Шолохов рассказ о Федоте и Вороной Савинкова

Александру Аникину


Кстати, по стилистике "Сказание о Колчаке, крапиве и прочем" близко к Борису Савинкову "Конь вороной"и к юмору Зощенко.
Видимо прототипом Федота реально послужил Борис Савинков и канву он списал с более трагичной позиции Коня воронова - придав коню вороному комичное звучание рассказов Михаила Зощенко, или стилизовав трагедию Бориса Савинкова под комедию Михаила Зощенко.

в таком случае, Александр Аникин действительно сыграл Бориса Викторовича Савинкова. Лучший Борис Савинков для меня Александр Аникин.
Хотя Алексей  Серебряков - империя под ударом - остаётся для меня одним из лучших после Аникина.

Но в общем-то, да  -если главный герой - всё-таки я права, Федот, а не Николка, то и ставить надо на фото главную роль.

Меня при просмотре этой оперетты насторожило слово стриженная под иголку - это ж прямая цитата из Бориса Савинкова, заимствованная Михаилом Шолоховым для своего рассказа про Федота. Ну Фёдор-художник у Бориса Савинкова в коне вороном был.

Кстати, то что Настя стриженная под иголку должны были быть слова Федота  - Приходит ко мне эта Настя.

"Я, чтоб не мутило на нее на стриженую глядеть, с глаз долой скрылся, ушел в степь за кобылой. А кобыла у меня, доложу вам, от истинного цыгана: бежит - земля дрожит, упадет - три дня лежит, одним словом, помоги поднять да давай менять. Я до скольких разов на нее с топором покушался, жалко только - сжеребанная..." = Михаил Шолохов

они просто отворачивались от Насти потому что стриженная - это коммунистка. Цитирую Бориса Савинкова, конь вороной:

Борис Савинков, конь вороной:

" Я взглянул на нее. Вот черное, закрытое доверху платье. Вот узкая, без колец рука. Она острижена. В ней что-то чуждое мне. Монашенка? Или... или... Нет, не может этого быть.
        - А ты? Кто ты такая?
        Она отвечает твердо:
        - Я - коммунистка.
        Я сел. Я только теперь заметил, что в комнате нет ничего: стол, кровать и два стула. На стене портрет Маркса.
        - Ты - бандит?
        - Да, я "бандит".

То есть Федот действительно прав - его незаконно назвали Колчаком. То есть прямая отсылка к рассказу-повести Бориса Савинкова - конь вороной, а Борис Савинков у Колчака служил...

Цитирую Шолохова:
Подходим к конюшням, я говорю:

- Давайте спервоначалу не заводить скандальной драки. Я пойду к ним навроде как делегатом и скажу, пущай вертаются по домам: амнистия, мол, на вас вышла.

Перелез я через огорожу, иду. Отряд мой возле канавы залег в лизерве, покуривают.

Только это я открыл дверь, а Стешкина жена с ухватом:

- Ты зачем пришел, кровопивца?!

Не успел рот раззявить - сгребло меня бабье, и тянут, просто беспощадно волокут по конюшне. Собрались в курагот, воют, а моя ведьма пуще всех:

- Зачем пришел, сукин сын?

Я с ними по-доброму:

- Бросьте, бабы, дурить! Амнистия...

Только слово это сказал, Анисимова жена как кинется с кулаками:

- Целый век смывались над нами, как над скотиной, били, ругали, и теперя выражаешься?.. Вот, на, выкуси!.. Сам ты амнистия, а мы - честные бабы! - Шиши мне из-под ноги тычет, а потом к бабам верть: - Что мы с ним сделаем, бабоньки, за то, что тысячуется?

У меня в сердце екнуло, ровно селезенка оборвалась. Ну, думаю, острамотят, паскуды!..

До сих пор нутро наизнанку выворачивается, как вспомню... Нешто не обидно?.. Разложили на полу без всякого стыда, Дунька Анисимова села мне на голову и говорит:

- Ты не боись, Федот, мы с тобой домачними средствами обойдемся, чтоб помнил, что мы не улишные амнистии, а мужние жены!"


Борис Савинков, конь вороной:

" Я взглянул на нее. Вот черное, закрытое доверху платье. Вот узкая, без колец рука. Она острижена. В ней что-то чуждое мне. Монашенка? Или... или... Нет, не может этого быть.
        - А ты? Кто ты такая?
        Она отвечает твердо:
        - Я - коммунистка.
        Я сел. Я только теперь заметил, что в комнате нет ничего: стол, кровать и два стула. На стене портрет Маркса.
        - Ты - бандит?
        - Да, я "бандит".
        - Белогвардеец?
        - Белогвардеец.
        - Наемник Антанты?
        Зачем казенные, заученные слова? Я холодно говорю:
        - Меня нельзя купить, Ольга.
        - Ты для чего?.. Почему?..
        Она всплеснула руками. Она силится и не может понять... Я тоже.


12 февраля

        Ольга взволнованно говорит:
        - Жорж... Ведь ты боролся для революции. Скажи правду, разве вы совершили ее? Ведь мы низвергли царя. Ведь мы завоевали свободу...
        - Ольга, не говори о свободе.
        - Ведь мы восстановили Россию...
        - Не говори о России.
        - Почему?
        - Потому что свободы нет. Потому что России нет.
        - Свободы нет?.. А вы? Не вешаете? Не расстреливаете? Не жжете? России нет? А вы? Не ходите по чужим передним?
        - Ольга, молчи.
        Она встала. Ее глаза потемнели. Она рукой стучит по столу.
        - Что для вас народные слезы и кровь? Что для вас справедливость? Вы родину любите для себя. Вы свободу цените только вашу... И вы не видите, что рушится старый мир... Нет... Вы предали революцию... Вы изменили России... Вы враги... Слышишь, Жорж, ты мой враг...
        Я тоже встаю.
        - Что же, Ольга? Донеси на меня.
        - Что ты? Господи, что ты, Жорж?..
        Она закрыла лицо и плачет. Кто это? Ольга?.. И где я? В келье? В скиту? И зачем этот образ - в золоченой раме портрет?.. Я слышу, она говорит сквозь слезы:
        - Жорж... Жорж... Зачем ты пришел?"


Рецензии