Звезды на стене ценою в жизнь

 
Дарья была рукодельница. Она вышивала, стегала ватные одеяла, выбивала кружево на старенькой швейной машинке Зингер.  Она всегда придумывала, какие-то свои замысловатые узоры. Это помогало ей прокормить семью в тяжелые годы гражданской войны, во времена раскулачивания и в годы Великой Отечественной войны.

Сын Володя, последний из троих детей Дарьи, кто смог выжить в те непростые времена, унаследовал от матери творческие  способности. Он с детства постоянно рисовал и когда пошел в армию, там написал портрет комиссара. Написал хорошо, его заметили и отправили учиться в студию военных художников имени М. Б. Грекова.

Дарья гордилась своим сыном и когда весной белила хату, то в комнатах вверху по стенам  расписала орнаментом, где везде чередовались красные звездочки, как у ее Володи на погонах. Цветы, завитки и звездочки.
 
Красиво  так получилось, все сельчане ходили и удивлялись, как она так смогла. Красок тогда было мало, но Дарья вышла из положения, использовала природные краски: желтую глину, сок бузины, сажу. Особенно замечательно и ярко получились звезды, ведь краску для них она взяла у сына в этюднике.

Началась война. Сын Володя, имел бронь, как художник, и мог остаться в тылу, но сразу ушел добровольцем на фронт: « Мама, я не могу отсиживаться дома, когда все мои друзья на фронте, когда Родине угрожает опасность».
 
Поцеловал молодую жену, маленькую дочку Люсю, обнял плачущую Дарью, вмиг состарившегося отца и ушел.
Ушел и пропал без вести. Только одно письмо получили и все. Дарья знала, что сына перебросили под Ржев, а тогда ходили слухи, что из Ржевских болот не возвращаются. Там бои были очень кровопролитными.

Дарья с мужем Гаврилой места себе не находили, она каждый день встречала почтальонку, выспрашивала сельчан, вернувшихся по ранению, просила невестку писать запросы в военкомат. Но про сына никто ничего не знал, и на запросы в военкомате не отвечали.

Осталась у Дарьи и ее мужа одна радость в жизни - маленькая внучка Люся, с которой сидели старики, ведь невестке приходилось работать почти сутками.
Фашисты наступали, тяжелые бой шли уже в  самом Воронеже и по всему Юго-Западному фронту. Город был почти весь разрушен, и вся его  правобережная часть была занята фашистами. Немцы смогли  зайти далеко вглубь области, надеясь взять город в кольцо.

Через село Лесковое шли обозы с ранеными и эвакуированными. Брели колонны беженцев. Местная администрация тоже уехала. До фронта было километров двадцать, не больше.
 
Начались налеты немецкой авиации. Они беспорядочно бомбили все подряд. В деревне сгорело несколько дворов, вместе с людьми. На огородах остались огромные воронки. Народ ходил смотреть  на эти воронки и не знал, что будет завтра. Шум канонады был все ближе и ближе. Раненых в обозах все больше.

Говорили в конторе, прежде чем уехать, что немцы скоро войдут в село, практически  через день или два, так как тут нет ни обороны, ни войск, защищать некому. Все основные силы Красной Армии были сосредоточены на обороне Сталинграда и на подступах к Москве.

К Дарье зашел попрощаться ее сосед, учитель. Он тоже собирался  уезжать. Зашел и увидел ее роспись со звездочками по всему дому. Покрутил головой и сказал: «Дарья Яковлевна, надо, что-то сделать. Закрасить или как то еще убрать красные звезды. А то завтра придут фашисты, увидят и дом сожгут, и вас расстреляют».

Дарья развела побелку, макнула в нее кисть, замазала одну звезду. Остановилась, долго стояла молча, потом отбросила кисть и сказала мужу:  «Не буду. Не хочу ничего закрашивать. Пусть будут звезды, не боюсь я. Сожгут, убьют, значит, и жизнь кончилась». Гаврила, молчаливый от природы, только согласно кивнул в ответ.

Дарья, сходила на работу к невестке и попросила ее забрать внучку Люсю в другой дом, к своим родственникам, где не нарисовано  ничего на стенах. Там ребенку будет безопаснее.
 
Наступила ночь. В эту ночь  в деревне никто не спал, люди понимали,  что линия фронта приближается. Все кто смог уехать, уехали.
Остальные прислушивались к взрывам и стрельбе, эхом, разносившимся по полям. Канонада не утихала ни на минуту. Было очень страшно.
 
И вдруг под утро все стихло, сельчане даже не поняли, в какой момент стало тихо. В селе не могли понять, что произошло. Немцев видно не было.
 
К обеду через село на фронт прошла колонна машин со звездами на бортах. Они везли боеприпасы. Остановившись на минуту, набрать воды, молоденький лейтенант сказал, что наступление немцев остановлено, их откинули назад и теперь село Лесковое снова в глубоком тылу.
 
Новость разлетелась по всем хатам почти мгновенно. Дарья выдохнула, когда ее услышала, ноги у нее подкосились от радости. Неужели остановили? Слабая надежда затеплилась у людей. Бои еще шли совсем рядом, но враг теперь откатывался назад.
 
Дарья  вернулась домой, подошла к росписи и стала гладить звезды, они напоминали ей о единственном сыне. Слезы текли по ее щекам. Предчувствие матери ее подсказывало, что больше сына она не увидит. Дарья долго стояла лицом к стене, потом взяла себя в руки и пошла, забирать назад внучку Люсю.
 


Рецензии