Герман Бавинк. Праведность и правосудие Бога

ПРАВЕДНОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ БОГА
Герман Бавинк (1916)

С этой святостью тесно связана праведность [справедливость; нид. gerechtigheid] Бога. Слова ;;;;;;;, ;;;;; и ;;;;;;; описывают состояние законопослушного человека. Первый смысл видимому, судебный: ;;;;;;; это тот, кто оказался прав перед судьей и поэтому должен быть оправдан (;;;;;;;;; против ;;;;;;;;;;; Втор. 25:1). Это также слово для обозначения человека, который прав в споре или дебатах (Иов 11:2; 33:12, 32; Ис. 41:26), и соответственно, может также обозначать правильность или истинность утверждения (Пс. 52:3; Притч. 16:13; Ис. 45:23). Кроме того, в целом это означает, что человек прав, даже вне судебного разбирательства или суда, и, следовательно, что человек имеет право на своей стороне, является праведным и добрым и живущим в соответствии с законом (Быт. 30:33; 38:26; 1 Цар. 24:18; Пс. 15:2). Отсюда это слово переходит в сферу религии и применяется к Богу. Бог только дважды назван ;;;;;;; в Пятикнижии (Исх.. 9: 27; Втор. 32: 4). Божья праведность прежде всего проявляется в истории, в Его правлении миром и в Его провиденциальном руководстве Израилем, и поэтому она особенно описана псалмопевцами и пророками. Она проявляется повсюду и распространяется даже на диких животных (Пс. 36:7). Бог-Судья всей земли (Быт. 18:25). Она состоит в том, что Бог воздает каждому по его делам, обращаясь с праведными так, а с нечестивыми иначе (Быт. 18:25). Однако следует отметить, что воздающее правосудие Бога гораздо более заметно в Писании, чем Его возмездное правосудие. Дизель справедливо обратил внимание на этот факт, и эта идея была одобрена многими, в том числе особенно Ричлем.
Сам вопрос, позже известный в догматике как воздающее или карающее правосудие, не лишен недостатков в постановке. Напротив, Бог ни в коем случае не считает виновного невиновным (Исход. 20:7; Неем. 1:3 и далее); Он не щадит нечестивых (Иезек.. 7:4, 9, 27; 8:18; 9:10). Он не смотри на лица и не берет взяток (Втор. 10:17), Его суждение беспристрастно (Иов 13:6-12; 22:2-4; 34:10-12; 35:6-7). Он праведен, и все его суды праведны (Пс. 119:137; 129:4); наказание нечестивых часто приписывается Божьей праведности (Исход. 6:5; 7:4; Пс. 7:11; 9:4-8; 28:4; 62:12; 73; 96:10, 13; 2 Пар. 12:5–7; Нех. 9:33; Лам. 1:18; Ис. 5:16; 10:22; Дан. 9:14; Рим. 2:5; 2 Фес. 1:5–10). Однако верно также и то, что наказание нечестивых обычно выводится из гнева Божьего и что праведность Божья особенно выдвигается на первый план в Писании как принцип спасения Божьего народа. В иврите есть много слов, означающих гнев Божий: ;;;, ;;;;;;, ;;;;;, ;;;;;, ;;;;;, ;;;;;, обычно переводится как гнев или злость; ;;;;;, как правило, как ярость ; ;;;;;;; обычно переводится гнев; в Септуагинте и Новом Завете ;;;;; означает внутренний гнев, и ;;;; гнев внешний; эти два понятия объединены в Рим.2:8 (гнев и ярость). Этот гнев—основные слова, для которых частично относятся к глаголу “гореть”, частично выражают неистовую, неконтролируемую эмоцию, которую часто сравнивают с горением (Лев. 10:6; Втор. 32:22; Пс. 21:9), огнем (Втор. 32:22; 2 Царств 23:26; Пс. 2:11; Ис. 30:27; Иер.. 15:14; 17:4), и поэтому называется “горячим” (Пс. 58:9; Втор. 13:17; 2 Пар. 28:11; Иов 20:23; Ис. 13:9, 13) и “пылающим” (Втор. 29:27-28; Пс. 74:1). Он разжигается грехами Израиля против теократического завета Божьего: нарушением клятвы (Иис.Нав. 9:20), осквернением служения Богу (Лев. 10:6; Числ. 1:53; 16:46; 18:5), идолопоклонством (Втор. 9:8), грехами Манассии (2 Цар. 23:26) и Давида (1 Пар. 27:24), и особенно грехами, совершенными людьми, которые заслуживают различных наказаний (Ис. 42:24-25; Иер. . 7:20; 21:5; 32:31; и т.д.; Плач. 2:2 и далее; 3:43; Иез. 5:13 и далее.; 7:3; 13:1; и т.д.; Зах. 7:12 и далее).
Этот гнев ужасен (Пс. 76:7), внушает ужас (Пс. 2:5; 90:7), приносит боль (Иов 21:17; Пс. 102:10), наказание (Пс. 6:1; 38:1; Иер. 10:24) и разрушение (Иер. 42:18; 2 Хрон. 29:8 и т.д.; ср. Иов 9:5; Пс. 21:9; 56:7; 85:3-5).164 Как ясно из Второзакония 6:15; 29:20; 32:21ff.; Иов 16:9; Наум 1:2, ненависть Яхве, ревность к мести и гнев тесно связаны. Ненависть почти всегда имеет своим объектом греховные поступки (Втор. 16:22; Пс. 45:7; Притч. 6:16; Иер. 44:4; Хос. 9:15; Амос 5:12; Зах. 8:17; Откр. 2:6), лишь изредка грешные люди (Пс. 5:6; Мал. 1:3; Рим. 9:13). Месть (;;;;;;;, ;;;;;;;;;), приписываемая Богу (Неем.1:2; 1 Фес. 4:6) и явно применима к Нему (Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30) иногда также проявляется в суде (Числ. 31:2-3; Суд. 5:2; 11:36; 16:28; 2 Сам. 4:8; 22:48; Пс. 18:47; 99:8), но полностью проявит себя во всей своей силе только в будущем, в день гнева (Втор. 32:41-42; Пс. 94:1; 149:7; Ис.. 34:8; 35:4; 59:17; 61:2, 4; Джер. 46:10; 50:15, 28; 51:11; Иез. 25:14 и далее; Мих. 5:14). Божья ревность (;;;;;;;, ;;;;;), неоднократно упоминаемая (Исход. 20 :5; 34: 14; Втор. 4:24; 5:9; 6:15; Иис.Нав. 24:19; Неем. 1:2), провоцируется, когда Израиль, невеста Яхве, нарушает права Жениха и Мужа, следуя за другими богами (Втор. 32:16, 21; 1 Царств 14:22; Пс. 78:58; Иез. 8:3, 5), и проявляется, когда Яхве со своей стороны провоцирует Израиль на ревность, выбирая другой народ (Втор. 32:21; Пс. 79:5; Иез.. 5:13; 16:38; 23:25; Рим. 10:19).
Теперь, в контексте всех этих атрибутов, Божья праведность чаще всего понимается в благоприятном смысле и описывается как атрибут, благодаря которому Бог оправдывает праведников и возвышает их до положения чести и благополучия. На самом деле можно в какой-то степени проследить путь, по которому термин “праведность” развивался в этом смысле в Ветхом Завете. Уже в законе судью и каждого израильтянина в целом неоднократно призывают проявлять чувство справедливости, не извращая справедливость по отношению к бедным, не карая невинных и праведных, не принимая взяток и не угнетая пришельца, вдову и сироту (Исх. 23:6-9). Справедливость состоит в том, чтобы не смотреть на людей, слушать как малых, так и великих, не бояться лица человека, ибо суд - для Господа (Втор. 1:16-17; 16:19; Лев. 19:15). Праведные должны быть оправданы, а нечестивые осуждены (Втор. 25:1)—таково было правило для царей, судей и каждого израильтянина.
Однако фактическая ситуация совершенно не соответствовала этому закону. Пророки, псалмопевцы и авторы притчей непрестанно жалуются на ужасную реальность того, что не было справедливости для бедных, вдов, сирот, иностранцев и нуждающихся, хотя право было полностью на их стороне, и они были праведными и благочестивыми. Поэтому часто для настоящих  верующих не существовало справедливости; в судах и в повседневной жизни их обычно судили неправильно, игнорировали, притесняли и преследовали. Соответственно, они с нетерпением надеются на будущее, на Мессию, Который будет праведной Ветвью (Иер. 23:5 и далее), праведным (Зах. 9:9), который будет судить не по тому, что видят его глаза, а по праведности (Ис. 11:3-5). Его суд прежде всего будет заключаться в том, чтобы помочь и спасти нуждающихся, которых сейчас игнорируют, угнетают и которые тщетно взывают к справедливости; в том, чтобы сжалиться над бедными; и в искуплении их жизни (Пс. 72:12-14). Следовательно, осуществление правосудия было особенно очевидно при избавлении несчастных. Таким образом, отправление правосудия с оглядкой на нуждающихся становится актом благодати и милосердия.
Все это теперь применимо к Богу; скорее, это фундаментально и изначально верно для Него. Он - истинный Судья. Он судит только справедливо и не принимает во внимание личность подсудимого, и поэтому судьи должны судить аналогичным образом (Исх.. 23:7; Втор. 1:17), и Мессия однажды также будет судить таким образом. Бог полностью праведен и действует в соответствии с правосудием. Его праведность (;;;;) состоит, в частности, в признании и выявлении праведности праведных и в том, чтобы она восторжествовала. Он праведен, потому что дарует спасение верующим. Он спасает их (Пс. 7:10), избавляет их (31:1), отвечает им (65:5), слышит их (143:1), избавляет их (143:11), дает им жизнь (119:40), оправдывает их (34:22), оправдывает их (35:24) и так далее, в то время как нечестивые упускают зачисление в число праведных (69:27-28).
Поэтому праведность Яхве, подобно Его гневу (69:24 и далее), не противоречит Его непоколебимой любви, но тесно связана с ней и синонимична ей (Пс. 22:31; 33:5; 35:26-27; 40:10-11; 51:14; 89:14; 145:7; Ис. 45:21; Иер. 9:24; Ос. 2:18-20; Зах. 9:9). Проявление Божьей праведности одновременно является проявлением Его благодати (Пс. 97:11-12; 112:3-6; 116:5; 118:15-19). Даже прощение грехов происходит благодаря Божьей праведности (Пс. 51:14; 103:8-12, 17; 1 Иоан. 1:9). Следовательно, откровения об этой праведности являются актами спасения, спасения и избавления (Суд. 5:11; 1 Цар. 12:7; Пс. 103:6; Ис. 45:24, 25; Мик. 6:5). Этот сотериологический характер Божьей праведности поразительно выделяется, особенно у Исайи. Хотя Израиль - грешный народ и поэтому был сурово наказан (Ис.. 43:26; 48:1; 53:11; 57:12; 59:4; 64:5), и все же по отношению к язычникам Израиль прав. Несмотря на все свои прегрешения, дело Израиля праведно; в конечном счете, право на его стороне. Соответственно, когда Израиль будет достаточно наказан, Божья праведность пробудится и признает это право, и избавит Свой народ от всех его страданий (Ис. 40:1 и далее; 54:5, 7 и далее.; 57:15 и далее; 61:1 и далее). И вот как обстоят дела со всеми верующими. Лично они грешники; они виновны во множестве неправедных поступков; и как народ они бедны и несчастны. Но они стоят за правое дело; они верят в Господа и ожидают, что Он воздаст им по справедливости, докажет их правоту и увенчает их Своим спасением (Пс. 17:1.; 18:19-21; 34:15; 103:6; 140:12).
Это спасение будет заключаться не только во внешних благословениях процветания и мира, но прежде всего в прощении, которое Бог дает Своему народу, в Духе, который Он изливает на них, в новом сердце, которое Он дает Своим людям, и в законе, который Он начертал на их сердце, чтобы они ходили перед Его лицом в совершенстве. Одним словом, спасение состоит в том, что Бог полностью является их Богом, а они полностью являются Его народом (Ис. 43:25; Иер.. 31:33, 34; 32:39-40; 33:8; Иезек. 11:19; 36:25; Иоиль 2:28 и далее). Тем не менее, этот народ, который теперь исповедует имя Господа и праведен в своем деле, все еще грешен и нечист (Ис. 43:26 и далее; 53:4-6; 59:2 и далее, 12 и далее) и может быть искуплен от этого греха только Господом. В Нем одном праведность и сила (Ис. 45:24), не только для Израиля, но и для язычников (Ис. 2:2 и далее; 45:22). Господь воздаст справедливость Своему народу через Мессию, который принесет справедливость язычникам (Ис. 42:1), и Господь создаст новое небо и новую землю, на которых обитает праведность (Ис. 65:17 и далее).
Праведность Господа по отношению к Своему народу состоит, наконец, в том, чтобы даровать ему Свою праведность. Хотя праведность и спасение, таким образом, тесно взаимосвязаны, неправильно использовать эти понятия взаимозаменяемо. Праведность - это не то же самое, что благосклонность, милосердие или благодать; она также не является чем-то вроде верности завету (Дизель, Ритчл, Каутцш и др.); и она не означает чего-то положительного в отличие от спасения, как отрицательного (Дэвидсон). Праведность была и остается судебным термином; но в Ветхом Завете считалось самой важной задачей людей и самым сильным доказательством их праведности защищать угнетенных и спасать несчастных от несправедливости и преследований, которым они подвергаются. Это то, в чем заключалась праведность Божья, и поэтому защита прав угнетенных также должна была быть главной задачей судей и царей земли.
Итак, понятие праведности, определенное таким образом, также переходит из Ветхого в Новый Завет. Праведность Божья (;;;;;;;;;; ;;;;) состоит в том, что через Мессию и через него она продолжает нести праведность своему народу: во Христе она предлагает средство искупления, которое доказывает, что Бог праведен; может оправдать верующего; а также дарует прощение (1 Иоан. 1:9) и дарует спасение (Иоан. 17:25; 2 Тим. 4:8). Наконец, даже гнев и ревность Бога, Его ненависть и возмездие подчиняются спасению и искуплению Его народа. Его гнев длится лишь мгновение (Пс. 30:5; 78:38; 85:5; 103:9; Ис. 10:25; 48:9; 51:22; 54:8; Иер. 3:12 и далее; 32:37; Иез. 43:7-9; Дан. 9:16; Ос. 14:4; Мих. 5:15), и его ревность уйдет из Израиля (Иез. 16:42; 36:6 и далее; Зах. 8:2 и далее). Тогда Его гнев, ревность и месть обратятся против врагов Его народа в великий день гнева и мести (Втор. 32:41-42; Ис. 13:2 и далее; 26:11; 30:27 и далее.; 34:8; 35:4; 41:11; 59:17; 61:2, 4; 63:3ff.; Иер. 10:25; 46:10; 50:15, 28; 51:11; Лам. 3:66; Иез. 25:14ff.; 38:19; 39:25; Мих. 5:15; Наум 1:2; Соф. 1:14.; 2:2), и тем самым обеспечить благословение и искупление своему народу (2 Царств 19:31; Ис. 9:6; 37:32; Иоиль 2:18; Зах. 1:14; 8:2). В том же духе в Новом Завете говорится, что, хотя гнев Божий уже сейчас лежит на нечестивых (Иоан. 3:36; Еф. 2:3; 1 Фес. 2:16), проявление этого гнева во всем его ужасе оставлено на будущее (Мтф. 3:7; Лк. 3:7; 21:23; Рим. 5:9; 1 Фес. 1:10; 5:9; Еф. 5:6; Кол. 3:6; Откр. 6:16-17; 11:18; 14:10; 16:19; 19:15).
В догматике, как правило, термину “праведность” придавалось гораздо более широкое значение, чем он имеет в Писании. Иногда его значение расширялось, чтобы включить Божье совершенство и святость. Праведность тогда была приравнена к добродетели и стала суммой всех добродетелей, существующих в Боге как совершенная гармония с самим собой (Бжественная праведность). Однако обычно теология понимала это в более ограниченном смысле, следуя Аристотелю. Последний определил это в своей Никомаховой Этике как “добродетель, в силу которой каждый обладает тем, что принадлежит ему” Справедливость возможна только в сообществе существ, которые могут обладать большим или меньшим количеством благ. Его нет ни у богов, потому что нет стандарта, определяющего, каким количеством они могут обладать, ни у неразумных существ, потому что нельзя сказать, что они обладают благами. Поэтому справедливость прежде всего предполагает наличие определенных прав, установленных законодателем. Поэтому мы говорим о “законодательной справедливости”. Справедливость далее предполагает, что посредством договоров и контрактов эти права будут соблюдаться обеими сторонами на взаимной основе. Это называется “коммутативной справедливостью”. И, наконец, справедливость предполагает сохранение существующих прав, что приводит к “распределительной справедливости”. Они поддерживаются либо вознаграждением за соответствие, либо наказанием за несоответствие (возмездное правосудие). Во всех случаях справедливость -это “постоянное и непреходящее желание воздать каждому по заслугам”.
Все это было применено к Богу. Таким образом, термин “праведность” в догматике приобрел гораздо более широкое значение, чем в Писании. Теперь нет никаких решающих возражений против этого, при условии, что будет учтена разница в использовании, поскольку вопросы, рассматриваемые в догматике под заголовком “правосудие Божье”, все явно встречаются в Писании. Есть даже преимущество в том, что мы обсуждаем этот термин в более широком смысле, потому что он дает нам возможность защищать Божью справедливость в ее полном объеме от нападающих на нее. Гностики в целом и Маркион в частности проводили резкий контраст между законом и Евангелием, делами и верой, плотью и духом, а также между Богом гнева, мести и справедливости, который явил себя в Ветхом Завете, и Богом любви и благодати, который явил себя во Христе в Новом Завете. Позже, по существу в том же смысле, Божья справедливость, в частности Божья карательная справедливость, была отвергнута многими теологами как противоречащая его любви. Итак, с Божьей справедливостью связано много трудностей: в случае Бога человек не может представить себе закон, который выше Него и которому Он должен был бы подчиняться, ибо Его воля является высшим законом. Перед Богом творения не имеют прав или притязаний, ибо они получили все из Его рук и ничего не далиЕему взамен; они не могут требовать награды, ибо даже “когда [они] сделали все, что [им] было сказано сделать”, они все еще “недостойные слуги” [Лк. 17:10 niv]. Кроме того, кажется, что в природе Бога нет ничего, что заставило бы Его назначить наказание. Почему Тот, Кто всемогущ, не может простить, не требуя удовлетворения или наказания? Однако, чтобы не слишком отклоняться от библейской концепции справедливости (или праведности), лучше обсудить эти вопросы позже, в связи с Божьей волей и свободой.
[Порядок] справедливости, в Библии, не является свойством “абсолютного господства” Бога, но основывается на моральном фундаменте. Хотя нужно признать,что по природе дела тварные существа не могут иметь никаких прав перед Богом (Рим. 11:35; 1 Кор. 4:7), и не могут возлагать на Него обязательств (justitia commutativa), все же Сам Бог дает Своим созданиям, так сказать, “права”. В силу сотворения каждое существо получило свою особую природу. Законы и предписания существуют для всех сотворенных вещей; существуют “права”, структурированные в самом существовании и природе всех имеющихся существ. Такие права прежде всего были предоставлены разумным существам, и среди них опять же для всех сфер жизни, в которых они функционируют, для интеллекта и сердца, души и тела, искусства и науки, семьи и общества, религии и морали. И когда эти права были утрачены человеческим грехом, Бог заключает “завет природы” с Ноем и “завет благодати” с Авраамом, действия, которыми Он снова, по чистой милости, предоставляет Своим созданиям множество прав и связывает Себя клятвой поддерживать эти права. Таким образом, по милости Божьей, в царстве как природы, так и благодати был установлен полный порядок справедливости, порядок, охватывающий множество таинств и законов, которые Он Сам поддерживает и делает эффективными. Однако в Писании эти таинства и законы проистекают не из Божьего правосудия - какое правосудие, в конце концов, обязывало бы Его это делать? - а  из Его святости и благодати. И такой способ изложения, безусловно, лучше, чем описывать их как “законодательное правосудие” (justitia legislativa). Тем не менее, это не является неправильным при условии, что идея не заключается в том, что в силу какой-то справедливости Бог был морально обязан предоставить все эти права Своим созданиям. Однако элемент истины, присутствующий здесь, состоит в том, что Бог является верховным Законодателем и что весь порядок справедливости, лежащий в основе каждой сферы жизни, коренится в Нем. Все законы и права, какими бы они ни были, имеют свое окончательное основание не в общественном договоре, не в самосущем естественном законе или в истории, а в воле Бога, рассматриваемой не как “абсолютное господство”, а как воля добра и благодати. Божья благодать является источником всех законов и прав.
Более того, Бог поддерживает этот порядок справедливости во всех сферах жизни. Тот, Кто Сам является правосудием и Автором всего закона, также является Устроителем и Защитником справедливости. Его законодательное правосудие включает в себя его судебное правосудие. Закон не является законом, если он не применяется, при необходимости, путем принуждения и наказания. Этот порядок правосудия, конечно, не включает в себя автоматически средства его поддержания. Этот порядок существовал бы даже без греха, но ему бы подчинялись добровольно и из любви все существа без какого-либо принуждения. Именно грех заставляет порядок правосудия, в соответствии с его природой, принуждать к уважению посредством насилия и принуждения. Не справедливость как таковая, а принудительный характер, который она теперь вынуждена принимать, обусловлен грехом. Однако этот принудительный характер, отнюдь не произвольный или случайный, сейчас настолько необходим, что без него мы не можем даже представить себе справедливость, факт, подтвержденный нашей собственной совестью. Моральный порядок, вместо того чтобы вступать в конфликт с порядком справедливости, требует и поддерживает его. Справедливость - важная составляющая морали. Справедливость превыше всего - это способ, с помощью которого благодать и любовь Божья поддерживаются и торжествуют. Те, кто вместе с Маркионом считают, что справедливость и благодать противоположны друг другу, отрицают связь между нравственным порядком и порядком справедливости и не понимают величия и славы закона. Соответственно, Божье правосудие по самой своей природе должно быть судебным и, следовательно, “вознаграждающим”, с одной стороны, и “возмездным”, с другой. Дело не в том, что тварное существо может когда-либо иметь неотъемлемое право на какую-либо награду или быть внутренне неспособным получить прощение, кроме наказания. Но Бог обязан по Своему завету, порядку справедливости, который Он Сам когда-то установил, Своему имени и чести, вести Свой народ ко спасению и наказывать нечестивых. Только так может восторжествовать справедливость. Есть истина в поговорке: “Пусть справедливость восторжествует, даже если мир погибнет”. Писание, однако, более красиво подчеркивает идею о том, что справедливость должна восторжествовать, чтобы мир мог быть спасен.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии