Шаловливая девчонка

Когда дочь мне рассказывает о своих проказниках– двойняшках, я ей отвечаю: «А ты забыла, что  сама вытворяла, когда была маленькой»?
Описанные - истории из жизни.   Наша семья тогда жили  в Азербайджане в  городе Мингечауре.
Я уже писала в отдельном эпизоде в рассказе «Охотник», о шалостях моей младшей дочери Сусанны. Старшую дочь зовут Стелла.  Она старше  на четыре года и  три месяца от Сусанны.  От предприятия,  где  мы работали с мужем,   получили двухкомнатную квартиру на первом этаже.  Старшая дочь ходила в садик, а младшая когда подросла - в ясельки. Детский садик находился недалеко от нашего дома.
       Со старшей дочерью у нас не было проблем, а вот с младшей -  были и ещё какие……
Стелла   была как вторая «мама»,   так  мы её   называли.  Она  очень беспокоилась о младшей сестрёнке, боялась, чтобы она  никуда со двора не уходила.
  Дети играли  всегда вместе под нашим окном и под балконом.  Так как город находился в сейсмической зоне, где вокруг были горы, то дома  строились  с высоким фундаментом первых этажей.    Муж часто ездил  в командировки. 
В то время, в семидесятые  годы, для женщин вошли в моду  тени для глаз. Хорошей импортной косметикой торговали спекулянты, как их тогда называли.   Свою продукцию  продавали   очень дорого. 
       Муж с командировки привёз мне тени, пудру, тушь и духи.  От  такого подарка я была в восторге, но недолго  пришлось мне радоваться. …
В выходной день мы с мужем  пошлина  на  рынок. Наши дети играли  во дворе около балкона. Старшей дочери строго приказали следить за сестрёнкой.
       Вернувшись  с рынка, мы заметили, что детей  нет во дворе.  Когда мы зашли в квартиру,  соседская девчонка,  согнувшись,   выскочила  на  улицу и села на лавочку во дворе напротив нашего окна.
-   Посмотри на эту  малую, она вся разукрашенная, капец  твоей косметике, это малая  наша засранка наверное её разукрасила,- сказал муж.
   Меня  словно кипятком облили. От  всего увиденного я просто потеряла речь.  В тушь и тени  для глаз  была налита вода, а помада была  раскрошена.
     -А ну быстро марш в угол,- сердито закричал муж.
   Я никогда не била детей, а  тут не выдержала, надавала  Сусанке по попе, когда она выскочила с угла со словами, что она больше не будет. Муж её снова в угол поставил и старшую  дочь за то, что позволила такое натворить.
 Раздался  настырный звонок в дверь. Я открыла  и увидела  раскрасневшуюся  соседку с другого подъезда.
   -Это твоя Сусаннка, разрисовала мою Ленку?- гневно спросила она.  – Я  голову её  под кран сунула, ели отмыла.  Смотри, какая хитрая  твоя дочь,  себя не накрасила.
      -Наверно твоя красавица её попросила. Мы  Сусаннку и Стеллу  наказали, вон обе  стоят в углу.
 Давай проходи, успокойся,  мне ещё хуже досталось, чем тебе.   Я показала  ей « чудесную картину» на столе.  Обе рассмеялись.
    -Пойдём на кухню лучше чай пить с ежевичным вареньем,- пригласила я её.
Сидя за столом, соседка продолжала рассказывать: «знаешь   у моей гомнюшки  весь лоб и брови были исписаны чёрным карандашом, а  губы до самого носа были наведены  красной помадой и тени под бровями намазаны. Одним словом клоунада и только.  Я её`  хорошенько  отлупила. Она часто моей помадой себе губы красит, когда меня дома нет, спрячу - всё равно находит.
    Наверное,  когда  вырастут, то вспомнят, что выделывали своим родителям,- сказала я смеясь .
   
       Однажды, когда   мы  пошли с мужем в магазин,   Сусанна осталась  во дворе играть с соседскими детьми.  А  старшая дочь со своей подружкой пошла за мороженым.  Когда мы   зашли во двор,  увидели, Сусанну, сидящую в обнимку с тётей Аней, женщиной с нашего  дома.
   -Слушайте, сегодня  я чуть в обморок не упала из-за  Сусаннки. Вышла поседеть на лавочке, смотрю,  она висит на дереве вниз головой и кричит, а вокруг никого нет. Я её ели сняла, она же большая стала. Платье разорвалось почти до края, упала бы и голову разбила.  Я вовремя  вышла.
      Эту женщину все  в доме уважали. Она была на пенсии и  жила одна. Детей очень любила, а сама никогда  не была замужем. Она с удовольствием смотрела за детьми, если кому-то  надо было сходить в магазин или на рынок. 
   Ещё один смешной случай был, когда я работала  мастером  смены на заводе, а муж  на ночь поехал со своим  братом на рыбалку.  У меня смена начиналась с шести часов утра. Было лето. Я попросила  свекровь, чтобы она пришла к нам ночевать и утром отвела детей в садик.
  Когда закончилась смена ко мне подошла соседка с нашего дома  сменщица.
  -Вер, а почему   ваша Сусанна  пришла в садик в платье  снежинки, я чуть со смеху не упала и воспитатели тоже. Они у меня спрашивали, кто  её  так нарядил?.
   -Да ты что!-  удивилась я.
- Она так выбражала,  всё по сторонам смотрела, словно говорила: « Смотрите, какая я красивая».  А  мой сын спрашивает; « А что это Сусаннка такое платье одела, разве можно сейчас его одевать?
  -Наверно, ей так захотелось,- ответила я ему.
Когда я пришла со смены домой, отругала Стеллу и бабушку заодно.
 - *Ахчи,  слушай, не хотела она другое одевать, что ты приготовила, а мы опаздывали, по - этому пошли так, как она закапризничала,- оправдывалась свекровь.
- Мама, а она драться ко мне кинулась, когда   я  не давала ей платье  «снежинку». Я хотела её отлупить, а бабушка не разрешила,- сказала:  «пусть  мать с ней сама  разбирается. На чёрта это мне надо!»  (Это было любимое ругательство свекрови).
        Когда  через три дня  я пришла на работу в другую смену,  подошла  к своей соседке.
 -Дорогая,  а что это твой Рауф пришёл в садик в костюме  ковбоя?- преподнесла я ей сюрприз.
Хохотали до слёз. Вот что вытворяли наши любимые детки.
     Каждое лето я уезжала с детьми в Ростов к маме и сестре.  Дети так радовались, им интересно было лететь самолётом. Сусанна  и Стелла с любопытством смотрела на облака,  горы, море. А малышка ещё успевала смотреть на пассажиров, сидящих рядом.  Да ещё  спрашивала, куда они летят. На вопрос девочки они конкретно отвечали куда летят и улыбались.
    В Ростове нас встречала сестра Люба.  Сколько  было радости от встречи. Кроме подарков я привезла детям  мальчику и девочки две  красивые деревянные ложки. Когда сели кушать, Сусаннка отняла ложку у Саши, Любиного сына.  Когда  мальчик  пытался  забрать  назад  ложку,  она  треснула  его по голове, ложка раскололась, а на  лбу  у него  образовалась  шишка.  Мальчик расплакался.  Всё закончилось  благополучно   с миром, но ненадолго…..
   Мы расположились  отдыхать.  Прибегает Любина дочь Наташа со слезами и мычанием. Сусаннка ей каким-то образом прищепила язык прищепкой. За этот поступок  я поставила её в угол, но она и пять минут там не стояла и с обещанием, что больше не будет так поступать, выскочила оттуда.
        Так как было жарко, мы вечером постелили всем на полу. Что потом творилось …..  Детвора от радости стали кувыркаться,  хохотать, заворачиваться  в простыни и кричать во всё горло.  Прибежала соседка снизу и стала возмущаться, но когда увидела, что это гости рассмеялась.
     - А вы ещё долго будете гостевать? – спросила она загадочно.
 -Через два дня мы уезжаем в гости на Украину, - ответила сестра.
       Когда  потушили свет, только тогда дети успокоились.
Проведав всех родственников на Донбассе, мы довольные и счастливые вернулись домой.
    Муж, когда дети были ещё маленькими, научил играть их в шахматы. В три годика старшая  дочь уже   усвоила  эту игру. Когда подросла  Сусанна,  и  её  отец научил играть.    В нашем  городе открылась   шахматная  школа,   дети с  удовольствием  ходили туда  заниматься.
      В шестом классе Стелла участвовала   в   республиканских соревнованиях в городе Баку и заняла третье место.  Вся семья радовались  за неё.   Между школами  часто проводились соревнования по  шахматах.  Муж  повёл младшую дочь  на конкурс, но она  не прошла по возрасту. Тренер пригласил в перерывах её поиграть с ним.
-   Я просто обалдел!  Как она хорошо играет.  – Пускай она попробует сыграть с победительницей, - предложил он.
   Сусаннка - выиграла. Девочка   расплакалась. Но её успокоили и сказали,  первое место - остаётся за ней, а Сусанна - не участница конкурса.  Впоследствии  девочки  стали подружками.   Дочь не только была шалунишкой и шкодницей.   В школе  она была отличницей,    хорошо училась в музыкальной школе по классу скрипки,   занималась в кружке  рисования.
         Дочери  часто были  победителями проводимых конкурсов. Когда мы приехали на Украину, Сусанна будучи студенткой, участвовала  в конкурсах  и стала кандидатом в мастера спорта.
   Вот такими семейными историями  я с вами поделилась.
 Примечание:* Ахчи, обращение к женщине по армянски.


Рецензии
Здравствуй,красавица. Три года назад умер муж,с которым прожила 50 лет, и я выпала
в осадок. Три последних рассказа написала,когда он был жив,сейчас только напечатала.Писать не могу6головенка не соображает и болит.но как наркомана тянет к ноутбуку.

Рассказ твой симпатичный,теплый,написанный с любовью. Ошибочки есть и пробелы делай между абзацами.
Всего доброго тебе,твоей шалунье,старшей дочери и мужу.Будьте счасливы. С уважением

Анна Куликова-Адонкина   22.07.2022 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.