Что Павел имеет в виду под праведностью Божьей?

ЧТО ПАВЕЛ ИМЕЕТ В ВИДУ ПОД ПРАВЕДНОСТЬЮ БОЖЬЕЙ?
Том Шрайнер

Я пытаюсь ответить здесь на то, что Павел имеет в виду под фразой" праведность Божья "(dikaiosyn "теу") и под термином "праведность", когда он использует эти выражения для обозначения Божьей спасительной праведности. Павел часто использует существительное праведность , чтобы обозначить этическую правду - то  поведение, что угодно Богу (напр., Рим. 6:13, 16, 18, 19, 20; 2 Кор. 6:7, 14; 9:9; 11:15; Еф. 4:24; 5:9; 6:14; Фил. 1:11; 3:6; 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22; 3:16; 4:8; Тит. 3:5). Все согласны с тем, что Павел часто использует слово "праведность" для обозначения жизни, угодной Богу. Но цель здесь состоит в том, чтобы понять, что означает Божья праведность, когда Павел использует ее в богословски значимых отрывках - в текстах, где он говорит о Божьем даре праведности.
Некоторые ученые утверждают, что Божья праведность относится к Его преобразующей праведности. Это мнение подтверждается пятью аргументами.

5 аргументов в пользу праведности Божией как преобразующей

Во-первых, говорится, что Божья праведность "открыта" (Рим. 1:17) и "проявлена" (Рим. 3:21). Следовательно, утверждается, что Божья праведность - это действенная работа Бога, которая не может быть ограничена простым заявлением, поскольку она включает в себя все творение, а не только отдельного человека. То, что провозглашает Бог, становится реальностью, поскольку Он является Искупителем и Творцом.
Во-вторых, параллелизм между Божьей "силой" (Рим. 1:16), Его "праведностью" (Рим. 1:17) и Его "гневом" (Рим. 1:18) также выдвигается в защиту преобразующего взгляда. Все они понимаются как порождения рлного источника, указывающие на активность Бога, проявленную в мире. Его праведность - это не просто статичное высказывание, но представляет собой активное высвобождение Его силы. Точно так же действует Божий гнев, осуждающий людей за их грех, заключающийся в том, что они не поклоняются Богу и не восхваляют Его (Рим. 1:18-32).
В-третьих, Божья праведность в Ветхом Завете часто параллельна его спасению, истине и милосердию. Этот фон демонстрирует, что Божья праведность-это Его спасительное действие ради Своего народа, и оно не должно ограничиваться судебной декларацией. Божий дар и Божья сила неотделимы друг от друга.
В-четвертых, в Рим.3.24  Божья праведность совершается "через искупление, которое во Христе Иисусе". Искупление означает свободу и освобождение от греха через Иисуса Христа, что находит свой прецедент в освобождении Богом Своего народа из Египта. Если праведность становится нашей через освобождение от греха, совершенное Иисусом Христом, и тогда праведность должна включать идею свободы от греха. Таким образом, праведность включает в себя понятие преобразующей силы Бога.
В-пятых, Павел говорит о благодати, царящей через праведность (Рим. 5:21), о служении праведности (Рим. 6:18-19; 2 Кор. 3:9) и о подчинении Божьей праведности (Рим. 10:3). Поэтому оправдание не может ограничиваться юридическими категориями. Бог преображает тех, кого Он объявляет правыми. То же самое утверждается в 2 Кор.3.8-9 . Те, кто получает пользу от "служения праведности", также наслаждаются "служением Духа". Действенная работа Духа является неотъемлемой частью Божьей праведности.

5 причин, по которым праведность Божия для Павла все же является судебной

Несмотря на некоторые обоснованные идеи о том, что праведность преобразует, аргументы в пользу такой точки зрения преувеличены, и праведность у Павла следует понимать именно как судебную.
Во-первых, в предыдущем вопросе было отмечено, что словесную форму у Павла следует понимать в терминах Божьего провозглашения.
Во-вторых, Павел часто говорит, что люди праведны по вере (напр., Рим. 1:17; 3:22, 26; 4:3, 5, 9, 13; 9:30; 10:4; Гал. 2:16; 3:6, 11; 5:5; Фил. 3:9). В таких контекстах Павел противопоставляет праведность по вере праведности по делам. Обычно люди объявляются праведными в человеческих судах на основании их хорошего поведения. То есть, если они делали то, что хорошо, они объявляются правыми; но если они делали то, что плохо, они осуждаются. Павел, однако, утверждает, что праведны перед Богом не те, кто делает, а те, кто верит (Рим.4.4-5). Воистину, никто не может быть праведен делами перед Богом, ибо все не достигли того, чего Он требует (Рим. 3:23). Праведность по вере, следовательно, должна относиться к дару праведности, данному людям Богом. Человеческие существа оправдываются не на основе поступков, а на основе веры. Бог объявляет нечестивых праведными (Рим. 4:5). Павел также не рассматривает веру как "дело", заслуживающее провозглашения праведности. Вера спасает, потому что она полностью зависит от того, что Бог сделал для верующих во Христа. Она основывается на смерти Христа для прощения грехов и Его воскресении ради их оправдания (Рим.. 3:21-26; 4:25). Таким образом, праведность, данная верующим, чужая, поскольку она основана не на том, что они сделали, а только на Божьей работе во Христе. Это говорит о том, что праведность как дар дается тем, кто верит.
В-третьих, то, что праведность является судебной декларацией, также подтверждается связью между праведностью и прощением. Мы уже видели связь между праведностью и прощением в Рим.4.25 и 8.33.  Павел легко переходит от оправдания к прощению в Рим.4.1-8. Прощение Давиду грехов есть не что иное, как его оправдание-его правота перед Богом (Рим. 4:6-8). Идея не в том, что Давид был преобразован Богом, хотя Павел подчеркивает преобразующую силу Божьей благодати в других контекстах. Текст обращает внимание на грех Давида и его прощение Богом, подтверждая необыкновенную природу Божьей благодати, ибо Он прощает грешников и объявляет их правыми.
В-четвертых, идея о том, что праведность засчитывается (логизомаи) верующим, указывает на то, что праведность не является врожденной для верующих, что она дарована им Богом (Рим.. 4:3-6, 8-11, 22-24; 9:8; Гал. 3:6). Этот аргумент усиливается, когда мы добавляем, что праведность засчитывается тем, кто верит, а не тем, кто делает. Бог не "считает" грехи против тех, кто уверовал во Христа (2 Кор. 5:19). Это действительно странный расчет или подсчет, когда те, кто совершил зло, считаются праведными, поскольку Бог "оправдывает нечестивых" (Рим. 4:5). Однако это согласуется с представлением о том, что верующие получили "бесплатный дар праведности" (Рим. 5:17).
В-пятых, следует ли также понимать "праведность Божью" как судебную (особенно Рим. 1:17; 3:21, 22; 10:3; 2 Кор. 5:21)? Некоторые ученые утверждают, что Рим.3.5, где праведность параллельна Божьей "верности" и истине, поддерживает толкование верности в завете. Такое толкование едва ли ясно в Рим.3.1-8 , поскольку кажется, что Божья праведность здесь относится к Его суду над грешниками. Рим.3.4 , цитируя Пс. 50:4 (по LXX), относится к победе Бога, когда он судит грешников. Праведность Божья используется в контексте, который говорит о Его гневе, обрушенном на нечестивых (Рим. 3:5), и о его суде над миром в Последний день (Рим. 3:6). Вместо того, чтобы ссылаться на верность Божьему завету, этот текст относится к Божьему суду над нечестивыми за то, что они жили злым образом. Таким образом, Рим.3:5 вообще не имеет отношения к обсуждаемой теме, поскольку оно относится не к спасительной праведности Бога, а к его праведности суда. И вопрос, стоящий перед нами здесь, заключается в том, что подразумевается под спасительной праведностью Бога. Исходя из этих причин, лучше всего понимать "праведность Божью" как судебную декларацию.

Является ли праведность Божья судебной?

Сегодня часто утверждается, что Божья праведность у Павла относится к его преобразующей праведности, но тщательный анализ доказательств показывает, что Божья праведность у Павла является судебной. Когда Павел говорит о "праведности Божьей" и "праведности", он имеет в виду наше правильное положение с Богом, тот факт, что сейчас мы находимся в новых и правильных отношениях с Ним. Это слово не означает, что Божий народ внутренне преображается по Его благодати. Конечно, такая трансформация также является частью богословия Павла, но здесь подчеркивается, что Божья милостивая работа по изменению грешников не передается фразой "праведность Божья".

Фил.3.9

То, что "праведность Божья" относится к божественному дару, ясно из Фил.3.9, где Павел говорит о "праведности от Бога" (t"n ek theou dikaiosyn"n). Праведность не принадлежит Павлу, она проистекает из его соблюдения закона. Это праведность от Самого Бога, полученная верой в Иисуса Христа. Таким образом, Фил. 3:9 дает важный ключ к пониманию того, как мы должны интерпретировать Божью праведность в Рим.  1:17 и 3:21-22. Это относится к спасительной праведности Бога, данной в дар тем, кто верит. Отсутствие предлога "от" (ek) в тексте  Римлянам не имеет решающего значения, поскольку в каждом случае рассматривается одна и та же тема: спасительная праведность Божья, данная тем, кто уверовал. Маловероятно, что Павел использовал бы другое определение слова "праведность" в текстах, которые так похожи по содержанию - в текстах, которые противопоставляют праведность по вере праведности, соблюдающей закон. Мы видели, что некоторые утверждают, что праведность в Рим.1.17  параллельна Божьей силе и гневу. Правильно сказать, что каждый из родительных падежей должен быть идентифицирован как родительный падеж источника. Божий гнев, сила и праведность - все исходит от Него. Однако из сочетания терминов не следует, что все эти слова относятся к Божественной деятельности, если из этого можно сделать вывод, что Божья праведность должна быть преобразующей. "Сила", "гнев" и "праведность" (Рим. 1:16-18) не все имеют одно и то же значение. Фраза "праведность Божья" имеет совершенный смысл, если она обозначает дар Божьей праведности.

Параллели между Рим.10.1-6 и Фил.3.2-9

Мощным аргументом в поддержку идеи о том, что Божья праведность в посланиях к Римлянам и Филиппийцам имеет одинаковое значение, являются многочисленные параллели между Рим. и Фил.3.2-9.
Во-первых, здесь есть ссылка на Божью праведность.
Во-вторых, это контраст между праведностью по закону и праведностью по вере.
В-третьих, это параллель между стремлением Израиля утвердить свою собственную праведность и стремлением Павла утвердить свою праведность соблюдением закона.
В-четвертых, в частности, следует отметить Павла акцент на "не имея праведности моей, что исходит от закона" (Фил. 3:9), и Израиль пытается установить собственную праведность (Рим. 10:3)- это "праведность, которая осуществляется на основании закона" (Рим. 10:5).
Я хочу сказать, что параллельные контексты указывают на то, что праведность в Рим. 10 не может иметь определения, отличного от того, что мы видим в Фил. 3. В последнем случае праведность явно является даром, данным грешникам, - заявлением о том, что те, кто не соблюдал закон, но верил в Иисуса Христа, стоят праведными перед Богом. Таким образом, тот же самый дар праведности рассматривается в Рим. 10.В Фил.  3:9"праведность Божья" (ст. 3)"праведность от Бога""праведность ... основанная на законе" против "праведности, основанной на вере" (ст. 5-6)"праведность ... по закону" или "по закону" против "праведности ... через веру" или "зависит от веры"Израиль стремился установить собственную праведность, соблюдая закон (ст. 3). Павел стремился установить собственную праведность, соблюдая Закон. Израиль пытался установить  собственную праведность, основанную на законе (ст. 3, 5). У Павла не было собственной праведности, которая исходит из закона.

Рим.1.17 и 3.21-22

Более того, если таково значение Рим. 10, то весьма маловероятно, что Павел имеет в виду что-то другое в Рим. 1:17 и 3:21-22. Действительно, Рим. 3:21-22 раскрывает Рим. 1:17, разъясняя далее, как Бог объявляет праведными тех, кто заслуживает Божьего гнева из-за своего греха. Когда он говорит о Божьей праведности, объявляя грешников правыми перед ним по вере во Христа, он имеет в виду дар праведности - Божье признание невиновности. Павел смутил бы читателей, если бы в некоторых случаях он использовал выражение "праведность Божья" для обозначения дара праведного статуса от Бога, а в других - Божественной деятельности, которая преображает верующих, особенно потому, что эта фраза неизменно встречается в контекстах, которые противопоставляют праведность по вере праведности, соблюдающей закон. Если бы предполагалось иное определение, это необходимо было бы обозначить дальнейшими уточняющими заявлениями. Но не хватает таких уточняющих утверждений, подтверждающих, что во всех этих богословски весомых отрывках содержится одно и то же определение праведности.

2 Кор.5.21

То, что Павел ссылается на дар праведности, также ясно из 2 Кор.5.21 . Бог сделал Христа грехом, хотя Он был безгрешен, чтобы верующие "стали праведностью Божьей". Значение Божьей праведности разъясняется в ст. 19, который относится к прощению грехов. Этот стих также объясняет, как Бог мог даровать дар праведности тем, что являются грешниками. Необыкновенный дар праведности обретается через смерть Христа на кресте. Бог "сделал Его грехом", чтобы нечестивые могли стать праведными. Здесь утверждается взаимообмен между Христом и грешниками. Христос на самом деле не превратился в грешника. Он считался грешником, чтобы верующие считались  праведными. Когда мы видим, что Иисус на самом деле не стал грешником и что используется язык подмены, кажется вполне вероятным, что имеется в виду праведный статус верующих.

Рим.3.21-26

Рим. 3:21-26-это ключевой текст, который удивительно параллелен 2 Кор. 5:21. Этот абзац служит основой для Послания к Римлянам и является одним из самых важных (если не самым важным) разделов этого письма. Следует отметить размещение текста в письме. Павел закончил утверждать, что все без исключения грешат и заслуживают суда (Рим. 1:18-3:20). Он резюмирует эту истину в Рим.3.23. "Ибо все согрешили и лишились славы Божьей". Бог требует совершенного послушания, и все не соответствуют Его стандартам. Как же тогда люди станут правы с Богом? Павел утверждает в ст. 21-22, что правильные отношения с Богом достигаются не соблюдением закона, а верой в Иисуса Христа. Все люди, которые верят во Христа, оправданы Богом благодаря искуплению, совершенному Христом Иисусом (ст. 24).
Ст. 25-26 имеют особое значение для нашей темы. Бог провозгласил Христа искупительной жертвой благодаря кровавой смерти Иисуса. "Умилостивление" и "кровь" указывают на ветхозаветный культ и систему жертвоприношений. Дискуссия была сосредоточена на значении термина хиластирион и должно ли это быть "искуплением" (стиранием или прощением грехов) или "умилостивлением" (удовлетворением Божьего гнева). Я бы сказал, что те, кто защищает понятие умилостивления, более убедительны, поскольку этот термин включает в себя смысл предотвращения Божьего гнева -умиротворения или удовлетворения его праведности. Это хорошо согласуется с Рим. 1:18, где провозглашается гнев Божий против греха, и Рим. 2:5, где окончательный суд описывается как день Божьего гнева. Линия аргументации в Рим. 1:18-3:20 провоцирует читателя спросить, как можно предотвратить гнев Божий. Ответ в Рим.3.25  гласит, что гнев Божий был удовлетворен или умиротворен смертью Христа.
Слова, следующие за "умилостивлением", подтверждают эту интерпретацию. Павел объясняет, что Христос был представлен как "умилостивление", или "престол милосердия", чтобы продемонстрировать Божью праведность. Контекст показывает, что под "праведностью" Павел подразумевает Божью святость или справедливость, поскольку Павел сразу же ссылается на грехи, которые Бог пропустил в предыдущие эпохи. Передача грехов относится к грехам, совершенным ранее в истории, которые не получили заслуженного наказания в полной мере. Неспособность Бога наказать за такие грехи ставит под сомнение Его справедливость. Как он может подмигивать греху, терпеть его и при этом сохранять свою праведность и святость? Решение Павла состоит в том, что Бог смотрел вперед, на крест Христа, где Его гнев будет утолен и справедливость будет удовлетворена. Христос как заместитель взял бы на Себя полную плату за грех.
Толкование, предложенное выше, подтверждается ст. 26: "Это было сделано для того, чтобы показать Свою праведность в настоящее время, чтобы Он мог быть справедливым и оправдывающим того, кто верит в Иисуса". Смерть Христа как умилостивление, повторяет Павел, демонстрирует Божью святость и справедливость на современном этапе истории спасения. Таким образом, Бог является одновременно "справедливым и оправдывающим" тех, кто верит во Христа. Божья справедливость удовлетворена, потому что Христос понес полную расплату за грех. Но Бог также является Оправдателем, потому что на основании креста Христова грешники получают прощение через веру в Иисуса. На кресте Христовом встречаются справедливость и милость Божья. Божья святость удовлетворяется тем, что Христос несет наказание за грех, и Божья спасительная деятельность реализуется в жизни тех, кто верит во Христа. Некоторые возражают, что возмездие не может быть в поле зрения, поскольку основное внимание уделяется личным отношениям, а не возмездию. Но личные отношения и возмездие не противоречат друг другу. Божья справедливость - это не тот атрибут, который можно отделить от Его Личности.

Дальнейшие ответы на аргументы в пользу преобразующей праведности

На некоторые аргументы в поддержку преобразующей праведности были даны ответы, но нам нужно сделать паузу, чтобы прокомментировать некоторые из них, которые до сих пор не были рассмотрены.
Во-первых, откровение спасительной праведности Бога в истории не устанавливает преобразующую праведность. Божья праведность во Христе, безусловно, является эсхатологическим делом Божьим. Однако такое утверждение не обязательно устанавливает, что праведность должна определяться в терминах трансформации. Божье заявление о грешниках-это приговор последнего времени, который был объявлен до того, как наступил конец. Приговор действен в том смысле, что каждый приговор, объявленный Богом, является реальностью.
Во-вторых, аргумент из искупления также не устанавливает представление о преобразовании. Оправдание принадлежит верующим через искупление (Рим 3:24). Однако в некоторых случаях у Павла искупление определяется в первую очередь в терминах прощения грехов (Еф.1:7; Кол. 1:14). Прощение грехов также сообщается в Кол. 2:13-14 Павел представляет это как стирание долгов, которые накопились у верующих  Окончательная природа прощения изображается в пригвождении грехов ко кресту, указывая на то, что Христос окончательно избавил людей от греха. Фундаментальное рабство человеческих существ можно объяснить виной, которая пятнает нас грехом. Следовательно, ссылка на искупление не ясно указывает на то, что праведность преобразует.
В-третьих, сочетание слов "служение праведности" и "служение Духа" в 2 Кор.3.8-9  не дает четкого представления о преобразовании Павел никогда не представлял себе, что можно быть праведным в глазах Бога, не будучи преображенным Духом. И все же все же следует сказать, что из этого не следует, что преобразующая сила Духа и праведность совершенно одинаковы. Слишком многие из тех, кто защищает трансформационную точку зрения, утверждают, что идентичность значения зависит от параллелизма терминов. Такой подход ошибочен, поскольку он разрушает значение слов так, что они становятся практически неразличимыми.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии