любил бы ты меня, как любила тебя я?

Обязательно прочтите эту историю . Думаю , вы запомните ее на всю жизнь .

«Любил бы ты меня , как любила тебя я?»

Несколько дней назад на кладбище Флоренции над одной из могил появился необычный памятник из белого мрамора в виде женщины ангела , стоящей возле мольберта и держащей в руках кисть .
На самом же каменном белоснежном  полотне выступает фраза , словно только что нанесённая руками ангела :
“ Mi ameresti come io ho amato te?”
  ( любил бы ты меня , как любила тебя я?)
Посетители кладбища , интересующиеся надписями на надгробиях  , смогли бы прочитать  :

                Vera Zvereva

                15.05.1968- 11.08.2021.

С Верой я познакомился пятнадцать лет назад в момент , когда мое сердце разрывалось от мук расставания со своей любовью .  В те дни я ощущал потребность бежать из города , в котором случилось моя драма . Решение отправиться во Флоренцию было не случайным , этот город всегда перешивал меня по швам , заставляя забывать о реальности .  Именно в городе лилий , неизменно вызывающем во мне эстетический восторг , я надеялся излечить или хотя бы притушить свою боль .
Отправляясь с раненым сердцем во Флоренцию , мне и в голову не могло придти  , что отправляюсь  туда на встречу с другим раненым сердцем , нуждающимся , как и я , в помощи свыше .  Ирония , но мы и были друг для друга той самой помощью
свыше . Но пока мы об этом не знали …

Мне нужен был проводник по городу и мой близкий друг предложил контакт своей родственницы , живущей во Флоренции и работающей в галерее Уффицы искусствоведом .
Познакомился я с ней в тот же день , набрав итальянский номер :
- привет , меня зовут Богдан .
- привет , а я Вера .
После нескольких приветственных фраз выяснилось , что Вера была бы не против показать мне город и его музеи . Она даже предложила встретить меня на вокзале , сказав , что это лучшее место для начала экскурсии .  Я подметил для себя тогда , что у моей новой знакомой довольно сильный  итальянский акцент , что свидетельствовало о ее долгом проживании в этой стране .
Через пару дней я выходил из поезда , прибывшего из Милана , а на привокзальной площади меня встречала Вера .
Первое мое впечатление о ней - инопланетянка . Она была совершенно не  похожа на всех известных мне женщин .  Высокая голубоглазая блондинка с вьющимися упругими волосами , имеющими полную свободу . Они напоминали золотой пшеничный сноп , колышущийся при каждом дуновении ветра . Тонкие черты лица на белоснежной коже , отсутствие косметики , золотой сноп из волос - в этом всем улавливалось что -то очень естественное и первозданное . Ее одежда была в светлых тонах и очень простой , но в тоже время стильной и даже изысканной .   На шее и запястьях Веры  я заметил украшения  из дерева и кожи, очень похожие на амулеты . У меня возникло сравнение с образом богини из скандинавской мифологии .
Но , пожалуй , главное , что бросалось в глаза - это ее манеры .  Медленная речь , плавные , красивые движения тела и рук ,  ослепительная улыбка , мимика лица - во всем это была гармония и красота . 
Мне казалось , что Она сильно контрастировала с темноволосыми итальянцами , особенно , когда говорила на русском языке с сильным итальянским акцентом .
- я стараюсь сохранить свой родной язык , но год от года он уступает итальянскому , на котором я говорю чаще  . Мне приходится строить фразы из полузабытых русских слов , поэтому моя речь кажется затянутой - словно извиняясь , проговорила Вера .
Мы решили , что сперва просто пройдёмся по старинным улицам города, по дороге решая куда зайти и что посмотреть .
Между разговорами об истории города , узнаю, что Вера живет во Флоренции уже двадцать лет , приехав сюда сразу после окончания института в Москве .  Ей сразу удалось найти работу по своей профессии - она была искусствоведом .  Вера видела в этом и закономерность и удачное стечение обстоятельств .
Меня поразило , с какой лёгкостью она играла датам , именами и событиями , рассказывая о том , что мы видели . Было очевидно , что ее знания истории города были очень и очень глубокими .  Прогуливаясь по Флоренции  , по местам , где бывал множество раз , я узнавал от моей учёной попутчицы то , что не мог рассказать ни один гид .  В этот мой приезд , несмотря на поздний ноябрь , погода во Флоренции была замечательная , что делало нашу прогулку по залитому солнцем городу восхитительной  , а общение  радостным .  К вечеру Вера предложила мне зайти в уютный дружественный ей ресторанчик на берегу Арно и попробовать знаменитый флорентийский стейк . В ресторане замечаю  , что мою попутчицу  в нем многие гости хорошо знают и относятся к ней с большим почтением .  Мы хорошо провели вечер , болтая обо всем . Вдруг Вера сообщила мне  -« если хочешь  , я могу завтра позвать  тебя на  прекрасную экскурсию в коридор Вазари . В нем собраны картины многих художников  эпохи Возрождения . Уверена , тебе  будет интересно «.
Это было  неожиданное предложение и  я сильно обрадовался :-« Вера , конечно же буду счастлив ! Это моя мечта - побывать в этом музее .»
Побывав во Флоренции множество раз , мне ни разу не удалось попасть в коридор Вазари , экскурсии в него организовывались  заранее и были редкими , так что оказаться в нем считалось большой удачей .
- « за билеты не беспокойся , я все организую “-  с таинственной улыбкой сообщила мне Вера .

Уже находясь в своём номере , я долго размышлял о минувшем дне и поймал себя на мысли , что смог забыть на этот день о своей душевной боли .  Боль и переживания растворились в потоке новых ощущений, которые подарила мне Флоренция и моя новая знакомая . Да , впервые за долгое время мне удалось вздохнуть с облегчением и ощутить радость .
На следующее утро я подошёл к коридору , где меня уже ждала Вера . К моему огромному удивлению двери музея распахнулись перед нами без каких либо билетов , просто по звонку Веры . Служащие коридора тепло поприветствовали мою спутницу и мы без заминки проследовали по ступеням вверх .
Заметив мое смятение , Вера с улыбкой пояснила -« я сейчас воспользовалась своим служебным положением. Коридор является частью галереи Уффицы , а я , как ты помнишь , работаю в нем , отсюда и привелегии «.
 Как только мы очутилась в абсолютно пустом коридоре , увешанном сотнями картин , время перестало существовать , сжавшись в мгновения созерцания искусства . Вера превратилась в хозяйку коридора , с упоением и страстью рассказывающей о каждой картине . Ее знания были настолько грандиозными , что я оцепенел от восторга . Все тот же поток из дат и имён , замешанный на человеческих историях и захватывающих сюжетах из средневековья .
- «Вера , как такое вообще возможно ? «- только и смог выдавить из себя я , потрясённый ее рассказами .
- «это же моя жизнь , Богдан . Представь , что этот коридор для меня всего лишь тоннель , соединяющий далёкое прошлое с настоящим . Я прохожу по нему не метры , как другие , а столетия .с лёгкостью могу преодолеть этот путь в оба направления . Не случайно много лет назад Вера Зверева оказалась во Флоренции , в этом есть какая - то кармическая связь  . Я жила в этом городе в прошлых жизнях   , и оставила в нем что -то очень важное ,  что мне ещё предстоит найти , поэтому снова здесь в этой жизни .  Иногда , идя в тишине среди картин , начинаю ощущать , что вот -вот получу прозрение и услышу ответ . Наверное , поэтому я и посвятила всю себя  картинам , ожидая от них этот самый ответ .  Думаю , что такое чувствуют все те , кто изучает творчество великих мастеров . Сугубо эгоистическая позиция - узнать что -то про себя от тех , кто говорит со всем миром посредством красок , холста и своего таланта . Тебе кажется , что я все знаю , а я же страдаю от того , что все ещё не вижу  ответа , поэтому продолжаю ходить по этому коридору в поисках его . Меня считают неплохим специалистом по искусству эпохи Возрождения , а я укоряю  себя за слабые знания . Перфекционист , ничего с этим не поделаешь . «
Вечером мы снова пошли в ресторанчик и на этот раз говорили только о себе . В этот , уже второй наш вечер , мы интересовали друг друга .
 Я рассказал Вере о своём расставании с любимым человеком и о муках , которые испытываю всвязи с этим , она же в ответ  поведала  историю своей безответной любви . Оказывается , на протяжений двадцати лет она любила единственного мужчину , который не мог быть с ней .  Джакомо , так звали ее избранника , был известным специалистом в среде учёных , изучающих искусство эпохи Возрождения , и когда -то стал первым человеком , кто покровительствовал молодой русской девушке , взятой в штат сотрудников музея .  У неё не было ни единого шанса не влюбиться в него . Сначала он восхитил ее своим авторитетом , значением в мире искусства , знаниями , благородством , аристократизмом , а уже потом она почувствовала притяжение к нему как к красивому мужчине .  К сожалению , Джакомо имел семью и их отношения были невозможны .  Первое время она пыталась забыться в коротких отношениях с другими мужчинами  , но поняв , что никогда не сможет вырвать Джакомо из своего сердца , приняла  судьбу женщины , которая до конца своих дней будет просто рядом с тем , кого беззаветно любит . 
Чтобы быть достойной своей любви , она полностью посвятила себя науке и достигла тех же высот , что и Джакомо . Из рядовой сотрудницы его лаборатории она превратилась в учёного , способного разговаривать с ним на одном языке . Они стали равноценны .
Джакомо испытывал к ней уважение , а она продолжала его любить , помня о единственном поцелуе , который он ей подарил .
-«  Он не мог предложить мне места в своей личной жизни  , но мог предложить место рядом с собой в профессии . Мне было этого достаточно , чтобы просто оставаться рядом с ним .  В конце концов мы все же разделили на двоих одну любовь … . Любовь к искусству . «
Я был потрясён историей Веры и не смог заставить себя в ответ сказать даже слова .
Она же продолжала говорить -« Знаешь , я не просто смирилась со своей участью , я нашла в нашей версии любви преимущества , возможно , это как защита или оправдание невозможности стать женой любимому человеку . 
Женой ему не стала , но стала самым близким человеком в жизни . Я не делю с ним  супружеское ложе , но делю то , что он считает самым главным . Разве этого мало для счастья ? - подумала я и убедила себя в том , что мы счастливая пара . Пара двух странных
учёных , поделивших один мир на двоих навсегда . В нашем союзе есть  гораздо больше , чем есть в союзах , отмеченных двумя обручальными кольцами .   Наш союз во-истину заключён на небесах , изображённых на картинах художников ренессанса , и они же являются нашими свидетелями . Реставрируя их картины по ночам , мы сливались в том самом экстазе , который случается между двумя влюблёнными . И неважно , что этот экстаз творческий .  Это та же гармония « - Вера снова на мгновение замолкла , разбавив мое молчание , словно собираясь с мыслями и снова продолжила -« но я буду не искренна , если скажу , что не мечтаю о большем и не жду его . Конечно , жду . Женщина , вожделеющая возлюбленного , всегда будет испытывать надежду , именно это чувство будет придавать ей сил ждать и жить дальше . Я жду и живу дальше . А пока вглядываюсь в полотна уже родных мне художников , с которых я давным давно сняла века и считаю своими современниками , и читаю на них истории очень похожие на мою .  И мне становится легче , что я не одна такая … .  Завтра в галереи Уфиццы познакомлю тебя с некоторыми из них . 
Кстати, это было приглашение на завтрашнюю экскурсию . Ты ведь не откажешь даме эпохи Возрождения в прогулке в ее эпоху ? «- сказав последнюю фразу , Вера звонко и задорно засмеялась .
Это снова было неожиданное предложение , как и предложение посетить коридор Вазари , и я даже не старался скрыть свою радость :
- « Вера , ты знаешь хоть одного современного мужчину , способного отказать проводить даму из средних веков в ее эпоху ? Буду счастлив ….

В эту ночь мне не спалось  . Сказать , что я был потрясён тем , что услышал в минувший день и вечер от Веры , ничего не сказать . Ее ошеломляющая история вечной любви перешила меня по швам .  Я тут же сравнил ее с историями из « Юноны и Авось « и « Алых парусов «. Но то были придуманные истории , а мне же встретилась настоящая .
Ещё мне пришли на память слова Паустовского : «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
Мне захотелось перефразировать сказанное им , имея ввиду Веру - если бы мои современники знали историю любви Веры , то этого было довольно , чтобы растревожить их сердце призывом к совершенству .
И ещё мне подумалось о том , что смог ли бы я посвятить всю свою любовь одному лишь человеку , отказавшись от любви к другим ?
И ответил тут же - нет , не смог .
Но все же я услышал этот самый призыв к совершенству , внезапно переосмыслив свою последнюю историю любви , ставшую для меня сейчас драмой ? Может , мне не удалость использовать все способы , чтобы сохранить ее ? 

Следующим утром все случилось точно так же , как и у коридора Вазари - мы с Верой прошли в музей беспрепятственно , минуя огромную очередь . При входе до меня доносится доброе приветствие Вере от служащего музея -« доброе утро , профессор !»
Заметив удивление на моем лице , Вера с той же таинственной улыбкой поинтересовалась -« разве я тебе об этом не говорила ?» - и засмеялась.-« ну что же , тогда пойдём в мой профессорский офис пить кофе перед экскурсией «- предложила она .
Меня обуяла гордость и предвосхищение того , что моим гидом по галерее Уффицы станет ее профессор . Думаю , немногие таким могли бы похвастаться .
И снова часы сжались в мгновения .
Вера водила меня по залам галереи , рассказывая невероятные истории , рассказанные великими художниками , которые бы мне без неё невозможно было  слышать  . В какой то момент я очень реалистично почувствовал , что , как и Вера , смог перейти через границу времени и очутился во Флоренции 16 века , услышал голоса , почувствовал запахи , увидел живые лица .
- « знаешь , почему мне так близки мастера ренессанса ? « -вдруг поинтересовалась Вера , и не дав мне возможности ответить тут же продолжила - « их искренность , чистота , светлые помысли и величайшая мудрость , которую они передавали через своё искусство .  Используя символы и коды , они рассказывали языком метафор о том , что было очень важно .  Язык очень сложный для наших современников , привыкших к простому изложению и пониманию , и в тоже время простой и понятный для тех , кто читал картины прямо из под кисти автора.   Когда ты имеешь возможность читать такие картины  , вскрывая символы и знаки , то внезапно начинаешь слышать рассказ самого художника  .
Посмотри на эту картину , что ты на ней видишь и что из увиденного понимаешь?  « - Вера указала на большое полотно , на котором было изображено множество пеших и конных людей , идущими колоннами .
- « вижу  несколько колонн людей , идущих друг за другом из одного конца картины в другой . Они в руках несут оружие и флаги , значит это солдаты идут на войну «- предположил я .
Услышав мое объяснение , Вера улыбнулась и заговорила снисходительным тоном -« дорогой Богдан , тебе сейчас очень повезло , ты смотришь  первый мултимедийный фильм в истории человечества , созданный художником шестнадцатого века . Те колонны , которые ты видишь на полотне , на самом деле являются одной колонной людей , только размещённой художником в разных частях картины и в окружении разных декораций .  Художник рассказывает историю похода одного  войска , идущего на войну через реки , горы , поля , пустыни . В одному углу картины ты видишь начало похода , который длился целый год , а в другом его углу конец . Художник показывает и сезоны года , то помещая колонну в снег , то в осенние пейзажи.  На одной картине целый год событий и сюжетов . Да , это мультимедиа .
А теперь посмотри на эту картину «- на этот раз Вера указывала на портрет знатного вельможи -« что ты видишь ?»
- « вижу средневекового мужика . Могу предположить , что он богат , учитывая роскошную одежду на нем и богатые интерьеры «.
- « вот ! «- воскликнула Вера -« ключевая мысль картины - роскошная одежда и богатые интерьеры ! . На этот раз перед тобой первая нарисованная Реклама товара , а вовсе не портрет человека .  Художник нарисовал заказной портрет купца , имеющего лавку с тканями . Но основной акцент , как ты можешь видеть , он делает на тщательную прорисовку ткани одежды , в которую одет  купец . Ты видишь мельчайшие детали . Ткань настолько реалистична , что кажется , будто она просто накинута на картину . Тебе хочется даже потрогать одежду руками , чтобы ощутить ее текстуру.  На самом деле купец на этой картине рекламирует свой товар . Он словно говорит - посмотрите , какая у меня в продаже роскошная ткань . Такой нет ни у кого .
Богатые интерьеры , в которых изображён купец , говорят о том , что он очень успешен и богат . У такого действительно может быть хороший товар .   Он заявляет на этой картине о себе , как о бренде .
Кстати , картины кисти  самого Боттичелли «- как бы между прочим добавила Вера .
- « помнишь , я вчера тебе говорила , что у меня есть свои родные художники , чьи собственные истории жизни и сюжеты на картинах похожи на мои ? « - произнесла  Вера , подводя меня к картине , на которой была изображена девушка в монашеской накидке .
-«  Так вот смотри - перед тобой я , и все обо мне «- Вера взяла паузу , словно давая мне придти в себя -« эта картина очень важна для меня , так как именно с неё началась история моей любви . Она предопределила мою судьбу , дав мне ее такой , какой я ее сейчас имею . Проще говоря , она стала руководством по моей дальнейшей жизни .
 Ее  нарисовала женщина художница из того же шестнадцатого века . Ты , наверняка , знаешь , что в эпоху Возрождения художниками были мужчины , и лишь за редким исключением женщины , которые , как правило , подписывали  свои картины мужскими именами  . Эту художницу зовут  Плаутилла Нелли , и на своём полотне она изобразила святую Екатерину  Сиенскую де Риччи.
Близко я познакомилась с этой художницей и ее картиной почти двадцать лет назад , когда вместе с Джакомо занималась ее реставрацией . Тогда я буквально сгорала от любви к нему , ловила каждый его взгляд и каждое его слово .
Сперва мне было  не до этой картины , пока она случайно не раскрыла одну тайну , сшившую меня с ней стежком судьбы навсегда . 
Неожиданно мы обнаружили под слоем краски почти утерянную надпись -« Mi ameresti come io ho amato te?» . 
В переводе на русский она звучит так -любил бы ты меня , как любила тебя я? . Мы заинтересовались этой картиной и историей жизни художницы , создавшей ее .
Оказалось , что Плаутилла была монашкой , но до того , как ей стать , перенесла сильные муки любви . Она беззаветно любила одного художника , который имел семью и не мог быть с ней .  Чтобы заслужить его внимание , она стала рисовать , и преуспела в этом , затмив собою неизвестного никому возлюбленного художника .  Поняв , что она никогда не будет с любимым , Плаутилла приняла обед безбрачия и стала монашкой . Считалось , что на этой картине Плаутилла изобразила саму себя в образе святой Екатерины , но после того , как мы нашли ее послание , это стало утверждением .
 Ее картина с этой надписью стала символическим посланием художницы своему  возлюбленному . Возможно , он никогда не увидел это послание …  «
Вера замолчала .
Мне стоило огромных усилий , чтобы не разрыдаться от услышанного прямо у картины . Я в одно мгновение осознал все , что услышал от Веры за последние три дня .  Вернувшись в отель , я все же дал волю своим слезам , навзрыд проревев до самого утра .

Вернувшись  в Москву , я в первый же день написал смс той , от которой бежал во Флоренцию :
- я по тебе очень скучаю  . Я тебя люблю .
                И тут же получил ответ :
- я тоже тебя люблю .

С Верой мы стали очень близкими друзьями . Я не раз с тех пор приезжал к ней во Флоренцию и мы снова и снова пересекали границу времени , гуляя по минувшим векам .
Однажды поинтересовался у неё - « Вера , скажи , почему ты вообще согласилась тогда встретится со мной ? «
- « ты же помнишь , что я девушка эпохи Возрождения ?» - тут же переспросила меня Вера .
- « конечно , помню «- засмеялся я .
-« так вот , в моем времени во Флоренции были дома , куда приходили люди с разбитыми сердцами . Они говорили друг с другом , облегчая друг другу страдания , а некоторые даже находили в лице друг друга новую половину .  Своеобразная группа поддержки .  Когда мне позвонил Сергей и попросил быть с тобою рядом , он рассказал мне о твоей утрате . Я поняла , что мы с тобой найдём общий язык и поможем друг другу .  Так что , когда ты только вышел из поезда , ты и не подозревал , что оказался членом средневековой группы поддержки для разбитых сердец ….

Этим летом Веры не стало . Она и Джакомо заразились ковидом  . Сначала умерла Вера , а через два дня скончался Джакомо .
Вере было 53 года , а Джакомо 68.

На фото : Плаутилла Нелли «Святая Екатерина Сиенская де Риччи» / Галерея Уффици, Флоренция


Рецензии
Великолепно...и глубоко.
Но текст надо вычитать Вам.
Мелькали описки- ошибки...
См начало:.." надписями на ндгробиЯХ"...
и там есть и повторы слов в одном месте...

Виталий Нейман   19.11.2021 09:13     Заявить о нарушении
Спасибо )).

Богдан Селиванов   19.11.2021 09:15   Заявить о нарушении