Ник Батциг. Справедливость, милосердие и Евангелие

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ И ЕВАНГЕЛИЕ
Николас Батциг

За последние три десятилетия специалисты по этике, ученые и политики неуклонно адаптировали институционализированный язык академии. В свою очередь, они стратегически упаковали социальные программы в политическую практику, прикрепив к ним слово “справедливость”. Сейчас мы постоянно слышим об экономической справедливости, климатической справедливости, расовой справедливости, гендерной справедливости и - самое зловещее из всех - репродуктивной справедливости. Чтобы еще больше запутать ситуацию, как в обществе, так и в церкви фраза "социальная справедливость" стала универсальной для любой конкретной комбинации социальных программ. Это означает, что такая фраза  может функционировать как троянский конь для любой выдвигаемой повестки дня.
Это должно глубоко беспокоить христиан не просто потому, что ложные и опасные повествования придают форму и направление будущему любой страны, но потому, что Бог искупил Свой народ, чтобы Он был народом истины. Он призывает нас ревностно оберегать наши собственные сердца и совесть от ложных философий - и, самое главное, оберегать истину Евангелия.
Подходя к этой теме, мы сталкиваемся с рядом трудностей, связанных с правосудием. Во-первых, идеи, к которым в нашей культуре было применено слово “справедливость”, иногда содержат проблемы, о которых мы должны беспокоиться (например, расовая несправедливость), иногда содержат смесь правды и ошибки, а иногда - как в случае с репродуктивной справедливостью - являются злейшим извращением истины в целом.
Еще одна проблема заключается в том факте, что некоторые социальные проблемы, которые наше общество классифицирует как проблемы справедливости, на самом деле являются вопросами милосердия. Забота о бедных и нуждающихся часто является в Писании вопросом милосердия, а не гражданских принципов справедливости. Контекст определяет подход. Хотя угнетение бедных является социальной несправедливостью, сострадательная забота о бедных - это вопрос милосердия (НЕВЕРНО! - Пер.). Когда справедливость и милосердие соединяются и смешиваются, то, что должно быть добровольными актами сострадания, становится актами несправедливости, совершаемыми по гражданскому принуждению и в судебном порядке.
Третья трудность, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что многие христиане не стремились определить справедливость и милосердие в соответствии с Писанием. В конечном счете, такое непонимание этих двух атрибутов приводит к непониманию Евангелия.
Чтобы заложить что-то вроде библейского фундамента для этой последней трудности, нам нужно иметь библейское понимание этих двух специфических атрибутов Бога, а именно справедливости и милосердия. Нам нужно знать, что Библия говорит о них на вертикальном и горизонтальном уровнях. Затем нам нужно понять, как библейское учение о справедливости и милосердии подкрепляет наше собственное понимание Евангелия и информирует нас о том, как мы должны жить как христиане в этом падшем мире.

Источник справедливости и милосердия

Мы не можем начать с рассмотрения справедливости или милосердия на уровне гражданской сферы - не говоря уже о нашем понимании Евангелия - без предварительного установления Божественного источника справедливости и милосердия. Мы должны признать, что у нас никогда не было бы понятия “справедливость” в социальной сфере, если бы не было справедливого и святого Бога, Который показывает, как выглядит справедливость. Кроме того, у нас никогда не было бы “милосердия” в социальной сфере, если бы не было милосердного Бога.
В Притчах 28:5 говорится: “Злые люди не понимают справедливости, но те, кто ищет Господа, понимают ее полностью”. Это происходит именно потому, что Господь является Источником всей истинной справедливости. В Ис. 45:21 Бог Завета провозглашает: “Нет другого Бога, кроме Меня, Справедливого Бога и Спасителя; Нет никого, кроме Меня”. Бог бесконечно справедлив. Это одно из Его многочисленных совершенств. Бог должен бороться со злом, наказывая его соразмерно его природе. Бог должен был просто принести осуждение и вынести приговор человеческому роду всего за один грех. Грех Адама был направлен против бесконечного и вечного Бога и, следовательно, заслуживал справедливого наказания, соизмеримого с Существом, против Которого он согрешил.
Бог также является Источником всякого истинного милосердия. Библия повсюду учит, что Бог милостив и полон сострадания. Бог бесконечно и вечно милостив. Мы видим этот принцип в действии даже в том, как Он не уничтожил наших первых родителей сразу же, когда они согрешили. Вместо этого Он дал им обещание Евангелия (Быт. 3:15) и систему жертвоприношений, которая указывала на искупление, что Он обеспечит через жертву Иисуса Христа. Бог "изобилует милостью" (Пс. 103:8), Бог, который "наслаждается милостью" (Мих. 7:18), и Тот, Кто "богат милостью" (Еф. 2:4).
Нас учат быть милосердными, принимая во внимание сострадание и милость Божью. Иисус сказал: “Будьте милостивы, как милостив Отец ваш Небесный” (Лк. 6:36). Это утверждение происходит в контексте того, что наш Господь напоминает нам, что Бог в Своей общей милости и благодати дает благочестивым и нечестивым, справедливым и несправедливым, солнце и дождь. Соответственно, милосердие - это проявление доброты и щедрости по отношению к другим, когда они не имеют на это никаких прав.

Определение справедливости и милосердия

Исходя из того, чему учат Священные Писания о Боге как Источнике всей истинной справедливости и милосердия, нам необходимо установить точные библейские определения справедливости и милосердия. В Мих. 6:8 - отрывок, к которому апеллирует почти каждый сторонник социальной справедливости  -  мы обнаруживаем очень четкое различие между справедливостью и милосердием. Справедливость и милосердие - хотя и не противоречащие друг другу, но все же очень разные библейские характеристики. Михей говорит: “Он сказал тебе, о человек, что есть добро; и чего требует от тебя Господь, как не творить справедливость, любить доброту и смиренно ходить с твоим Богом?” Согласно этому стиху, вершить правосудие, любить милосердие и смиренно ходить перед Богом - это три отличительные черты благочестия. Это означает, что даже когда мы находим принципы милосердия, заложенные в Законе Моисея, это не делает их принципом справедливости. Для некоторых стало обычным смешивать справедливость и милосердие, говоря о достойном правосудии или справедливом милосердии. Михей учит нас, что эти два атрибута отличаются друг от друга, хотя и не противоречат друг другу.
Когда Ветхий Завет говорит о справедливости в гражданской сфере, он имеет в виду воздаяние другим по заслугам в соответствии с законом Божьим. Напротив, милосердие - это добровольное проявление сострадания к другим, когда они не имеют права требовать этого от него. Справедливость строится на том, чтобы быть обязанным чем-то другому. Милосердие основано на проявлении сострадания к тем, кто его не заслуживает.
В своей книге "Социальная справедливость: как добрые намерения подрывают справедливость и Евангелие" Кэл Бейснер определяет библейскую справедливость следующим образом,
[Правосудие-это] “беспристрастное и пропорциональное воздаяние каждому по заслугам в соответствии с праведным стандартом Божьего нравственного закона”.
- Беспристрастность. Те, кого Бог наделил властью в гражданской сфере, обязаны выносить справедливые решения и суждения без дискриминации по признаку социального статуса, этнической принадлежности или социально-экономических соображений. Таков принцип беспристрастности.
Это ясно видно в гражданском праве Израиля Ветхого Завета. В Исх. 23:2-3 мы читаем,“Вы не должны идти со многими, чтобы творить зло, и вы не должны свидетельствовать в суде вставая на сторону многих,чтобы извращать правосудие, и вы не должны быть неравнодушны к бедному человеку в его суде". Затем в стихе 6 мы читаем: “Вы не должны извращать правосудие из-за ваших бедных в их делах"
- Соразмерность-это принцип, согласно которому наказание должно соответствовать преступлению, а награда должна быть соразмерна благу. Что касается первого, то в Писании говорится: “Тот, кто проливает человеческую кровь, через человека должна быть пролита его кровь, так как он есть образ Божий” (Быт. 9:6). Что касается последнего, то Притчи учат, что человек, который усердно трудится, пожнет плоды своих усердных трудов, но что ленивый человек не будет есть из-за своей лени.
Закон Ветхого Завета дал определенное количество принципов, которые помогут нам понять, что такое гражданская справедливость. В то время как Закон Моисея был для теократического Израиля и сегодня не является обязательным для нас, принципы справедливости в нем являются вечными принципами.
Герман Бавинк изложил три руководящих принципа библейской справедливости:
“1) виновное лицо никоим образом не может считаться невиновным (Втор. 25:1; Притч. 17:15; 24:24; Ис. 5:23);
(2) праведные не могут быть осуждены (Исход. 23:7; Втор. 25:1; Пс. 31:18; 34:21; 37:12; 94:21; Притч. 17:15; Ис. 5:23);
(3) права бедных, угнетенных, поденщиков, вдов и сирот в особенности не должны нарушаться, а, наоборот, должна обеспечиваться их защита и поддержка (Исх. 22:21Ф.; Втор. 23:6; 24:14, 17; притч. 22:22; Иер. 5:28; 22:3, 16; Иез. 22:29; Зах.7.10).”
Писание также излагает принципы милосердия. В ветхозаветном гражданском праве владелец поля не должен был срезать углы своей собственности (Лев. 23:22). Это был принцип милосердия к бедным и нуждающимся. Не было никакого гражданского наказания, если владелец поля решал не подчиняться этому принципу милосердия. Он, несомненно, будет привлечен к ответственности за свои действия в судный день; однако это не было уголовно наказуемым законом - следовательно, это был принцип милосердия, а не принцип справедливости. Сделать это принципом справедливости значило бы отрицать восьмую заповедь и личную собственность. Если бы кто-то заявил, что ваш сосед имел право на эту часть вашей земли, это означало бы, что процент от всего, чем вы владели, принадлежит вашему соседу. Это неприемлемо, так как было бы невозможно разместить такой процент на вашей личной собственности в целом.
Однако Бог призывает христиан быть великодушными людьми. Иисус говорит: “Давайте, и вам будет дано”. Апостолы повсюду говорят о заботе о бедных и нуждающихся. Эта щедрость должна быть бескорыстными, радостными актами милосердия. Еще один принцип милосердия заключается в том, что Бог призывает нас “делать добро всем, особенно семье веры” (Гал. 6:10). Это означает, что мы несем ответственность за заботу о тех, кто находится в Церкви, в первую очередь. Августин разработал свою теорию “моральной близости", чтобы решить этот вопрос. Мы не можем заботиться обо всех потребностях каждого человека в мире, поскольку у нас мало времени и ресурсов. Следовательно, мужчина должен обеспечивать свою семью, семья должна обеспечивать своих членови, а церковь должна стремиться заботиться о нуждах общины, в которую Бог поместил их. Августин писал: "“Всех людей нужно любить одинаково. Но так как вы не можете делать добро всем, вы должны проявлять особое отношение к тем, кто случайно, в силу времени, места или обстоятельств, оказался в более тесной связи с вами...Так как вы не можете делать все для блага всех, вы должны заняться этим вопросом...в зависимости от того, как каждый человек оказывается в настоящее время более тесно связан с вами".
Мы также призваны признать, что в этом падшем мире не будет совершенной справедливости или милосердия. Иисус сказал: "Бедные всегда будут с вами" (Мф. 26:11). Когда Августин боролся с вопросом о месте Божьих атрибутов справедливости и милосердия в этом падшем мире, он пришел к выводу, что Бог отмеряет достаточно справедливости, чтобы заверить нас в том, что наступит день совершенной справедливости, и что Он проявляет достаточно милосердия к грешникам, чтобы мы могли знать, что наступит день полной реализации Божьей милости к тем, кого Он искупил. Это не означает, что мы отказываемся от нашей ответственности жить как справедливые и милосердные люди в этом мире. Скорее, это должно напомнить нам, что в этой жизни не будет утопического мира справедливости.
Кроме того, в этой жизни всегда будут разные результаты. Мы можем называть это неравенством, но это не обязательно несправедливость. Для Божьего суверенитета есть разные результаты по целому ряду причин. Некоторые из них являются физическими, некоторые - интеллектуальными, а некоторые носят косвенный характер. Мы должны учитывать различия в жизни и опыте отдельных людей, основанные на Божьем суверенитете, семье, физическом потенциале, интеллектуальных способностях и косвенных факторах. Нет несправедливости в том, что некоторые люди выглядят лучше других или что у них больше физической силы, чем у других. Таковы реалии неравенства, с которыми нам приходится жить в этом падшем мире.

Справедливость и милосердие в Евангелии

В истории человечества была одна нация, у которой были совершенные законы -теократический Израиль Ветхого Завета; и все же поколение за поколением были такими же нечестивыми - или более нечестивыми - чем народы вокруг них. Несправедливость в Израиле была настолько ужасна, что пророк Аввакум воскликнул: "Закон обессилел, и справедливость никогда не восторжествует" (Авв. 1: 4). Проблема сохранялась до изгнания, а затем и до пришествия Христа в мир. Закон никогда не мог породить праведных и милосердных мужчин и женщин. Должен был быть лучший способ. Бавинк объясняет: "“Пророки, псалмопевцы и авторы притчей постоянно жалуются на ужасную реальность того, что не было справедливости для бедных, вдов, сирот, иностранцев и нуждающихся, хотя право было полностью на их стороне, и они были праведными и благочестивыми. Поэтому часто для истинно верующих не существовало справедливости; в судах и в повседневной жизни их обычно судили неправильно, игнорировали, притесняли и преследовали. Соответственно, они с нетерпением надеются на будущее, на Мессию, Который будет праведной Ветвью (Иер. 23:5 и далее), праведником (Зах. 9:9), который будет судить не по тому, что видят его глаза, а по праведности (Ис. 11:3-5). Его суд прежде всего будет заключаться в том, чтобы помочь и спасти нуждающихся, которых сейчас игнорируют, угнетают и которые тщетно взывают к справедливости; в том, чтобы сжалиться над бедными; и в искуплении их жизни (Пс. 72:12-14). Следовательно, осуществление правосудия было  особенно очевидно при искуплении несчастных. Таким образом, отправление правосудия с оглядкой на нуждающихся становится актом благодати и милосердия”.
Слово, от которого мы получаем наше английское слово “справедливость", связано с еврейским и греческим словом , которое мы переводим как " праведность”. Когда мы переходим к Новому Завету, мы быстро узнаем, что великая проблема несправедливости в Ветхом Завете так и не была решена. Новый Завет объясняет, что проблема в том, что все люди в корне несправедливы. Апостол Павел писал: “Нет праведного, нет никого” (Рим. 3:10). Это означает, что по своей природе мы “несправедливы”. Проблема греха - это проблема неправедности, а проблема неправедности - это проблема человеческого существования в этом падшем мире.
Решение этой проблемы можно найти исключительно в Евангелии. В полноту времени вечный Сын Божий пришел в мир, чтобы родиться по закону и умереть на кресте. Павел резюмировал это решение, когда написал: "Бог сделал то, чего не мог сделать закон, ослабленный плотью. Послав Своего собственного Сына в подобии греховной плоти и за грех, Он осудил грех во плоти" (Рим. 8:3). В Евангелии царит совершенная гармония Божественной справедливости и милосердия. Чтобы оказать милость таким несправедливым грешникам, как мы, Иисус в совершенстве соблюдал закон Божий, а затем умер вместо нас за нашу несправедливость. Наши грехи были вменены Ему, чтобы Его совершенная праведность была вменена нам, верующим в Него (2 Кор. 5:21). Величайшая несправедливость, которую когда-либо знал мир (т. е., распятие безгрешного Сына Божьего) - это великое решение нашей несправедливости и нашей потребности в милосердии. Не отказываясь от Своей справедливости, Бог расправился с несправедливостью и оправдал верующих. Изливая Свой гнев на Своего Сына за наш вмененный Ему грех, Бог теперь может быть "справедливым и оправдывающим того, кто верит в Иисуса" (Рим. 3:26).
Когда мы приходим ко Христу только верой, нас учат жить как справедливые мужчины и женщины в этом падшем мире. Мы становимся солью и светом. Бог призывает Свой народ жить в соответствии с библейскими принципами справедливости и милосердия. Своим Духом Бог дает нам возможность быть честными в наших отношениях с нашими ближними и быть полными милосердия к нуждающимся. Мы становимся всепрощающим народом, добрым, сострадательным и честным народом. Мы по-прежнему нуждаемся в милосердии, которое Иисус проявляет к нам в Евангелии, и мы готовы быть милосердными к тем, кто, как и мы, не заслуживает милосердия.
Поскольку дискуссии и дебаты продолжаются в церкви и в социальных сетях, давайте сопротивляться желанию слепо поддерживать все, что называется справедливостью. Вместо этого давайте будем мужчинами и женщинами, которые последовательно применяют принципы Священного Писания везде, где есть истинная несправедливость и где есть реальная потребность в милосердии. Неспособность сделать это неизбежно подорвет принципы самого Евангелия.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии