Выготский Лев Семёнович
Выготский Лев Семёнович (5 [17] ноября 1896 – 11 июня 1934), психолог.
Родился в г. Орша Могилёвской губернии в семье служащего. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Утверждён в учёном звании «профессор» (1927).
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931, опубликована в 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения – в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вторые «вовнутрь» – сначала на преобразование других людей, затем – на управление собственным поведением.
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания. Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Разработанная Л. С. Выготским культурно-историческая теория породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.
Источник: И. Н. Семёнов. Выготский Лев Семёнович. Статья из Большой советской энциклопедии. Публикуется с правкой и сокращениями.
Иллюстрация: Неизвестный автор. Лев Семёнович Выготский. Фото из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221111800838