна тема городского жителя, если посмотреть на неё отвлечённо с презренным философским уклоном?  Куда не кинь свой взор, везде  можно наткнуться на бездонные темы. Стоит признаться в отсутствии видения или нехватки профессионализма на требуемом сегодня уровне.
Вот и усекается профессионализм тех, кто считает, что он им обладает. Средства для проектов, как и сами проекты, могут быть разными. Разве не в этом заключается профессионализм продюсера, чтобы изыскать средства для идейных фильмов, которые не развлекали бездумно, а воспитывали безбашенную молодёжь? Не поверю, что невозможно, при желании, найти их столько, сколько требуется. Но для этого нужна именно жизненная и социальная позиция и заказ на эту позицию. Если не в должной мере есть такой заказ, значит его нужно будировать.
Везде одна и та же картинка. Если продюсеров, которые берутся за значимые проекты раз-два и обчёлся, то, например, в образовании педагогов пока что пруд пруди. А воз и ныне там. Участвуя в процессе образования, каждый пассивный ремесленник-педагог является участником разрушительного процесса по имени образовательный процесс. Так и в киноиндустрии, плывя по течению стандартов, относясь узко к своим задачам, участники не только ставят себя в проигрышное положение, но и способствуют усугублению ситуации в нашей общей жизни. Непременно придут те, кто скажет: Ребятки, ну хватит  заниматься пустозвонством, времена настали совершенно другие. Можете быть свободными.
Время убогого ремесла стремительно заканчивается. Вот и задумываешься о профессионализме. Где его критерии? В чём заключаются профессиональные способности сценариста? Вполне ли достаточно заученное форматирование сцен или необходимы иные качества, чтобы выразить идею автора в первозданном варианте?
Погружаясь в экзистенциальные дебри, ловлю себя на мысли, что невероятно трудно найти слова, чтобы выразить нечто всем знакомое с иной точки зрения, которая приводит к совершенно иному, иногда противоположному результату, Иногда кажется, что просто не существует простых терминов, чтобы выразить ту или иную мысль. Получаешь удовольствие, когда добиваешься своего, хотя понимаешь, что предлагаемое так радикально, что на лёгкое восприятие рассчитывать не приходится. Но время-то требует иного видения решения проблем.
 Умения выстроить сцены сценаристу явно не достаточно, не осмыслив предлагаемую идею самостоятельно. Нужен ли я как автор после такого осмысления? Вот и получается, что, имея в распоряжении обилие историй, напичканных идеями, режиссёр, продюсер, сценарист должны переварить информацию. На выходе, естественно, получается видоизменённое представление того, что когда-то предложил автор. А зачем нужен автор, если есть специалист, который обстриг идею и может предложить свой вариант? Впрочем, говорить о недопонимании можно почти бесконечно. Надеяться, что сразу что-то изменится, не приходится. Остаётся только наблюдать, а вдруг кто-то из присутствующих на встрече или совсем другой специалист решится на продвижение идей нужных именно сегодня. Просто зарабатывать деньги или служить идее, решать каждому.
Кстати о языке. Не кажется ли, что в настоящее время в погоне за потребителем, употребляя тот или иной сленг, размывается основа истинного языка общения, от которого зависит не только наша общность, так и здоровье. Стоит ли ради копеечной выгоды менять это?
Но! Главное, что встреча с продюсерами дала повод задуматься о проблемах нашего взаимодействия. А гражданская позиция, точнее, отсутствие её, непременно вычеркнет не соответствующих времени.
Пятнадцатого декабря будут подведены итоги конкурса. Чрезмерно любопытно будет узнать мнение жюри. Какие идеи им оказались под силу? Скоро узнаем. Независимо от результатов хочется поблагодарить всех участников встречи за откровенный разговор и непосредственно за конкурс. В любом случае сделан шаг в поиске направления развития издательства и сотрудничества авторов с работниками киноиндустрии..


Рецензии
Не могу пройти мимо молча. Прекрасное и красочное выражение мыслей по поводу конкурса. Видно, как автор переживает сердцем за нестандартные шаги мероприятия обозначенного связью литературы с кинематографией. Описание ситуации даёт надежду на продолжение мыслей писателя по поводу долгожданных перемен в самой системе конкурса пересекающегося литературным вариантом для экранизации. Так что же дальше? Конкурс прошёл, а где же продолжение того, что давало надежду на возможность взаимопонимания литературы и кино?
C уважением...

Сергий Бриз   17.01.2022 14:18     Заявить о нарушении
Непременно расскажу немного позже.
С уважением,

Геннадий Шикунов   17.01.2022 21:56   Заявить о нарушении
Жду с нетерпением вашей следующей истории. Очень интересно ваше понимание происходящих событий в направлении Экранизации. Что это, очередное дуновение бриза или девятый вал?

Сергий Бриз   18.01.2022 10:17   Заявить о нарушении
Свои впечатления о конкурсе опубликовал у себя на странице: "А что вы ждали от конкурса?"
С уважением,

Геннадий Шикунов   22.01.2022 22:00   Заявить о нарушении