Конвульсия эмоций и чувств

Спектакль –конвульсия «Без[идиот]а».
по мотивам романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
Режиссёр – Наташа СЛАЩЁВА.
Художник-постановщик – Виктор КЛОЧКО.
Художник по костюмам – Анастасия ЦВЕТКОВА.
Художник по свету – Настя ПОНОМАРЁВА.
Заведующий Постановочной частью – Сергей АФАНАСЬЕВ.
Действующие лица и исполнители:
Настасья Филипповна – Алина КОРОЛЬ,
Мышкин – Константин ФЕДОРОВ-ФРЕЙВАЛЬД,
Епанчина – Елена КАЛИНИНА.
Аглая – Анастасия ШАЛЫГИНА.
Рогожин – Иван ЛОСЕВ,
Кто-то, Что-то – Ксения ПЛЮСНИНА.
СХТ премьера 27 декабря 2020.
Спектакль Наташи Слащёвой «Без[идиот]а» предлагает нам возможность познания пространства человеческой жизни увиденное глазами Достоевского, философскую проекцию которого он запечатлел в романе «Идиот». В спектакле этот бесконечный во времени и пространстве объект представляется нам в виде многомерной сферы, в которой сосуществуют философское и эмоциональное начало. Эта сложная многомерная система определяет парадигму человеческого существования, её реальная проекция, запечатлённая великим классиком в романе, является объектом, который многие десятилетия приковывает пристальный взор людей, пытающегося осмыслить ключевые вопросы человеческого бытия. В этом направлении философского поиска спектакль Слащёвой предлагает зрителю новую тропу, ведущую к скрытым посланиям и смыслам великого мыслителя. В нём причудливое смешение сюжетов создаёт лабиринт философской мысли, извилистые тропы которого образуют путь онтологического познания человеческого общества. В спектакле эти витиеватые тропы ведут нас через модель человеческого общества, компилированную в галерее персонажей, все они люди скрывающие лики своего внутреннего мира за слоями яркой внешней оболочки.
На этих тернистых тропах зрительское познание пролегает через опорные точки философии человеческого эмоционального начала, его влияния на поведенческие паттерны и пути социализации. Спектакль создаёт плоскость для изучения этих аспектов и здесь в рамках этой философской концепции ясно прослеживаются две её опорные точки: волновая траектория эмоций и чувств и концепция двух- компонентной сферы внутреннего мира человека. На этих сценических уроках познания в галерее образов отчетливо-ясно выделяется особый фактор, создающий предпосылки и исходную точку для возникновения эмоциональных волн, побуждающих персонажей абстрагироваться от собственного рационального начала и действовать исключительно по велению собственных чувств и эмоций. В этом обращении к творчеству Достоевского изучение проекции этого влияния представляет возможность сосредоточить внимание на образе человека, который в своих поступках иррационален, воспринимающего картину окружающего мира через призму эмоций и чувств, пробуждающих в нём амбиции и ультимативные желания обладания. Люди подверженные влиянию этих факторов ослеплены в своих стремлениях достижения собственных целей, в этом состоянии они эгоистично готовы бессознательно разрушить чужие жизни. В рамках философской концепции эмоционального начала постулируется его импульсно- конвульсионная природа эта его характерная особенность сыграла определяющую роль в выборе сценического подхода к воплощению сюжета великого романа и направления вектора его познания.   
В спектакле исследование рациональных и эмоциональных компонентов осуществляется в картинах жизни человеческого общества, которое в начальной точке этой истории находится в эмоционально-равновесном состоянии. Дестабилизация и разрушение установленного в нём порядка существования и однородности среды происходит при возникновении на его поверхности особого фактора влияния, который инсталлирован в появлении Мышкина (Константин Фёдоров - Фрейвальд). Потенциал влияния этого события велик, так как оно выступает в качестве особого триггер – фактора, форматирующего общественное пространство и задающего в нём направление вектора эмоционального восприятия. Наш взгляд направленный на этот фактор позволяет нам заключить, что его значении непостоянно и варьирует в галерее образов, а его вектор разнонаправлен и индивидуален для каждого персонажа, находящегося в зоне его влияния. В этом направлении нашего изучения реакция персонажей представляют нам картину начальной точки, в которой наблюдается абсолютное доминирование эмоций и чувств, в ней эти факторы блокируют рациональную основу человеческого мышления.
Общая картина этой проекции этой реакции представляет её в широком диапазоне, конкретизация которого осуществляется в образах и поступках персонажей, наше наблюдение их позволяет увидеть в этих паттернах точки совпадения, которые позволяют нам выполнить сравнительный анализ проекций влияния. Наше сопоставление различных поведенческих паттернов персонажей, позволяют нам предположить, что персонажи под влиянием этих факторов не подвергают критическому анализу собственные действия, так как они существуют в иллюзорном мире, в котором каждый из них возвышен над остальными. На этом пьедестале каждый из них ослеплён своими желаниями и сосредоточен на воплощении их, так как это является приоритетной целью их существования и самоцелью их собственных действий. В этом эмоциональном состоянии они достигают высшей точки, в которой их устремления становятся бессмысленными, слепыми амбициями. В нашем наблюдении этого процесса нам представляют возможность увидеть особые моменты, в которых персонажи одержимые своими эмоциями и желаниями доходят до точки абсурда, воплощённые в картинах действа в форме траги-фарса деструкции человеческой жизни.
В этом движении направленном на достижение собственных целей они достигают точки, в которой этот потенциал влияния достигает максимального значения. В ней его влияния начинает ослабевать, а эмоций их амбициозные цели теряют свою приоритетность, в эти моменты в них начинают проявляться контурные очертания их философско-рационального начала. В рамках этого процесса у персонажей спектакля происходит нивелирование влияния амбиций на концепцию восприятия среды обитания и поведенческий паттерн. В проекции пространства этого момента персонажи переводят свой взор на окружающий мир, сосредотачивают своё внимания на осмыслении собственных поступков.
В сценическом воплощении картин человеческого общества, запечатлённых в романе «Идиот» Слащёва инсталлирует персонажа по имени Кто-то, Что-то (Ксения ПЛЮСНИНА), его диспозиция в сюжетном пространстве спектакля имеет особый характер. Он незримо присутствует в нём, незаметен для персонажей, в этом пространстве он некий экзистенциальный наблюдатель, который не вмешивается в ход событий. В своей точке абстрагированного наблюдения персонаж по имени Кто-то Что-то эмпатично наблюдает за поступками персонажей и развитием событий. За внешней оболочкой этого образа завуалированы черты самого Достоевского, его творческого эго, он личность, вдохнувшая жизнь в образы персонажей и создавшая ситуацию, которая вывела общество из равновесия.
В этом сценическом воплощении сюжета великого романа, Слащёва сосредотачивает наше внимание на наших эмоциях и чувствах, под влиянии которых мы часто становимся беспощадны и амбициозны, готовы разрушать всё на своём пути. Она облекает плоскость познания этой особенности человеческой натуры в форму спектакля-конвульсии и таким образом выводит его из жесткого прокрустова ложа эпохи Достоевского и устоявшихся догм толкования и восприятия замысла великого писателя. Этот подход нивелирует временную пропасть, отделяющую нас от времени написания романа и позволяет нам взглянуть на себя со стороны так как мы в своих поступках также иррациональны под влиянием эмоций и чувств.         


Рецензии