Мюнхен. У могилы приемной дочери А. К. Глазунова
На левой стеле начертано на немецком языке "HERBERT GUENTER — Schriftsteller (писатель) Geb. 26.3.1906 — Gest. 19.3.1978". На правой — "ELENA GUENTER GLASUNOW Pianistin Geb. 27.3.1905 — Gest. 18.6.1999".
На могиле лежит и каменная плита в форме развернутой книги, на которой изображены символы "Альфы" и "Омеги" — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита. Символы являются наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего. Крылатое выражение «альфа и омега» («от первой до последней буквы») означает «от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще».
За изгородью кладбища возвышается Кафедральный собор РПЦЗ в Мюнхене. К зарубежной церкви Елена Александровна относилась прохладно. Одна из причин такова: ее матери - греческой схимонахине Александре Глазуновой (в миру - Громыко Ольга Николаевна) не разрешали посещать богослужения в двух женских монастырях РПЦЗ в Иерусалиме.
Могильный памятник устанавливал на средства мюнхенского "Фонда имени А. К. Глазунова" его глава — Николай Александрович Гофман (Воронцов).
Супружеская чета Е. Глазуновой и Г. Гюнтера с 1961 года жила в Мюнхене по улице Am Perlacher Forst, 190 (городской район Наrlaching), где ныне располагается "Alexander K. Glasunow-Stiftung". Елена Глазунова – Гюнтер (по первому отцу - Елена Михайловна Гаврилова) родилась в Петербурге. Ее биологическим отцом петербургский художник Михаил Гаврилов.
Мать Елены - Ольга Николаевна Громыко (по первому мужу Гаврилова) сначала была горничной, а позже - экономкой в доме Глазуновых на Казанской улице в Санкт-Петербурге. Позже она стала гражданской женой композитора, но в 1929 году в эмиграции (Париж) узаконила брачные отношения с Александром Константиновичем Глазуновым.
К маленькой девочке Лене, дочери Ольги Николаевны, привязался А. К. Глазунов, он обучал ее музыкальной грамоте и позже посвятил Елене Гавриловой одно из своих музыкальных произведений. Елена в 1924 году закончила Ленинградскую консерваторию. Первый ее выход на сцену как пианистки состоялся 24 апреля 1926 году на авторском вечере композитора А. К. Глазунова, удочерившего Елену Гаврилову-Тарновскую незадолго до своей смерти, то есть в марте 1936 года. Второй ее концерт состоялся в августе того же года в зале Киевского оперного театра 25 августа 1927 года.
Вместе со своим первым мужем, профессором Киевской консерватории С. Тарновским, она уехала из России и поселилась в Париже. Некоторое время спустя, в июле 1928 года, вместе с гражданской женой выехал из России и сам А. К. Глазунов и до конца своих дней (март 1936) жил тоже в Париже. Здесь, в зале "Плейель", 19 декабря 1928 года перед 2600 слушателями состоялся первый концерт Елены Тарновской за пределами России. В январе следующего года прошли концерты в Португалии, Испании, а затем в "Метрополитен-опера". Весной 1930 года состоялись выступления в Польше и Чехословакии. Дирижировал всеми концертами сам А. К. Глазунов. Несколько лет Елена Тарновская - Глазунова провела в Берлине, где совершенствовала свое музыкальное мастерство и как солистка исполняла фортепианные концерты А. К. Глазунова. Выступала вместе с симфоническими оркестрами Ленинграда, Харькова, Одессы, Парижа, Нью-Йорка, Мадрида, Барселоны, Валенсии, Лиссабона, Болоньи, Праги, Варшавы, Лондона, Вены и Берлина.
В 1961 году Елена Александровна Гюнтер-Глазунова переехала вместе со вторым мужем Гербертом Гюнтером, в Мюнхен, где они приобрели дом в районе Харлахинг. Сюда она перевезла всю обстановку из парижской квартиры Глазуновых и большой архив отца. Ее дом в Мюнхене превратился в мемориальный музей композитора, где все его экспонаты воскрешали память о. Глазунове. В домашнем музее возникло «Общество и архив А. К. Глазунова», которым руководила Елена Александровна. Она пересматривала и описывала архивные документы, исторические фотографии, рукописные ноты, афиши и программки концертов, личные вещи и предметы, принадлежавшие ее приемному отцу А.К. Глазунову.
Елена Александровна охотно принимала гостей из Германии и других стран, устраивала встречи-беседы и музыкальные вечера, популяризирующие творчество композитора Глазунова. В гости приходил и митрополит Ириней, служивший в Крестовоздвиженской церкви Московского патриархата в Мюнхене. Елена Александровна была ктитором этой церкви, располагавшейся в бывшем гаражном здании при доме, где жил митрополит Ириней. Своими пожертвованиями она помогала в благоустройстве и украшении церкви. Владыка Ириней был духовником Елены Александровны, поддерживавшей с ним духовные и дружеские отношения. Елена Александровна не имела контактов с клириками РПЦЗ и не посещала ее приход в Мюнхене.
К дочери часто приезжала из Иерусалима мать – схимонахиня Александра (Глазунова), для которой обустроили гостиничную келью. Е.А. Гюнтер-Глaзунова после смерти матери доставила в 1968 году из Святой Земли в Мюнхен чудотворный образ Николая Чудотворца из Александровского подворья и до своей смерти была его хранительницей. Он установлен в той комнате, где жила в гостях в Мюнхене схимонахиня Александра. Эта ценная икона завещана ею одному из монастырей в Карпатах на Украине, но вряд ли ее туда перевезут из Германии. Все иконы, находившиеся в гостиничной келье матери в Мюнхене, согласно завещанию, отправлены в Иерусалим и в аэропорту Тель-Авива переданы начальнику Русской духовной миссии МП.
В 80-е годы при падении Елена Александровна неожиданно сломала палец правой руки и за рояль больше не села.
По завещанию Елены Александровны рояль ее приемного отца Александра Константиновича, вся мебель парижского периода его жизни, сохранившиеся вещи и ценные документы отправлены в в Санкт-Петербург, где в Шереметьевском дворце открыты два зала, посвященные композитору Глазунову.
В 2002 году, когда в Мюнхенском Национальном театре поставили балет Глазунова "Раймонда", его премьеру отмечали в доме Глазуновых в Харлахинге.
Второй муж Елены Константиновны – Герберт Гюнтер был уроженцем Берлина, учился в Мюнхене на разных факультетах местного университета. Изучал литературу, искусство, театроведение, историю и философию. В 1929 году он написал литературный портрет германской столицы "Тут пишет Берлин". Во время Второй мировой войны Герберт Гюнтер служил шесть лет солдатом. Находился в плену в Англии и приехал в 1946 году в столицу Баварии. Через два года он переехал в Париж, где жил до 1961 года. Здесь он познакомился, а позже женился на пианистке Елене Глазуновой. В 1961 году Герберт Гюнтер вместе с супругой переселился в Мюнхен, где жил до самой смерти. Герберт Гюнтер награжден Большим Почетным Крестом ФРГ и баварским Почетным Орденом. Был ли Г. Гюнтер православным по вере - неизвестно.
Свидетельство о публикации №221111800753