Адам, яблоко, Ева и озоновая дыра

Адам, яблоко, Ева и озоновая дыра

Действующие лица:

Юрий
Фекла
Андрей
Екатерина
Мария
Татьяна
 Ведущий Сергей
Миша

На сцене два ряда стульев по два (сидения в автобусе) За ними по центру еще два стула-сидения. Выходит Ведущий Сергей.

Ведущий Сергей: Каждый день по всему миру взлетают тысячи самолетов, от вокзалов отъезжают тысячи поездов, остановки покидают миллионы автобусов. Но если с одним единственным самолетом, поездом или автобусом случается катастрофа, люди начинают искать знаки судьбы и растолковывать волю проведения. Кто-то опоздал на свой рейс, кто-то отказался от поездки, а кого-то, наоборот, правдами или неправдами пристроили на место погибели. Люди думают, гадают, но так и не могут найти никакой закономерности. Наша история не о катастрофах. Она о любви.
Ранним утром автобус отправился в паломнический тур Москва – Муром. Правда, почему именно эти люди собрались в этом автобусе, мы так и не знаем.

Актеры рассаживаются по своим местам. На первых стульях слева от зрителя сидят Андрей и Екатерина. На первых стульях справа – Фeкла и Юрий. За ними по центру – Татьяна и Мария.

Андрей (в зал, раздумчиво): Какой леший понес меня в эту поездку… А всё маменька: «Поезжай да поезжай!» Всю плешь проела! «Хочу внуков, надоели мне твои девицы». Может быть, выйти, пока не поздно?! Потусуюсь, утром вернусь. Всё окейно будет. И волки сыты, и овцы целы.

Екатерина: Простите, вы не поставите мою сумку на пол? Наверное, больше никто заходить не будет…

Андрей (Екатерине): Да, хорошо. (В зал.) А моя соседка ничего. Глазки бархатные, ножки… Пожалуй, стоит остаться. (Екатерине.) Простите, а вы тоже в Муром едете? Вы из Мурома? В столице гостили?

Екатерина: Нет. Я москвичка.

Андрей: Верующая, наверное.

Екатерина: Да.

Андрей: А по тебе не скажешь.

Екатерина: А что, верующие какие-то особенные? Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит?

Андрей: В монастырь, стало быть, к Петру и Февронии?

Екатерина: Да, к ним.

Андрей: И что, поможет?

Екатерина: Как на то будет воля Божья.

Андрей: А у тебя, пардон, что, с парнями проблемы? Вот никогда бы не подумал. (Иронично, внимательно рассматривает Екатерину.)

Екатерина: А вы, извините, для радио или для газеты у меня интервью берете? И говорить незнакомым людям «ты» мне кажется беспардонным, извините.

Андрей: Если честно, я агент ЦРУ, работаю тут под прикрытием. А вот интересно, вашей маме зять и внуки нужны?

Екатерина: Не знаю, не спрашивала. Извините, я не хочу разговаривать, мне читать надо.

Андрей: И что читаем? Детектив, стихи, романы?

Екатерина: Молитвослов. Акафист Петру и Февронии.

Андрей: Я бы тоже хотел что-то о них узнать. Еду – сам не знаю, куда. Маменька, правда, весь мозг съела, что только они мне и смогут помочь выбрать, жениться, определиться, опериться, свить гнездо, вывести птенцов. Одним словом, стать настоящим орлом!

На сцену выходит Ведущий Сергей.

Ведущий Сергей: В нашей поездке сбываются многие желания. Я ознакомлю вас с житием Петра и Февронии. (Садится, раскладывает бумаги, ставит колокольчик и начинает читать.) Преподобный Петр был младшим братом княжившего в городе Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре в храме на молитве открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Фeкла (в зал): Вот жизнь раньше была! Змеи к женщинам летали. Мужчины за них бились, сражались! А сейчас что? Быт кромешный, и ни конца ему, ни края.

Фeкла (Юрию): Юр, Юр! Ты теплицу-то открыл? Жару на завтра обещали.

Юрий: Открыл.

Фeкла: Газ точно перекрыл?

Юрий: Перекрыл.

Фeкла: Рубильник в баньке выключил?

Юрий: Выключил.

Фeкла: А дом с калиткой точно закрыли?

Юрий: Закрыли.

Фeкла: Беспокоюсь я.

Юрий: Не беспокойся. (В зал): Вот и поговорили. Раньше мужчины с драконами сражались, подвиги ради жён совершали. А сейчас что?! Закрыл – открыл; не мужик, гаечный ключ какой-то. А ведь и я мог бы за родную жену со змеем сразиться! Да чтобы змей был потолще, да помордастее! Эх-эх! (Сражается воображаемым мечом. Машет рукой – бесполезная затея. Печально) Э-хэ-хэ. Перевелись те змеи. Или такие женщины у нас, что уже и змеев не манят?

Татьяна (Марии): Мужчин нет в стране! Настоящие мужчины только в фольклоре и остались, как Змеи Горынычи.

Мария: Экология не та. Потепление климата. Змеев как раз навалом. Мужики вымерли в нашей полосе. Им, видать, слишком жарко. Будь неладна та озоновая дыра!

Ведущий Сергей (звонит в колокольчик, призывая к тишине): Я продолжаю. Никто не мог исцелить Петра от тяжелой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцеления. Князь обещал тому, кто его вылечит, большую награду. Феврония ответила,- «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
    Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
(В зал): Я, например, верю, что встречу такую девушку, как блаженная Феврония, мудрую, чистую. Я ищу, но не могу найти.

Татьяна: Где искать моего Петра? Где ждать его? Или не ждать вовсе?! «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Евангелие от Матфея). Как трудно человеку не бояться и твердо знать, что он лучше многих малых птиц. Всё время хочется там подсуетиться, тут подправить, здесь вечно что-то не нравится. Да, чтобы счастье пришло большое и светлое, и внезапно. А ведь счастье у каждого свое, и не всякое счастье человек может вынести.

Мария: Я что-то в последнее время не упомню, чтобы от счастья в нашей стране кто-то умер! Или у меня интернет барахлит?

Татьяна: Можно умереть не физически, а духовно. Забыть обо всем на свете. Стать безобразным существом с двумя спинами, которому нет дела до других.

Мария: Ты вечно драматизируешь. Так тоже нельзя.

Татьяна: В том и беда нашего времени, что как нельзя, всем известно, а как надо, никто не знает. Вот, например, вопрос – как и где найти самого нужного человека?!

Мария: Мужского рода?

Татьяна: Ес оф кос.

Мария: Сейчас подумаю! (Театрально задумывается.) Рада бы помочь! Но это не ко мне! Озоновая дыра все мысли поглощает.

Татьяна (шепотом): Мне наш Ведущий нравится.

Мария: Вот это интересная мысль! Прошу изложить план завоевания!

Татьяна: Прекрати. Какой план?! Он на меня даже внимания не обратит.

Мария: Значит, как в тех анекдотах. Хочешь выиграть, но отказываешься от лотерейного билета?

Татьяна: А почем мне знать, что это мой лотерейный билет?

Мария: Ну, милая моя! Никто не продает распечатанные лотерейные билеты, иначе вся игра не имела бы никакого смысла.

Татьяна: Я так не могу. Навязываться незнакомому человеку – это неприлично.

Мария: Неприлично быть несчастной и одинокой женщиной. Всё остальное терпимо или прощаемо.

Татьяна: Если такова судьба, я лучше буду одинокой, но достойной уважения.

Мария: Воля ваша, только не надо в этом случае клеветать на судьбу и ля-ля-ля!

Подруги, насупившись, начинают смотреть в разные стороны.

Андрей (дотрагивается до локтя Екатерины): Простите, что вас отрываю. Как вы оцениваете эпизод, где Феврония заставляет Петра на себе жениться? Разве можно мужчину принуждать к браку?

Екатерина: Не забывайте, что у святой Февронии дар провидения. Она знала, что этот брак будет счастливым и послужит спасению их душ.

Андрей: А если бы они не сошлись характерами? Или была бы у них определенная несовместимость?

Екатерина: Христианская любовь больше простой совместимости. Она, как говорил апостол Павел, долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не кончается, хотя и пророчества прекращаются, и языки умолкают, и знание исчерпывается...

Андрей: Но таких идеальных людей не бывает! Неужели за две тысячи лет христианства, все браки были счастливыми? Вы, современная девушка, в это верите?

Екатерина: Думаю, разное было и будет. Где люди, там и страсти. Вы знаете, как Сократ отвечал своему ученику на его вопрос о том, жениться или не жениться? Женись. Счастливый брак сделает тебя счастливым, несчастный – философом.

Андрей: А я вот слышал другую поговорку: хорошее дело браком не назовут.

Екатерина: А я слышала: добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать. Без мужа – что без головы; без жены – что без ума.

Андрей: На свете лишь одно лучше хорошей жены – никакой жены.

Екатерина: Муж без жены – что гусь без воды.

Андрей: Жениться – не напасть, да как бы, женившись, не пропасть.

Екатерина: Так препираться можно до бесконечности. Давайте людей спросим, что они по этому поводу думают. Девушки, что вы думаете по поводу брака?

Татьяна: Настоящая семья – это союз людей, где царствует любовь.

Мария: Я считаю, главное в семье – доверие и взаимопонимание.

Андрей (к Фекле и Юрию): А вы как думаете, что такое настоящая семья, и нужна ли она вообще?

Фeкла: Не знаю, что и ответить…

Андрей: А я подумал, что вы женаты…

Фeкла: Да, мы женаты двадцать лет. Если доживем, осенью будет двадцать один год.

Андрей: Так вы женаты двадцать лет и не знаете, нужна ли семья? Как это?

Фeкла (толкает в бок Юрия): Ответь что-нибудь!

Юрий: Брак – это ячейка общества на основе хозяйственно-экономической взаимовыручки, созданная с целью воспитания детей.

Андрей (с иронией): Предельно ясно! Благодарю! (Екатерине, шепотом.) Вот видите, примерно такой ответ я и предполагал.

Фекла (Юрию, шепотом): Они решили, что мы полные придурки.
Юрий: Ну и что?! Нечего всякие вопросы людям задавать.

Фекла (шепотом): Ты что, правда, думаешь, что мы опустились до хозяйственно-экономической единицы?

Юрий: Фeкла, смотри правде в глаза! А если не хочешь, смотри на живописные виды за окном.

Фeкла: Обидно как-то. Жили, жили, старались, и вот. Ты хоть гитару возьми, вспомним, как наша сказка начиналась. Дай правильный аккорд!

Юрий начинает играть на гитаре, они поют вместе. К концу куплета Фекла, танцуя, выходит на середину сцены.)

Юрий, Фeкла (поют):
«Бывали дни веселые,
Гулял я, молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец».

Фeкла: Нет, конечно, таких песен мы не пели. Музыка нашей молодости – рок! Ну, это для нормальных, конечно. Тем, кто фанател от «Модерн Токинг», этого не понять! (Включается запись песни.)

Юрий и Фeкла поют:

«1.Вместо тепла – зелень стекла.
 G D
 Вместо огня – дым. Из сетки календаря
 Em
 Выхвачен день.
 Em
 Красное солнце сгорает дотла,
 G D
 День догорает с ним. На пылающий город
 Em
 Падает тень.
Припев: Am C D Em
 Перемен требуют наши сердца.
 Am C D Em
 Перемен требуют наши глаза.
 Am C D Em
 В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен.
 Am D Em
 Перемен! Мы ждeм перемен!

Фeкла: Рок – это по-настоящему!
Юра: Рок для нас был синонимом правды. Через рок мы пытались понять жизнь и приходили к вере. Восстанавливали церкви, доставали Евангелие, перепечатанное под копирку.

Фёкла: За участие в крестном ходе могли в школе дать характеристику «политически неграмотен», и это было серьезно, это закрывало двери во все институты. 

Юра: В вузах вели антирелигиозную пропаганду лекторы, которые сами никогда не читали Евангелие! Его надо было уметь достать!
Припев: Am C D Em
 Перемен требуют наши сердца.
 Am C D Em
 Перемен требуют наши глаза.
 Am C D Em
 В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен.
 Am D Em
 Перемен! Мы ждeм перемен!

Юра: С нами был рок. «Алиса», «ДДТ», «Неприкасаемые», «Наутилус» и, конечно, «Кино»! Нам было здорово! Христос стучался в наши сердца, и мы радостно открывали ему!
 Фёкла: Свобода, рок, православие – прекрасный, незабываемый коктейль нашей молодости! На нем должны были вырасти удивительные цветы! (Юрий берет Фeклу за руку.)

Юрий: Я увидел еe и пропал. Я увидел еe и погиб. Я взял еe за руку и понял – это моя женщина. Моя Ева. Дар от Бога тоскующему, слабому Адаму.

Фeкла: Когда я встретила Юру – я поняла, это он! Мой! Суженый! Серые глаза, смоляные волосы плотным ежиком. Он взял меня за руку, и мы поняли, что мы вместе навсегда!

Ведущий Сергей (звонит в колокольчик, Юрий и Фeкла садятся на свои места): После смерти брата, Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей крестьянку. Бояре пытались возводить на княгиню всякие наветы, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии взять, что ей угодно, и уйти из города. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Татьяна (Марии): Всё царство ради любимой женщины! Красиво! Почему же сейчас всё так мелко?!

Мария (в зал): Даже Арал абсолютно высох. Говорят, и Азов скоро того-с, пересохнет.

Татьяна (не реагирует на слова Марии): Первый вопрос, который мне задают, когда со мной знакомятся, какая у меня зарплата. А какая зарплата у педагога по вокалу? Я не знаю, что и ответить. Всегда грустно видеть, как у парня гаснут глаза. Потухшие глаза мужчины – оскорбление женщины.

Мария: А мой предпоследний не мог вынести, что я купила машину круче, чем у него. В тот же день меня бросил, как мою новую машину увидел. Причем машина сгорела всего через год, когда еe ремонтировали. Больше я машин не заводила. Как и мужчин, впрочем.

Татьяна: А может быть, с нами что-то не так? Мы не такие, чтобы ради нас княжествами разбрасываться? Подобное притягивается к подобному? Надо быть лучше, добрее честнее, чтобы притянуть самого лучшего человека на земле!

Мария: Увы, любовь – не медаль на Олимпийских играх, еe невозможно заслужить. Любовь – случайный дар. Да что там! (Безнадежно машет рукой.) Оп! Наконец-то сосны! Давай-ка, как договаривались, душевненько, тихонько, не привлекая лишнего внимания.

Мария и Татьяна (поют, начиная тихо и постепенно набирая обороты):
«На Муромской дорожке
Стояли три сосны,
Прощался со мной милый
До будущей весны.

Он клялся и божился
Одной лишь мною жить,
На дальней на сторонке
Одну меня любить».

Мария (быстро): Про сон пропускаем!

Мария и Татьяна продолжают петь:

«Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе народа
Он взглядом отыскал.

Увидел мои слезы,
Главу на грудь склонил,
Он понял: мое сердце
Навеки он сгубил».

Мария: Мне не жаль, что любовь ушла. Жаль, что она была такой маленькой и дешевой.

Татьяна: Я очень хочу любовь и семью. Но в наше время так повелось, что девушке ради этого высокого чувства надо вываляться в самой жуткой и низкой грязи. А я с подобными правилами не согласна. Конечно, против всего мира не попрешь, и я понимаю, что в результате меня ждет одиночество. Одиночество или переплыть лужу грязи?! Вот в чем вопрос… Правильный ответ – я уповаю на чудо.

Ведущий Сергей (звонит в колокольчик): Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» – «Одинакова», – отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Фeкла (Юрию): Хочешь яблоко?

Юрий: Нет.

Фекла: А помидорку?

Юрий: Нет. А апельсинов нет?

Фeкла: А вот апельсинов у нас нет. Я угощу ребят яблоками?

Юрий: Угости.

Фeкла: Берите, ребятки, яблочки, новый урожай из нашего сада, ранние, вкусные, сладкие, мытые, чистые. (Всех угощает.)

Андрей: Спасибо.

Екатерина: Спасибо, чудесные яблоки!

Мария: Яблоки великолепные. А вы почему не едите?

Фeкла: Яблоки из своего сада приедаются, как старые жены. Этого не понять тем, у кого нет собственного сада.

Андрей: Так значит, все-таки не бывает вечной любви, как мне вот тут девушка рассказывает?

Фeкла: Что может рассказать девушка о вечной любви?! Она еще очень мало живет на свете. (Юрий в это время берет журнал и начинает разгадывать кроссворд.) А вечность – это долго. А Вы почему до сих пор не знаете еe имени?

Андрей: Но мы ведь только сели…

Фeкла: Мы в пути уже больше часа. А час – это очень много для тех, кто заговорил о вечной любви. Мы с Юрой поженились на третий день знакомства. Предъявили паспорта родителям, чтобы они не волновались. Очень этим их утешили, как я теперешним умом понимаю, и ушли жить в роскошную комнату коммуналки. Лeня, Юрин друг, выручил. Через месяц я поняла, что мы ждем аиста и пора сажать капусту. Так что понятие времени, как и многие другие понятия в этом мире, весьма относительное. Так как вас зовут, дорогая попутчица?

Екатерина: Катя.

Фeкла: Екатерина. Это имя означает «чистая, непорочная». А как вас зовут, молодой человек?

Андрей: Андрей.

Фeкла: Имя «Андрей» означает «храбрый», «мужественный». Видите, как всё просто! Катя и Андрей, вы уже не безымянные спутники, вы люди с именами, с которыми при встрече положено раскланяться. А я Фeкла, Фeкла Андреевна, дочь филологов-фольклористов, как вы, возможно, догадываетесь.

Татьяна: Простите, а зачем вам ехать к Петру и Февронии? Ведь у вас уже всё сложилось, и семья, и дети. Чего можно еще желать?

Фeкла: Как вас зовут?

Татьяна: Таня.

Фeкла: Танюша – «устроительница». Очень приятно.

Мария (Татьяне): Да какая она устроительница?! Простого знакомства не может устроить. Но этот вопрос лучше затуманить для полной ясности. (Фeкле.) А меня зовут Маша. И мне тоже интересно, зачем счастливой семье ехать к устроителям брака?

Фeкла: Очень приятно. Вы знаете, всё в жизни важно. Имя, интонация голоса, темп речи, оговорки. Начало отношений, развитие, финал. Любовь – это трагедия, потому что ты неизбежно потеряешь любимого. В восемнадцать лет – потому что он или она ушли к другому, или в восемьдесят, потому что он или она ушли в мир иной. Самое обидное потерять любимого человека по собственной ошибке. Просто «держаться на плаву» – этого мало, что не развивается и не растет, то деградирует и умирает – это закон природы и жизни. Как писал Эдуард Асадов:

«Не привыкайте никогда к любви!
Не соглашайтесь, как бы ни устали,
Чтоб замолчали ваши соловьи,
И чтоб цветы прекрасные увяли.

И главное, не верьте никогда,
Что будто всё проходит и уходит.
Да, звeзды меркнут, но одна звезда,
По имени Любовь, всегда-всегда
Обязана гореть на небосводе!

Не привыкайте никогда к любви,
Разменивая счастье на привычки,
Словно костeр на крохотные спички,
Не мелочись, а яростно живи!»

Вот потому и едем, за обновлением, за вдохновением для новой главы жизни.

Все: Понятно.

Фeкла (в зал): Я не стала им говорить. Но есть и еще одна причина. Когда мужчине за сорок, он уже не считает, что женское естество одинаково, как вода по бортам лодки. Я привыкла быть единственной и любимой. А теперь точно знаю, что я не одна. Мне не нужны сыщики и датчики. Когда он у нее, я сгораю, я поджариваюсь на медленном огне! Это невыносимая мука! Я спрашивала его! Он милосердно лгал мне в ответ. Спасибо ему за ложь! Я не вынесла бы правды, пришлось бы действовать, расставаться. А я не готова! Это выше моих сил! Он – часть меня! Я не могу разрубить себя пополам! Если я это сделаю, я точно знаю, что умру… (кричит) Юрий, я люблю тебя! Люблю тебя!

Юрий во время ее монолога, как ни в чем не бывало, разгадывает кроссворд. После крика о любви почесывает пальцем внутри уха.

Юрий: Насекомое на букву «ж»?

Фeкла: Жук-навозник. Ты же знаешь, я не люблю кроссворды.

Юрий: Что-то ты раскраснелась. Тебя не укачало? Хочешь, поменяемся, возле окошечка сядь. Может водички, или остановку попросить?

Фекла: Давайте дослушаем, чем закончилось изгнание, а потом остановка.

Ведущий Сергей: Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу.

Фeкла: Как много я молилась, чтобы Юра остался со мной. Когда-то мы часто всей семьей ходили в церковь, детей причащали. Потом дети выросли, у них началась своя жизнь. А мы в суете не заметили, как что-то главное ушло. И тут Юра начал «задерживаться на работе».

Ведущий Сергей: Не успели они проснуться, как приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли. (Отрывается от листов, смотрит в зал): Вот бы и нам сейчас таких правителей! Впрочем, я слишком размечтался. Объявляю остановку! (Звонит в колокольчик, встает и уходит.)

Мария (толкает в бок Татьяну): Прекрасный повод познакомиться.

Татьяна: Перестань. Он уже ушел.

Мария: Всегда так. Вечно ты возишься, над каждым шагом думаешь.

Татьяна: Меня всегда учили, что думать полезно.

Мария: Мысль убивает человека! Если бы ты знала, сколько народу полегло из-за несвоевременных мыслей, то давно бы бросила эту вредную привычку – думать!

Татьяна: Я не могу. У меня голова так устроена. Ты же не винишь свой желудок за то, что он производит пищеварительный сок?

Мария: Немного тренировки, и желудок можно приучить вырабатывать сок по твоему усмотрению. Главное: воля и тренировки!

Татьяна: Хорошо. Тогда не думай о белом кролике, который щиплет зеленую травку. Потом доложишь о результатах. Начинай тренировку. Белый кролик на зеленой травке! Пойдем пока подкрепимся.
Актеры, кроме Андрея и Екатерины, уходят со сцены.
Андрей: Кто в магазин, кто в кафе. А я предлагаю вам, моя милая барышня, пройтись вдоль этой оживленной трассы, осмотреть окрестности.
Екатерина: Все эти три утверждения неверны: я не ваша, не милая и не барышня, поскольку родом из крестьян. Но против прогулки не возражаю.
Андрей берет руку Екатерины и устраивает у себя на предплечье. Екатерина забирает свою руку.
Андрей: Я хотел понести вашу ручку.
Екатерина: Я сама ее в состоянии понести. Мне не тяжело. Я с детства тренируюсь, видите? (Машет в воздухе рукой.)
Медленно ходят по сцене из конца в конец.
Андрей: Хороша природа средней полосы в это время года, не правда ли?
Екатерина: Совершенно верно.
Андрей: Как вы думаете, не пора ли мне жениться?
Екатерина: Уверена, что нет.
Андрей: Отчего же?! Мне, признаться, ваш ответ даже немного обиден. Я молод, здоров, обеспечен, достаточно красив, по уверениям моих многочисленных поклонниц.
Екатерина: Дело не в этом. Если человек что-то всерьез хочет сделать, он это делает, а не спрашивает советов. Жениться – это вам не в баню сходить. Женитьба – шаг серьезный, как писал наш классик.
Андрей: Да, прекрасна природа средней полосы в это время года, не правда ли?
Екатерина: Несомненно.
Андрей: Что вы знаете о жизни профессиональных музыкантов?
Екатерина: Решительно ничего.
Андрей: Разрешите представиться! Перед вами гитарист весьма популярной в молодежной среде группы «Листья старого дуба» или просто «Листья». (Церемонно кланяется.)
Екатерина: Очень приятно. Программист. (Делает книксен.)
Андрей: Не ожидал! Никогда бы не подумал, что столь прелестные бархатные глазки целыми днями изучают скучную цифирь.
Екатерина: Что ж, еще одним штампом в вашем сознании стало меньше. Поздравляю!
Андрей: Благодарю покорно. Извините, что я всe о себе да о себе. Но, видимо, Бог посредством маменьки и отправил меня в это путешествие, чтобы я в своей голове расставил все точки над «ё». И буду весьма признателен, если вы мне в этом поможете.
Екатерина: Я слушаю.
Андрей: Так вот. У меня довольно часто бывают новые подруги. Я их не искушаю, не соблазняю, не зову. Они сами ко мне приходят, даже ругаются и дерутся между собой, за право, так сказать, побеседовать со мной в ночи. Отталкивать их мне кажется противоестественным и глупым. Если гордую девушку, венец творения, всё устраивает, почему я должен сопротивляться?
Екатерина: Потому что это блуд. А блуд, как известно, не только тело может разрушить, вследствие болезней, но и от души может оставить одни угольки.
Андрей: Насколько мне известно, есть заповедь – не прелюбодействуй. Это я понимаю, измену можно не простить, и от этого семья разрушится. А если я не женат и никому ничего не обещал, здоровье свое берегу, как могу, то что в этом плохого?
Екатерина: Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет. Ведь эти девушки, какими бы не казались, любви ищут. Вы для них идеал, кумир. Они верят, что чудо возможно. А вы им предлагаете просто плотские отношения, а что у них в душе делается, вам неважно. В этом, наверное, грех блуда, что другой человек перестает быть личностью, становится абсолютно равным собственной плоти.
Андрей: Я думал, верующие девушки только тем и отличаются от других девушек, что носят некрасивые юбки с зацепками и стоптанные башмаки. А с вами понимаю, что это по-настоящему иной мир. И вы другая, необыкновенная...
Екатерина: А еще у меня во лбу звезда горит, и месяц под косой блестит.
Андрей: Нет, я чувствую, что вы не Царевна лебедь, скорее – Снегурочка. «Любовь тебе погибель будет». А она в ответ: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез». Разве не так? (Смотрит Екатерине в лицо.)

Екатерина: Сложно сказать. Выбрать испепеляющую страсть, которая может довести до самоубийства в той или иной форме. То есть, в нашей православной традиции одержимость блудным бесом. Может быть, я грубо говорю и упрощаю, но тем не менее… Или выбрать тихое и безмолвное житие, как мы в молитвах всегда просим? Принцип романтизма, конечно, требует, выбрать страсть. Но я под этим не подписалась бы. Ведь кроме любви есть и другие чувства, другие игры. Дружба, работа, искусство и прочее – всякое, которое наполняет нашу жизнь смыслом и радостью. Стоит ли пусть яркое мгновение жизни всей жизни?

Андрей: Глубоко копаете. По мне, так стоит. Зачем жизнь, если в ней не будет ни одного яркого события?! Ведь тогда всё делается бессмысленным. Искусство – забава для праздного ума. Дружба – явление проходящее и изменяемое. А работать только для того, чтобы есть – скучно.

Екатерина: Я не знаю, что ответить. Мы оба и правы, и неправы наполовину, потому что теории всегда ломаются и тонут в море жизни. И каждый человек для себя должен выбирать в конкретном случае. Как у Юрия Левитанского:

 «Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе».
Природа средней полосы в это время года прекрасна.

Андрей (в зал): Жаль, нет гитары. Я окончательно понял, что влюбился. И желаю растопить сердце Снегурочки.

Ведущий Сергей (выходит с гитарой): В нашем спектакле исполняются многие желания. Прошу! (Протягивает гитару.)

Андрей поет:

«Очи чeрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные,
Как люблю я вас,
Как боюсь я вас,
Знать, увидел вас
Я в недобрый час!
 
Часто снились мне
В полуночной тьме
Очи чeрные, непокорные,
А проснуся я — ночь кругом темна,
И здесь некому пожалеть меня.
 
Не встречал бы вас,
Не страдал бы так,
Я бы прожил жизнь, улыбаючись.
Вы сгубили меня, очи чeрные,
Унесли навек моe счастье…
 
Очи чeрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные,
Как люблю я вас,
Как боюсь я вас,
Знать, увидел вас
Я в недобрый час!»

Ведущий Сергей (звонит в колокольчик): Прошу занимать свои места! Автобус отправляется!

Актеры рассаживаются по своим местам. Мария и Татьяна приходят последними.

Татьяна: Как поживает белый кролик?

Мария: Не выходит из головы. Но это оттого что я мало тренировалась.

Татьяна: Ну-ну.

Мария: Чем засорять мой просветленный мозг белыми кроликами, лучше бы Ведущему подмигнула. Хотя, разумеется, тебя этому в средней школе не учили.

Татьяна: В этом ты права.

Мария: В наших школах детям, каким только мусором головы не засоряют, хорошо хоть что после всех реформ он не имеет никаких шансов в них задержаться. А то вот у меня как засело в голове Е= мс2, так ничем эту формулу из головы не выветришь.

Татьяна: В этом плане наши дети скоро станут самыми счастливыми на планете. Только дети из беднейших слоев Индии смогут с ними соревноваться.

Мария: Думаю, если реформы и дальше пойдут в нужном русле, никому за нами не угнаться!

Ведущий Сергей (звонит в колокольчик): Автобус отправляется!

Мария (Татьяне): У меня целый список получился тех, за кого надо помолиться и записки подать.

Татьяна: У меня тоже. Как у нас все же много одиноких людей! Причем хороших одиноких людей. Почему они не могут найти друг друга?

Мария: Ищут плохо. Или, наоборот, слишком уж старательно и тщательно. И чтобы зарплата была, и баритон приятный, и Джойса от корки до корки прочел. А зачем тот Джойс людям сдался, никто не ведает. Ни холодно от него, ни жарко. Вот озоновая дыра – другое дело, есть о чeм поразмыслить. Глобальное потепление грядет.

Фeкла: Юр, дай кофточку. Лето, а зябко, как в сентябре.

Фeкла кладет Юрию голову на плечо. Засыпает.

Юрий (в зал): Умаялась, радость моя. Обо всем хлопочет, переживает. Думает, не знаю, не догадываюсь, зачем меня в Муром потащила. И отчего женщины всех мужчин дураками считают?! Ведь всё, что есть на земле ценного, рукотворного, всё ведь мы придумали. А женщин послушаешь, то не так, да это не эдак.
А я разве ж не могу оценить, кто со мной рядом и чем дышит?! Только девяностые годы вспомнишь, вздрогнешь, а потом от воспоминаний поседеешь! Ванька родился, в аптеках ни марли, ни бинтов, о подгузниках тогда даже не слышали. В продуктовых ни мяса, ни молока, ни яиц. Мы оба студенты. Родителям зарплату месяцами не дают. Я то таксую, то в очередях стою, учебники почитываю. Спать всё время охота, есть охота, институт, неизвестно зачем, но тоже закончить хочется. Фекла вечерами наклейки для видеокассет печатает, ночами конспекты пишет, утром в институт сбегает, а потом за Ваней смотрит. Да еще летом дачу засаживаем от стенки до стенки, чтобы хоть картошка своя была, не покупать. Если бы не молодые силы, не выжить бы! А она ничего! Только жизнь едва-едва наладилась, через шесть лет после Ваньки, Маруську родила. Разве ж могу я ее со своей стороны предать?! Нож в спину вонзить? Как там у Анненского:

«Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света».
Ну, был грех, погулял маленько. Да что маленько?! Завертела лихорадка, заболел другой женщиной. Да так, что уже и уйти совсем собрался. А пришел домой, сел в прихожей, обдумываю, как интересное объявление половчее сделать. Маруся у себя в комнате по телефону болтает, Ваня на компьютере режется, Фeкла на кухне хлопочет. И вот в эти пять минут понял я, не оторваться мне от них. Родные они мои, кровинушки, ведь не зря народом такое слово придумано – кровинушки! (Фекле.) Люблю я тебя! Люблю!
Фeкла (открывает глаза, улыбается): Правда, любишь?
Юрий: Я что, это вслух сказал?
Фeкла: Я слышала.
Юрий: Старею, видно. Недержание слов. А тебя я действительно люблю! Неужели сомневаешься? Признавайся, старушка! Или у тебя насчет меня другие планы? А?!
Фeкла (щиплет Юрия): Дурачок!
Ведущий Сергей (звонит в колокольчик): Когда пришла старость, Петр и Феврония приняли монашество и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Фeкла: Какой прекрасный финал! Смерть тихая, мирная, непостыдная, для обоих сразу… Такое счастье даруется только великим святым за праведную жизнь. Простым смертным не избежать трагедии разлуки.
Татьяна: Быть вместе в жизни земной и в царствии небесном – это награда. Ведь если люди на земле жили, как собака с кошкой, то для них быть рядом на том свете не награда, а каторга.
Мария: А в это время озоновая дыра над землей становится всё больше и больше.
Татьяна: Да что тебе эта озоновая дыра далась?!!
Мария: Это не дыра, это моя отдушина среди скорбей мира сего! Когда я о ней думаю, проблемы в моей личной жизни становятся мелкими на фоне приближающейся планетарной катастрофы. Я, было, пыталась о вымирающих видах животных думать, так совсем не то!!! Они умрут, я умру, не оставив потомства. Какая между нами после этого разница?! А озоновая дыра – другое дело! Масштаб! Трагедия!
Татьяна: Да ну тебя! Я убеждена, что найду настоящую любовь! И семья у меня будет хорошая, и дети. И у тебя всё будет хорошо! Святые угодники Петр и Феврония, покровители православной семьи, любви и благополучия в браке, нам помогут. Вера и любовь способны творить чудеса.
Ведущий Сергей (звонит в колокольчик): Город Муром! Свято-Троицкий монастырь! Приехали!
Андрей (Екатерине): Я хочу, чтобы вы встретили достойного, честного и хорошего человека!
Ведущий Сергей: В нашем спектакле сбываются многие желания! (Екатерине.) Катя, я давно к вам присматриваюсь! И вы мне очень, очень нравитесь! Меня зовут Сережа. Разрешите вас проводить! Я здесь всё знаю. (Берет сумку Екатерины и хочет увести Екатерину со сцены.)
Андрей: Постой, браток! Так дело не пойдет! (Отбирает у Сергея сумку Екатерины.) Я, может быть, и не лучший человек на земле, но сумку понесу я!
Ведущий Сергей: Здрасьте, приехали! Я сумку понесу, я первый это придумал!
Андрей: А мне Катя больше нравится! Я первый ее заметил! И мне она нужнее!
Ведущий Сергей: А я ее всю жизнь искал!
Андрей: Я тоже!
Екатерина: Ребята, отдайте мне сумку. Я приехала сюда, чтобы стать послушницей.
Немая сцена. Екатерина уходит.
Андрей: Не может быть!
Ведущий Сергей: Невероятно! Но где же искать хороших девушек, если такие уходят в монастырь?
Татьяна: Просто так в монастырь не уходят. Это трудный выбор.
Андрей: Я не могу потерять её. Благодаря ее словам я почувствовал, что есть свет, и не хочу больше жить в темноте. Я всё отдам, чтобы увидеть её влюбленные глаза! Бегу!
Убегает со сцены.
Татьяна: Как романтично! Как трогательно!
Мария: Все-таки, она существует – любовь с первого взгляда! Запишу в дневник, когда домой вернемся.
Ведущий Сергей: Никогда не думал, что можно найти любовь в монастыре!
Татьяна: Любовь, как птица, сама выбирает, на какое дерево ей сесть. Сережа, вы любите музыку?
Ведущий Сергей: Очень. Особенно классическую. Но в последнее время я увлекся романсами. Они такие трогательные.
Татьяна: Как интересно! А я работаю в музыкальной школе. Учу детей петь.
Ведущий Сергей: А вы вот этот романс знаете?

Ведущий Сергей поет, Татьяна сначала подпевает, потом поют вместе):

 «День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова.

Только раз бывает в жизни встреча,
Только раз с судьбою рвется нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить».
Татьяна: Это мой любимый романс.
Ведущий Сергей: О, как нам часто кажется в душе,
Что мы, мужчины, властвуем, решаем.
Нет! Только тех мы женщин выбираем,
Которые нас выбрали уже.
   (Николай Доризо)

Сергей: А вот этот Вы знаете?:

«Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...»
(Татьяна подпевает.)
Ведущий Сергей: Идемте. (Берет Татьяну за руку, уводит со сцены. Поют романс дальше.)
Мария: Как славно и быстро они спелись, однако. Никак не ожидала от своей подруги подобной прыти! Чудеса, да и только! Озоновая дыра! Озоновая дыра!
Фёкла: Ваш суженый, стоит сейчас в церкви и молиться о Вас. Я чувствую это. Да к тому же наша пьеса не о катастрофах, она о любви! Идемте в храм!
Юра: Идемте в храм!




Песня «Петр и Феврония»

О счастье семейном молятся
По всей православной России
Муромским чудотворцам,
Чтоб у Господа испросили

Надежду, любовь и веру
И верность друг другу до гроба.
И за гробом тоже примером
Они нам сияют оба

Надежду, любовь и веру
И верность друг другу до гроба.
И за гробом тоже примером
Они нам сияют оба

Жизнь во все времена похожа -
Те же требы у каждого века.
То же горе, и счастье тоже
Искушенье у человека .

Чтобы тьма не закрыла солнце.
Чтоб не множилось беззаконие.
За нас с вами усердно молятся
Пётр и Февронья.

Зажигая сегодня свечи,
Сердца любовью зажгите.
Чтобы были вы вместе вечно,
У Господа Бога просите

И дарите ромашки любимым.
Знаком верности и чистоты
Чтобы стали на веки отныне
Русского поля цветы.

А-а-а-а-а А-а-а-а-а

Чтобы стали на веки отныне
Русского поля цветы .


Рецензии