Маргарин

Любите ли Вы маргарин? Странный вопрос? У каждой хозяйки или в каждом холодильнике лежит пол пачки маргарина, который остался со дня, когда в доме что-то пекли. Некоторые хозяйки им противень намазывают. Хотя, говоря на чистоту то, что нам сейчас предлагают под видом сливочного масла и есть на 50% маргарин.
К чему я веду, а к тому, что в каждой семье свой достаток и свой рацион питания. И каждая хорошая хозяйка приготовит вкусно из того, что у неё есть, и никому из едоков не придет в голову, на чём пожарена картошка или заправка в щи. Когда ты молод и много работаешь физически, тебе еда кажется вкусной вся.
В начале 60-х годов, когда я был школьником младших классов, мы часто ходили в гости к товарищам, а они к нам в дом.
Всегда приглашали за стол пообедать или чаю попить, и приходилось слышать слова: комбижир, маргарин, растительное масло, сало, все это применительно к жареной картошке. В нашей семье бабушка картошку жарила на топлёном масле, а дома мама любила жарить на подсолнечном, а мне нравилась картошка как у друга, жареная на сале. Но я определенно знал, что маргарин вместо масла на хлеб мажут только люди, очень тяжело живущие.
Февраль 1988 года, трасса Саратов - Волгоград, вернее Волгоград - Сызрань. На участке Луганск, Синенский овраг, особо гололёдный район, авария на двух воздушных высоковольтных линиях ВЛ-110 КВ. Электричества нет в Красноармейске и ещё во всех населенных пунктах в радиусе километров 40 вокруг, а в сторону Волгограда, почти до Камышина.
Встали нефтепроводы на Тихорецкую и Новороссийск, это ЧП уже союзного масштаба. Всё занесено снегом. На проводах муфты ледяные диаметром 30 сантиметров и больше. Из всех колхозов и совхозов дали «Кировцы», чистить трассу. Нефтяники дали два бульдозера С(т) 100. Ракетное соединение из-под Татищево прислало два бульдозера на танковых шасси. Всё началось в обед, часа в два. В пять вечера трактора уже пробили подходы к трассе и начали расчищать вдоль. До восьми вечера удалось устранить два обрыва.
Темная ночь, ураган. Подстанция Красноармейская и район сетей расположены прямо на кладбище, старом, немецком и дальше граничат с действующим кладбищем. Дежурные ходят на переключения на подстанцию вдоль могил. Всё во тьме. Только фонари дежурных среди могил. Монтажников покормили на ткацкой фабрике имени Клары Цеткин и расположили на отдых. Сам с дежурными и подстанционниками сумели собрать из двух линий 110 КВ (6 проводов) только два целых провода и подать по ним 35 КВ по оригинальной схеме ДФЗ или два провода и земля.
Говорю двум дежурным, крепким девушкам лет 40, замужним веселушкам: «Сейчас схему соберём, запустим, ток пойдет по земле от подстанции Кирпичной в Саратове прямо на подстанцию Красноармейск, через кладбище, и покойники из-под земли полезут».
Они хихикают, а сами, чувствую, боятся. Говорят мне: «Ты не уходи, пока не включим, потом все вместе пойдем». Я не ушел, такого никто не делал со времен войны, когда единственная линия 35 КВ САРГРЭС - Бальцер так и работала.
Скажу, мы с монтажниками, рабочими и дежурными были не одни.
Все это время работали штабы: в Минэнерго, в обкоме партии, в Саратовэнерго, в Правобережных электросетях, в Красноармейском райкоме (горкоме). И вот в 12-ть ночи включили собранную схему и потребителям 1-й категории дали электроэнергию. Пришли в диспетчерский пункт, дамы озирались на могилки, но покойники вели себя тихо.
С двух часов дня впервые расстегнул полушубок, снял шапку и войлочный сварочный костюм и расстегнул унты. Зашёл умыться. Мне было 32 года. Из штабов я получил напутствие: «Темп не сбавлять, а то придется ответить». И сказали: «Ты молодец, что схему предложил». Девушки, женщины сходили домой, дома работников тогда строили рядом с производством. Скоро дежурные вернулись и накрыли стол. Сало, хлеб соленные огурцы, и помидоры. Отварная картошка и яйца. Мы сидели разморенные от самогона, закуски, тепла и осознания, что мы сделали то, что никто не смог сделать. Мы были симпатичны друг другу, искра между нами пробежала. Но их было двое, и мужья их ждали. И мне о производстве думать надо.
В прошлом году как раз прошло 32 года с того времени, и меня вдруг пригласили в пандемию на встречу ветеранов (хотя мы тогда думали, что всё закончилось). Пригласил нас председатель профкома, приятный, седовласый, солидный мужчина Сергей Александрович. А я помню его тогда молоденьким водителем лет 18-ти, приятным, деловым парнем. Мне передали привет от дежурных из Красноармейска, я поблагодарил и сказал, что всё помню. Мне было удивительно, что меня вообще вспомнили и многие люди, и многие случаи, и детали жизни. К моменту нашей прошлогодней встречи я уже 20-ть лет не работал в этом предприятии.
В ту ночь я спал только два часа, с четырех до шести. Надо было разбудить монтажников. В семь утра в столовой нефтегазового управления приготовили завтрак. Как сейчас помню: хлеб, чай, манная каша и усиленное питание: жаренные мозги (телячьи) с гречневой кашей. А в восемь утра мы должны были быть на трассе, к этому времени и штабы соберутся, кем они будут руководить, если нас нет на рабочем месте. Весь этот новый день, с 8 утра и до 16, я простоял на трассе, подбадривая своим присутствием монтажников. На обед не поехали, день короткий, и дел много. Привезли перекус прямо на трассу. 8-мь часов на морозе по молодости привычно. В кабину сесть нельзя. Сразу оттаешь и мокрый потом замёрзнешь. Уехать и оставить всё на мастеров нельзя, 100 причин будет, чтобы работу не доделывать. Если начальник уехал, значит дело не срочное. Я стоял на холме и смотрел на расчищенную трассу на Волгоград. Сверкающие «Жигули» с счастливыми людьми мчались в теплые края.
А я стоял и думал: «Десять лет я на трассе, наверное, до пенсии мне эти аварии и плановые ремонты уготованы. Эти вездеходы и трактора. Эта неблагодарная нервотрепка. Тоска беспросветная. Только что были проверяющие, трое, два зама из управления и главный инженер из предприятия. Хорошо поддатые, из машины даже не вышли». Сказал водителю: «Сделай братец одолжение, принеси из моего запаса пару бутылок водки, коляску Краковской колбасы, хлеб и солянку грибную». Выпил с ними 100 граммов и проводил. Напоследок услышал: «Медленно вы работаете. У других таких проблем нет». У других нет водораздела Волги и Дона, и особо гололедного района нигде больше нет. 4-й район есть, а особого нет.
Работу окончили. Людей с линии сняли и начали опробовать схему. Не стал мучить людей ожиданием, эта канитель еще два часа займёт. Отправил их пока в Красноармейск, ужинать и отдыхать. Сам остался в Луганске. Если что не пойдёт, то я уже на месте. При въезде в Луганск слева стоял вагончик нефтяников, они трубу укладывали, пока погода позволяла. Постучался, зашёл. Топилась большая «буржуйка», печка дровяная, на ней стоял чёрный в саже пятилитровый чайник. За столом сидело четверо мужчин, лежало несколько буханок настоящего хлеба, сахар и брикет только что открытого масла, так я подумал, 20 килограмм. «Присаживайся, угощайся», - предложили нефтяники, суровые люди. В чайнике был заварен чай черный, как чифирь. Отрезал хлеба, намазал маслом. Откусил, запил чаем, вкуснота необыкновенная. Отрезал, намазывал, ел и запивал чаем. Очень вкусно. «Где масло достали?» «А это не масло, а столовый маргарин». Я первый раз в жизни наелся маргарина с хлебом. И это было вкусно. Линии приняли нагрузку, и я поехал домой, а людям продлил командировку до завтра, пусть отдохнут и завтра к обеду приедут. Я ехал домой и думал о своей нелегкой и неперспективной работе. Я не знал, что на следующий день меня ждут коренные изменения в жизни.


Рецензии