Абхазы, абасы, абазины. Адыги. Кабардинцы. черкесы

Абхазы, абасы, абазины. Адыги. Кабардинцы.черкесы.
Черноморское и Азовское побережье - Контрольная тема.    


В современной истории Кавказа трудно простому обывателю разобраться в тех хитросплетениях,  того, что создают современные историки о  народах, которые жили  в XIX в., не говоря о древности, о ранних и средних веках.
    Первый и весьма туманный вопрос кого считать адыгами и кого считать
 абхазо-абазинами.
     Современные историки, скажем, стали выдвигать версии, что адыги и абхазо-абазины это один народ. Это далеко и совершенно не так. И в первую очередь это родство, которое хотят доказать адыгоязычные исследователи, прежде всего, связаны с территориальными притязаниями на Причерноморье.
     Вот, к примеру, Сочи, Причерноморье. Территория вокруг теперь известного города-курорта Сочи принадлежала небольшому народу по имени – Убых.
      Убыхи – абсолютно к адыгам не имеют никакого отношения, также и к абхазам. Они могут быть близки к абхазам из-за совместного проживания на одной территории. А вот адыги – бесленеевцы, или адыги-кабардинцы, к ним Убыхи, никаких родственных отношений не имеют.
      Собственно адыги делятся на два этнических массива – Бесленеевцев и Кабардинцев. В истории до установления Советской власти и образования автономий Адыгея, Кабарды, у этой этнической группы не было государственности. Это были небольшие этнические группы особо не выделяющихся в массе таких же небольших племенных объединений. Единственное различие Бесленевцы были относительно оседлым народом, тогда, как известно из исторических документов кабардинцы известные в исторических документах с XVI в., был кочевым, впоследствии полукочевым народом. Оседлость кабардинцы обрели только в середине XIX в., после запретительных мер в отношении кочевания кабардинцев,  русской администрации на Кавказе. Здесь следует отметить два аспекта: территория и количество населения. Первые описания о местах проживания кабардинских адыгов известны с XVI в., по левой стороне реки Терек. Бесленнеевцы, известно, что проживали по реке Кубан на левой стороне в устьях реки. Собственно этнические названия адыгов их несколько: Бесленей, Кабарты, Адыги. Все эти три названия имеют объяснение с крымскотатарского языка.
Первое – Адыги. Термин известен тем, что на татарском языке термин – Ада, означает остров. Такое название закрепилось за народом, которое с XII в. обитало в устье реки Кубан в районе впадения в Забак тенгиз (Азовское море, Забак, Цабак – с тюркского языка «рыба»).
Река Кубан разделялась на два рукава. Один рукав впадал в Чёрное море, другой рукав в Азовское море. И адыги больше являются жителями Азовского побережья, а не Черноморского.
Рукав реки Кубан впадающей в Азовское море образовывал многочисленные ответвления реки, и создавались островки по рукаву этой реки. Татары называли их  Ада. Это имя и название закрепилось за прибрежными жителями. Судя по легендам самого племени Адыге они, откуда то, переселились. И это было видимо не так уж давно, так как известная поговорка  адыгов и кабардинцев: «Мы за эту землю наших жён отдали» известно со времён крымского хана Сахиб-Гирая в 1547г., когда он произнёс: «Когда-то френки прибыли в сей край, с просьбой от ваших великих отцов о земле с размером со шкурой вола (бир окюз гъони), из истории Реммаль Ходжи, Хроника «Тарих-и Сахиб-Герай хан».
В этот же период Сахиб-Герай ханом был совершён поход на племя Бужадук, которых называли «черкесами» Эльйока и Антабуга. Поход был совершён по левой стороне реки Кубан.  Бужадуки  спасаясь от грозного хана, практически добрались до окраин Эльбурза. Сахиб-Герай хан предав огню 198 кабаков Эльйока благополучно вернулся в земли Дешт-и- Кипчак.
Бесленей, правильно – Беслемек, с татарского языка означает «Содержать, кормить» Как известно Крымское ханство было образовано в середине XV в.,
среди подвластных племён крымских татар были адыги. Одному из родо-племенных объединений татары отдавали предпочтение, что они воспитывали детей крымских князей.
Это был специальный обычай, введенный в форму «Аталычества». «Аталык» с татарского языка означает, тот, кто исполняет обязанности отца.  Тюркское «АТА» - Отец. Исторически это у крымских татар считалось, что «Аталык» - это вассал или слуга, воспитывающий детей знатных родителей до определенного возраста.
И у адыгов беслемек была почетная роль в воспитании детей крымской знати. От этой традиции за частью адыга на побережье Азовского моря закрепилось название «Беслемек», ставшее со временем «Бесленей».
 Адыги Кабарты. В исторической науке есть и такое мнение, что тюркские Кабары, это те же Кабарты, породившие миф, что термины «Черкес» в Крыму это относится к истории Кабарты адыгов.
Эта версия ошибочная и неверная по нескольким позициям. Время, когда стало известно имя Кабартай или Кабарты – это XV в.
Известна одна работа в переводе татарского исследователя И.М..,  в котором он, как переводчик отмечает, что Кабартай известно с XIII в., но это всего лишь искажение текста. Термин Кабарты – напрямую связан с местом проживания именно на правом рукаве реки Кубан впадающей в Азовское море. Мы об этом писали не раз, напомним и сейчас. Генуэцы, чьи колонии были на Азовском побережье в конце XIV в., основали город-колонию Copa (Копа). Местность вокруг Копы соответственно называлась Копинцы, как и Подмосковье. За «адыга» расселенными в местности города Копы закрепилось Копарты, где частица слова «Арты» - означает сзади «Копы», то есть правой стороны реки Кубан. В отношении Кабарты адыге у крымских ханов считалось, что у них позволительно брать ясак людьми называемый «Айыблыкъ» за стыд, за, что абсолютно не относилось к Беслемекам.
Необходимо указать и на такие обстоятельства, что топонимы и гидронимы в Крыму, на Таманском полуострове, Причерноморья были в основном на тюркском языке. Во всяком случае, на языке адыге таких названий нет.
К примеру, названия рек Восточной Европы:
Джем – Эмба; Джаик, или Яик – Урал; Этиль, Эдиль, Итиль – Волга; Кубан – Кубань; Тон – Дон; Озю – Днепр; Турла – Днестр; Аксу – Буг.
Названия морей: Къара тенгиз – Чёрное море; Забак тенгиз – Азовское море; Хазар тенгиз – Каспийское море.
Также будет интересно узнать, что о названии крепости «Темюрек». Крепость, принадлежала Крымскому ханству, близ устья реки Кубан, в 4 км от Азовского моря.
 С 1774 г., Темрюк и никак это название не связано с именем Пятигорского черкаса, князя Темрюка.
Главный Кавказский хребет назывался – Пятигорской Черкасией, а Пятигорскими черкасами, как известно, называли только тюркский род «Черкасы», об этом подробно мы расскажем в главе «Черкасы». Горские племена  в исторической литературе называли «черкесами», но это никаким образом не означало название или этноним народа. Это всего лишь был термин обращения к людям, живущим по Кавказским горам.
Человек проживший среди закубанских племён некоторое время, английский резидент Джеймс Белл писал, что «название Черкесов сегодня неизвестно тем людям, к которым мы его применяем…» И он же пишет, зихи и черкесы применимо в настоящее время только к Касогам-черкесам живущим близко к Мингрелам и осетинам.
Белл об абхазах пишет, что «Имя абхазов или Абадзах им принадлежит оба склона Кавказа с одной стороны, до края, от Чёрного моря, и другое от реки Кубан…», с.7. Д. Белл.
Кстати Джеймс Белл указывает на исследования Интериано, который якобы писал,  в 1502 г., что «зихи - это адыги…», такого подтверждения в исследовании Белла нет, наоборот, он указывает, что зихи это касоги, а они живут близ Менгрелии и Осетии. И опять таки, он не связывает касогов не с Кабарты адыге, ни Беслемек адыге,  (см. гл. Черкасы).
Следует отметить и те обстоятельства, что восточная граница Крымского ханства доходила до ущелья Ларс Грузии.
Пройдёмся и по так называемому мифу «Канжальское сражение». Да это действительно миф, легенда и искажение истории. Я рекомендую кабардинским исследователям не перевирать работу Сейид Мухамед Риза «Эссеб-ус сейяр». Такого сражения, как «Канжальское» в 1708 г., на территории современной Кабардино-Балкарии не было. Кабардицы, если бы смогли доказать обратное, доказали бы и международную конференцию по этому поводу провели бы с участием Крыма, Турции и России, а такое предложение мною было сказано в моем выступлении в Общественной палате Кабардино-Балкарии в Нальчике в марте 2019 г. Такая перспектива кабардинских исследователей не радует и не интересует. У них, кроме искажения истории, никаких исторических фактов нет.
Любознательным читателям, рекомендую статью «Канжальское сражение. Миф или реальность?» в интернете.
Кабардинским исследователям надо иногда вспоминать, что сказал известный исследователь, генерал Бларамберг в середине XIX в.:
«В то время как энергичный народ Адиген представлял собой социальное состояние, связанное с варварством 5-го и 6-го веков в Европе. Adigen einen gesellschaftlichen Zustand darstellte, welcher der Barbarei des 5. und 6. Jahrhunderts in Europa.
В то время как энергичный народ Адиген представлял собой социальное состояние, связанное с варварством 5-го и 6-го веков в Европе равные, основанные на признанном праве, и поэтому, по крайней мере, несущие в себе зародыш возможного дальнейшего развития, с другой стороны,
самая большая часть племен высокого представляла Дагестан и чеченцы - это тип общества, которое распалось, что таковые состояли только из отдельных индивидуумов, которые терпели друг друга только из страха перед кровной местью…». с. 252.
Воспоминания из жизни Павла EBERIU Halle Saale. императорско-российского генерал-лейтенанта Johann von Blaramberg. 1811 - 1871 под редакцией Эмиль фон Сюдов, полковник в вспомогательном бюджете Королевского Прусского генерального штаба. Первый Том, с картой и Портретом Sehamyl's. Берлин. Verlag E. H. Schroeder.

Искажения происхождения абхазо-абазинских народов

Цель за красивым названием «Черкесия» закрепить за адыге кабардинцами земли Причерноморья и создание государства «Черкесия» с дальнейшим выходом из состава РФ, что должно привести к расколу и развалу России, как страны.

Одной из фундаментальных основ изучения истории народов Северного Кавказа общепризнанно принадлежит исследованиям Екатерины Николаевны Кушевой и её работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией – вторая половина XVI – XVII века».
         Вопрос интересный с датировкой периода и почему за основу взято, именно, такой период. А связано это в первую очередь со становлением в первую очередь самой русской государственности в XVI веке, с ее влиянием на окружающие и соседствующие народы.
       Как известно, Московское княжество было одним из улусов Золотой Орды, и находилась в сфере влияния и подчинённости  татарским тюркским ханам.
       После развала  Золотой Орды  в 1475 году, чему предшествовал захват  Османской империей Генуэзских колоний в Крыму и на Таманском полуострове и  подчинение Крымского ханства  империи Османов.
       Одним из первых письменных документов о зарождающемся Московском княжестве является описание итальянского историка Джовио Пвло (Павел Иовий Новокомский), в сочинении которого напечатано в 1537 году о посольстве в 1523 г. великого московского князя Василия Ивановича  к римскому папе Клименту VII.
       По описанию итальянского историка есть описания того, что «Те татары, которые заселяют обширные равнины в Азии между Танаидом (Тын) и рекою Волгой, повинуются Московскому королю Василию и иногда, по его усмотрению избирают себе императора…», с.20, «Крымские Татары» (Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре), Симферополь, издательство «ДОЛЯ», 2005.

Теми татарами, являются местожительством алан-асов, а за Волгой в сторону Дербента расселялись татары называемые «Пятигорские черкесы». И не удивительно. Аланы входили в Хазарский каганат, а рядом на одном из рукавов реки Тын была столица Хазарии – Саркел, что означат на татарском языке – Белый город, позже названный – Белгородом.

Об этом  писал Ю. Клапрот в своем исследовании «Поездка на Кавказ и в Грузию»: «8 октября (1807) прибыли в Белгород, столицу Курского правительства, от которой он находится на расстоянии ста тридцати двух верст.
 Этот город, расположенный в долине на правом берегу реки
Северный Донец, до 1779 года был главным городом- место большого правительства, названного в его честь.
 Со времен Байера она провела для быть Саркелом или Беловьей, столицей Хазар, которая была взята в 965 году Святославом. Лишь недавно ученый Лерберг доказал в своих мемуарах, что этот древний сильный город расположен недалеко от устья Дона. Этот превосходный мемуар (1), представленный в 1807 г. в Санкт-Петербургской академии наук была исправлена серьезная ошибка в географии и в истории, ошибка, которая может оказать влияние на исследования, связанные с древней историей Южной России…», (1) я привел выдержку из этого в энциклопедических анналах 1817 года, Том. I, pag. 142. 39.

      Какое это имеет отношение к русскому княжеству, а затем и царству?

Непосредственное и прямое.

Первыми, кто входил с прошением о союзе с Московским  княжеством были татары – черкасы и «Пятигорские черкасы» об этом рассказ в главе «Черкасы».
Относительно исследования Е. Н. Кушевой и время написания этой работы было связано с тем, что адыги – кабардинцы в начале 50-х годов XX в. хотели реабилитироваться после того, как они были подвергнуты резкой критике по письму на имя  Г.М. Маленкову:

 «Сов. секретно.

Об антисоветской деятельности по районам Кабарды.

Территория Кабардинской АССР находилась под оккупацией немецко-фашистских войск с августа – октября 1942 года по январь 1943 года. Часть населения республики из числа кабардинцев немцев встретила доброжелательно. Установлены случаи, когда население отдельных сел до прихода немецких войск посылало своих представителей для связи с немцами и получения от них указаний по организации местного самоуправления.

Советская власть была ликвидирована до фактического вступления войск противника (с. Куркужин Кубинского района, с. Шардаково Зольского района, с. Каменомостское Нагорного района).

Из призванных в Красную Армию кабардинцев имели место случаи многочисленного дезертирства.

Созданная из местного населения 115-я Нацкавдивизия, при первых столкновениях с врагом показала неустойчивость, до 700 человек покинуло фронт и с оружием вернулось в августе-сентябре 1942 года в селения и в большинстве ушли в горы, леса.

До 90% партийной организации, в отдельных районах вместе с секретарями РК ВКП остались на оккупированной территории (Урванский, Лескенский).

Организованные партизанские отряды из числа кабардинцев оказались малоустойчивыми, из некоторых отрядов дезертировало 30-50%.

В первые дни немецкой оккупации, по инициативе кулацко-дворянских элементов, было создано в Нальчике так называемое «представительство интересов Кабардино-Балкарии».

В опубликованном воззвании к кабардинцам и балкарцам, наряду с клеветой по адресу Советской власти говорилось: «...с целью наладить нормальную жизнь, с разрешения германского командования, образовано представительство интересов кабардино-балкарского народа ... колхозы будут распущены, скот возвращен владельцам, земля станет собственностью крестьян...»

В составе правительства, состоявшего из 7 человек, из кабардинцев вошли: - Глава правительства, -

Шадов Салим Тагирович, из знатных дворян, работал прокурором, перед оккупацией был адвокатом;

Тавкешев Долгатгерий Збуевич, быв. дворянин, из крупных помещиков, белоэмигрант;

Бештоков Касым Ахмедович, из кулаков, участник Баксанского к-р восстания. Находясь в Красной Армии, добровольно перешел на сторону врага, окончил разведшколу в Берлине;

Шаков Блита Магомедович, дворянин, до немцев работал нач. планового отдела «Заготзерно»;

Пшуков Алихан Хамидович, из крупных кулаков, в 1937 году был осужден за к-р деятельность на 10 лет л/свободы, в КАССР прибыл с немцами.

Указанные члены «правительства» отступили с немцами. По заданию германского командования «представительство интересов Кабардино-Балкарии» проводило работу по укреплению фашистского строя.

Член «правительства» - Бештоков Касым проводил работу по организации национальных «легионов», созданию карательных отрядов по борьбе с партизанами и репрессий над советско-партийным активом.

В составе национального «легиона», общей численностью до 600 человек, состоявшем из 3-х эскадронов, один эскадрон был укомплектован кабардинцами.

Карательные отряды были созданы Бештоковым в Нагорном районе из 20 человек, в Кубинском – 31 чел., в Зольском – 32 чел. И в других районах.

По кабардинским районам организован сбор подарков Гитлеру и немецкому командованию. В качестве подарка Гитлеру передан племенной жеребец в золоченой сбруе и дорогим седлом.

В декабре 1942 года, по инициативе местного населения и мусульманского духовенства организован в Нальчике к-р религиозный праздник «Курман-байрам», посвященный «освобождению Кабардино-Балкарии от большевиков». На празднике приняло участие немецкое командование и от каждого района, в качестве делегатов были выделены представители. Из районов на праздник доставлялись продукты и подарки....

При отступлении немцев с территории Кабарды, вместе с ними ушло 1674 человека кабардинцев.

На территории Германии существует Северо-Кавказский комитет, в состав которого от кабардинцев входят:

Казиханов Довгатгери, (эмигрант) он же является президентом Кабардинского Нац. Комитета.

Северо-Кавказский Комитет находится в Берлине.

Кабардинский Нац. Комитет находится в гор. Барановичи, Варшаве.

Кабардинский национальный легион в составе одного батальонанаходится во Франции, в 20-ти километрах от гор. Орион.

Руководит легионом Бажев, обер-лейтинант немецкой армии. Политическое лицо кабардинского населения характеризуется следующими цифровыми данными:

С момента освобождения республики от немецких захватчиков, органами НКВД-НКГБ арестовано кабардинцев 2441 чел.

Из них: немецких шпионов - 90
Изменников, предателей, пораженцев -751
Участников к-р. организации – 16
Антисоветской агитации - 43
Бандитов и их пособников - 273
Дезертиров из Красной Армии - 567
За другие преступления - 792
Ушло с немцами – 1674

Многие немецкие ставленники и лица, замешанные в связях с немцами из числа кабардинского населения, после изгнания немецких войск из Кабарды, перешли на нелегальное положение, организовываясь в банды.

На территории КАССР после оккупации действовало 30 кабардинскихбандитских, и дезертирских групп, в составе которых насчитывалось 395 бандитов и 112 дезертиров. Из них ликвидировано и легализовано органами НКВД и НКГБ 28 групп – 488 человек, существуют в настоящее время две бандитские группы, в них 14 человек и 5 одиночек. В настоящее время на оперативном учете НКВД-НКГБ состоит кабардинцев – 2274.

Призвано в Красную Армию всего 25305 человек, из них дезертировало и при отступлении осталось на оккупированной территории КАССР 5506 человек (направленно в спец. Лагеря НКВД - 4939 человек, арестовано дезертиров – 567 человек)

Из числа кабардинцев, ушедших с немцами, выброшено на территорию КАССР, в качестве вражеских парашютистов с диверсионно-шпионскими заданиями – 67 чел., из них ликвидировано -51 (убито 13, задержано- 39 человек). Разыскивается 15 человек.

СЕКРЕТАРЬ КАБАРДИНСКОГО ОБКОМА ВКБ /б/ МАЗИН

Нарком ВНУТДЕЛ КАССР
Комиссар Госбезопасности
Бзиава

Нарком Госбезопасности КАССР
Комиссар Госбезопасности
Филатов

7 августа 1944года

Ранее балкарцы по сфабрикованному письму первого секретаря ВКП б, кабардинца З. Кумехова, 8 марта 1944 года насильственно под конвоем были высланы из территории Балкарии, несмотря на то обстоятельства, что немцы на территории Балкарии были неполный месяц, а многие преступления и факты предательства самих кабардинцев, в этом были обвинены балкарцы.
Кабардинцам нужно было реабилитировать себя и отбелиться перед руководством страны. Об этом исследование: «История лоббирования руководством Кабардинской АССР 400-летия «добровольного присоединения» к России», В.В. Тихонова, Институт российской истории РАН (Москва, Россия)cyberleninka.ru›Грнти›…-prisoedineniya-k-rossii.
Как отмечает В. Тихонов: «Кабардинская АССР считалась проблемной республикой6. До 1944 г. она называлась Кабардино-Балкарской АССР. В годы Великой Отечественной войны республика находилась под оккупацией, а в 1944 г. были проведены депортации тюркоязычных балкарцев7. Известно, что планировалась и депортация кабардинцев8, но ограничились высылкой около 5 тыс. чел. Из названия республики исчезла составляющая «Балкарская». В этих условиях проведение юбилейных торжеств служило для руководства республики способом частичной реабилитации в глазах союзного правительства. Естественно, что повод должен был быть исключительно в духе советского патриотизма, «дружбы народов» и демонстрировать лояльность.
В 1946 г. в республике скромно прошел юбилей 25-летия Кабардинской АССР9. Попытка организации более масштабных торжеств была предпринята в 1951 г. 18 июня на имя И. В. Сталина пришла докладная записка за подписью председателя Совета Министров Кабардинской АССР И. Казмахова. В ней говорилось, что еще в январе 1951 г. было обращение на имя Сталина о разрешении
праздновать 30-летие образования республики. Но последовал отказ. В записке прозвучало сетование на то, что Чувашская, Татарская, Дагестанская, Удмуртская АССР уже отпраздновали 30-летие, а Марийская вот-вот собирается. Более того, эти республики уже праздновали 25-летия (о том, что Кабарда тоже отпраздновала 25-летие, скромно умалчивалось). В связи с этим в записке напоминалось, что Кабардинская АССР за годы советской власти прошла пусть от «отсталой и угнетенной окраины царской России, которая не имела своей национальной и государственной самостоятельности», до активно развивающейся советской республики, пусть и столкнувшейся с трудностями в связи с оккупацией в годы войны. «Празднование 30-летия Советской автономии Кабарды явится мощной демонстрацией безграничной любви и преданности трудящихся Кабардинской АССР своей славной коммунистической партии и родному Советскому правительству»10.
Однако празднование 30-летия республики по каким-то причинам не было проведено. Возможно, это связано с тем, что 26 октября 1951 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О работе Кабардинского обкома партии», в котором кабардинские функционеры обвинялись в недостаточно активной борьбе с националистическими элементами11.
Тем не менее кабардинские власти не отказались от заманчивой идеи. Следующая попытка относится к 1953 г., когда проходила подготовка к 300-летию «воссоединения России и Украины», торжественно отмеченного в 1954 г.12 Было решено разыграть карту «добровольного присоединения».
К тому времени сложилась достаточно обширная советская историография присоединения Кабарды к России13. Важнейшую роль в историографическом процессе сыграл Г. А. Кокиев, в послевоенное время вписавший исторические факты в нарратив «дружбы народов» и идеологему «наименьшего зла». Он утверждал, что сближение Кабарды и Московского царства при Иване Грозном было взаимовыгодным, но присоединение относилось им к 1588 г. (т. е. произошло уже при царе Федоре)14. Очевидно, что руководство Кабардинской АССР и местные историки не могли не знать мнения авторитетного историка-кавказоведа, но политические соображения не позволяли ждать еще несколько десятилетий наступления юбилея «добровольного присоединения».
На имя секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова пришло обращение секретаря Кабардинского обкома В. И. Бабича, датированное 20 ноября 1953 г. В нем утверждалось, что в августе 1954 г. исполняется 400 лет со дня добровольного присоединения Кабарды к России. Якобы «фактическое и официальное добровольное присоединение Кабарды к России произошло в 1554 г.»15 В своем утверждении В. И. Бабич опирался на мнение московских историков, специалистов по истории Кавказа, докторов исторических наук Н. А. Смирнова (Институт истории АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова) и С. К. Бушуева (МГУ им. М. В. Ломоносова). В частности, приводилась телеграмма (а не развернутое обоснование) Н. А. Смирнова: «Считаю, что присоединение Кабарды началось тысяча пятьсот пятьдесят четвертом году, большая часть присоединилась тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году. Смирнов»16…»
Фактически, как показывают современные исследования кабардинцы, как этнос ни в 1552 году, ни в 1554, ни в 1557 гг., не подавали прошения о вхождения в состав Московского княжества или России.
Тем временем, Кабарда после разрешения ЦК КПСС о проведении празднования 400-летия присоединения Кабарды к России готовила исторические материалы.
Все кто был назван черкесами, абхазо-абазинскими народами массово записывались в адыги, вместе с этим их территория, их история, их имена становились адыгскими, несмотря на то, что адыги, кабардинцы, в том числе и абхазо-абазинские народы не были единым этносом, не был единым язык и политическая история.
Е. Н. Кушева в Главе «Народ Адыгее и Северокавказские абазины», указывая на письменные источники  работы западно –европейских путешественников Интериано, де Люка, Д. Асколи, Тавернье и турецкого путешественника их  исследования уверенно записывает, как исследования западных адыгов. Только вопрос, кто эти западные адыги?
Ногаец, Султан Казы-Гирей, Крымскотатарский историк Хан-Гирей, абазин Адиль-Гирей Кячев, автоматически записываются, как адыги.
 В качестве доказательства территории занимаемой кабардинцами указываются сказы Ш. Ногмова о большой и малой Кабарде в период XVI – XVII вв., тогда,  как в этот период такого понятия, как большая или малая Кабарда в статистических документах вовсе не отмечены.
Пятигорские черкасы, которые и не названы ни кабардинцами, ни адыгами становятся  кабардинцами.
Темрюк Айдаров из Пятигорских черкас становится большим князем Кабарды, несмотря на то, что в документах он указан, как Пятигорский черкас, а в исследованиях XVI в. А. Олеария, С. Броневского – Пятигорские черкасы, это татары.
Как справедливое замечание Кушевой следует отметить, что вопрос «Пятигорских черкас» требует специального изучения и тут же относит их к территории большой Кабарды, несмотря на тот факт, что в описание Книги Большого Чертежа 1627 года, отсутствовало понятие большая Кабарда.
А, та Кабарта, которая была известна этим  именем,  расселялась по левой стороне реки Терек до впадения реки Малка в Терек.
Указанную  территорию Кушевой, как «большая Кабарда» занимали – Пятигорские черкасы – Бештау Эл, балкарцы и карачаевцы.
Западным адыге, к ним  Е.Н. Кушева относит племена Жанэ, она же их выдает, за тех, которые были в 1550-е годы в сношениях с Русским государством, факт который документально не подтверждается.
  Кушева упоминает названия Кемиргуй, бесленеевцев, бузудук, Мамшу (мамхеговцев), абадзехов, шапсугах, натухайцев. 
По мнению Кушевой, прикубанские адыгские племена в XVI - XVII вв. занимала обширную территорию от Тамани до бассейна реки Лабы, включая плодородные равнины, предгорья и область лесистых гор. Все это на самом деле является некорректным изложением истории, искажением исторических фактов.
Ещё большее искажения  в историю адыго-абхазских народов внесла другая исследовательница народов Северного Кавказа Н.Г. Волкова в своей работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М. издательство «Наука», 1973.
В работе Н. Волковой, есть глава «Адыги, Абазины, Убыхи», которая предопределяет общность этих племен. Ключевым и главным искажением в этой главе следует назвать мнение, которое, якобы принадлежит
Г. Интериано, что «Зихи, которые турки и татары называют черкесы (XVI в.), а на их собственном наречии имя им адыге…», с.18. Раскрытие этого искажения мы отразим в главе «Черкасы». Волковой принадлежит и другое искажение исторических фактов, что венгерские миссионеры – монахи Юлиан и Рихард назвали, что «Страна адыгов именуется Зихия», с.23.
 Н.Г. Волкова, повторяет то же искажение Е.Н. Кушевой о посольстве жанеевских черкаских князей к Ивану IV в 1555 г., что также является не подтвержденным фактом в контексте последующих событий.

Будет интересным узнать, что на территории так называемой «адыго-кабардинской Черкесии» расселялись ногайцы Большой орды: «Джамбейлукъ, Акерменъ или Белгород, Едисан и Едишкуль, занимают страну по Кубани, от Лабы до Чёрного моря…», с. 110, и « По Кубани, около и между устьями реки Индшика и Арзы, кочуют Нагайские татары; называемые Касай аул, коих щитается около 8000 семейств. Прежний их старшина Мурза Арслан Бегъ, славившийся набегами своими в Астраханских степях, под именем Сокюр-Гадши, т.е. Слепаго прищельца, и умерший в 1772 году. 
Ногайцы, называемые Наурусъ Аул, коих полагают до 2000 семейств, живут около устья Лабы домами и неподвижными деревнями», с.109, «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из Путешествия г-на академика А.А. Гильденштедта чрез Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах», И.А. Гильденштедт, 1809, СПБ, Импрер. Акад. Наук, В САНКТПЕТЕРБУРГЕ.


Описание прекрасной области, то есть страны Абаза
Эвлия Челеби

Началом расположенной целиком на северном берегу Черного моря страны Абаза является река Фаша, а конечный  предел — гавань Анапы, расположенная в сорока двух переходах к западу [от нее], вблизи Таманского полуострова, и находящаяся под управлением эйялета Кафы.

Племя чач. Между собою они говорят также и по-мегрельски, так как вся
противоположная сторона реки Фаша является Мегрелистаном. Среди них есть и знатные люди. Они имеют сильное войско — около десяти тысяч. Не все они одного вероисповедания. Это фундука и куниц. Их Племя арлан. Имеет около десяти тысяч бахадыров.
 У них есть плодородные и урожайные земли; их беи справедливые. Их пристань называется Лачига, это главная пристань.

Племя чанда
 
Храбрый народ. Их численность около пятнадцати тысяч. Они и есть настоящие абаза. У них есть бей. Их называют горными чанда. Их пристань /103/ называется Гагра
 
На [склоне] горы, обращенном в сторону моря, есть село Хофа с виноградниками и садами.

Племя больших чанда.

У них около двадцати пяти сел, есть пятнадцать тысяч воинов и свои беи. Их гавань называется Чанда.

Племя кечи. У них подобная райским садам плодородная область, состоящая из семидесяти сел, есть [только] вооруженных ружьями около двух тысяч воинов и один бей.
Здешняя вода вкусна и приятна, как живая вода. K тому же есть одна большая река Липо в которую заходят суда. Эта река стекает с горы Эльбрус и здесь вливается в Черное море. [Всего же] у этих кечи десять тысяч воинов, и большинство из них — конные.

Племя арт. Оно многочисленнее, чем племя кечи, но [это люди] не такие храбрые и мужественные — большинство из них торговцы. Охотятся на куницу и имеют очень много свиней. Они понятия не имеют о вере и Книге. Остерегаются людей и [к ним] не подходят
 Правдивый народ. Их около тридцати тысяч.
Пристань, где мы переночевали, называется Араклар
Зимой суда не заходят сюда, так как гавань здесь открытая. Есть еще одна пристань — Ливш. И здесь суда не могут стоять зимой, только в летнюю пору, в течение шести месяцев можно бросать тут якорь. Однако гавань просторная. К северу, в высоких горах, лежит область Садз.

Область Садз. Сейди Ахмед-паша [по происхождению] из этой области.
Так как [садзы] занимаются товарообменом с северным соседом — черкесами, они свободно говорят на черкесском и абхазском языках. Их семь тысяч, храбрых, сильных бахадыров. Остерегаясь их козней, черкесы и [другие] абаза постоянно [должны быть] начеку. Племя камыш (хамыш-Х.Т.).
У них один бей, [их] около десяти тысяч, храбрых и отважных. Камыш
Мехмед-ага из свиты Мелека Ахмед-паши — выходец из этого племени. Это племя неоднократно побеждало племя арт и брало в плен их беев. Это потому, что эти [племена] абаза воюют между собою, похищают детей и жен, продают в неволю и этим живут.

Племя соча. У них тоже есть бей и около десяти тысяч стяжавших славу пеших воинов.
Так как здешние места скалисты, у них мало конников. Есть и пристань, однако название ее [мне] неизвестно. Здесь одну ночь мы гостили в деревне Хавдака. ночью здесь играли свадьбу. Нам преподнесли сто подносов вареного мяса.

Описание племени джамба. У них есть бей и две тысячи пеших воинов. В этой гавани мы стояли три дня и имели добрые отношения со всем населением. Всю одежду, ковры, бурки и войлок мы отдали им и взамен взяли девушек и юношей. Я, ничтожный, тоже взял одного юношу-абаза [52] невольником. На четвертый запад, шли два дня и достигли племени бузудук.

Описание племени бузудук. Их десять тысяч человек. У них тоже есть бей. /106/.
 В их гавани мы застали десять судов из Стамбула и, встретившись со многими из наших друзей, безгранично радовались. Сдав им на хранение некоторые громоздкие и тяжелые вещи, мы с нашими невольниками остались налегке. Менгли-Гирей-хан из этого племени бузудук взял с собой три тысячи воинов в астраханский поход 28.
 
Когда была захвачена Астрахань, эти бузудуки были поселены под горой Обур в стране черкесов. В Черкесстане их и сейчас называют бузудуками. Между бузудуками абаза и бузудуками черкесов возвышается высокая гора, называемая Обур-дагы. Расстояние между ними — три стоянки. [Бузудуки абаза и бузудуки черкесов] нападают друг на друга и похищают детей.

Пройдя две стоянки вдоль берега моря опять на запад от достигли племени усувиш. Описание племени усувиш. У этого [племени] есть ветхая, разрушенная крепость, [которая стоит] на берегу моря, на отвесной скале. Из-за непогоды мы со всеми нашими
попутчиками, вооруженными ружьями, провели там одну ночь и были начеку. К нам пришел бей [племени] усувиш и угостил нас, преподнеся пять баранов. Это племя изготовляет деревянные луки, а стрелы делает из можжевельника. Их три тысячи человек, и все носят ружья. Их пристанью является крепость Усувиш.

 В их горах водятся медведь, кабан, лисица, шакал, похожая на соболя каменная куница, куница, гиена, олень, рябчик.
[Здесь] большие горы.
Примечательно, что [люди] этого племени абаза трупы своих беев чаще всего кладут в деревянную колоду, как в сундук. Прикрепив ее к вершине высокого дерева между двумя ветвями, они оставляют ее там, проделав отверстие у изголовья.

Описание племени ашагылы. Их около двух тысяч человек. И у них тоже есть бей. Но это вороватый, бедный [53] народ. Все абаза опасаются враждовать с ними потому, что они очень храбры и отважны. И здесь [тоже] есть одна ветхая крепость. Их пристань называется Ашга. Сюда приходит много судов из Кафы, Керчи и Тамани. Но зимою они не могут бросить [здесь] якорь — открытое место. Их горы плодоносны. Отсюда мы опять
пошли на запад, [шли] одну стоянку и прибыли в село Атма.

Описание села Атма. Это село принадлежит [племени] ашагылы. Благоустроенное село в горах. Среди [жителей] есть мусульмане-абаза из Топхане. Здесь мы видели одну мечеть.
Отсюда до страны черкесов расстояние в один переход. Они (ашагылы) постоянно воюют с черкесами.
Описание племени соуксу. У них есть бей и три тысячи храбрецов. Их кони [породы] кухейлан. Пристань Харуна, принадлежащая им, имеет прекрасную гавань для стоянки судов. Есть одна большая река, через которую невозможно переправиться. Это [река] Соуксу, которая берет начало в горах Черкесстана и здесь вливается в Черное море. Ее вода похожа на живую воду. Поскольку это племя поселилось на берегу этой реки, ему
дали имя «соуксу» («холодная вода»). У них есть богатые и щедрые люди. Отсюда мы прошли две стоянки на запад и дошли до племени кутаси.

Описание племени кутаси. У них есть бей, а воинов общим счетом семь тысяч. Их пристань называется Кутаси. Она имеет дощатые склады, покрытые тростником. Их деревни находятся [на склонах] гор, обращенных к гавани. В гавани много судов из Кафы и Тамани. Сюда постоянно приезжают на лошадях [купцы] из Крыма и ведут торговлю с
этим племенем. Это миролюбивый и покорный народ потому, что местность эта не является неприступной. Они сеют и пшеницу. Кроме того, в описанной области абаза всюду сеют просо.
Расстояние между племенем кутаси и черкесами-жанэ — одна стоянка. Эти [кутаси] знают и черкесский язык. Они без опаски возят к черкесам свои товары, а черкесы к ним в гавань привозят свои.

Здесь кончается страна абаза. Все племена, у которых мы побывали и [земли которых] осмотрели от этой местности [54] вплоть до реки Фаша. живут на берегу моря, и все их села обращены лицом к югу — к Черному морю.

От реки Фаша, с востока на запад, до племени кугаси область абаза простирается в длину на полных сорок стоянок, а в ширину— на пять стоянок. На протяжении этих сорока стоянок в этой области протекает сорок
больших рек. Все они берут начало в горах, расположенных между землями черкесов и абаза, и вливаются в Черное море.
Их предки были из племени абаза-курейшов. Эти абаза владеют гаванями на берегу моря.

Племена абаза, проживающие в горах

Племя пушерхи. Находится вблизи мегрелов. Семь тысяч непокорных людей. Имеют бея. /109/ Племя ах-чепси. У них тоже есть бей. Народу десять тысяч. Племя беслеб. У них есть бей. Семь тысяч пятьсот храбрых людей. Племя меклис. Трехтысячный смелый народ с одним беем. Племя вай-пига. У них есть бей. Их тысяча человек. Племя багрис. Имеют бея; слабое племя в восемьсот человек; не грабители. Племя алакурейш. Пятьсот человек
и один бей. Племя чимакуре. У них есть бей. Их три тысячи человек. Племя маджар. Имеет бея. Всего две тысячи человек, но отважные мужчины. Племя яйхарш. У них есть бей. Четыре тысячи человек. Из этих вышеназванных, проживающих в горах десяти непокорных племен ни одно не может появиться на пристани среди абаза-ашагылы. Здесь окончилось описание двадцати пяти племен народа абаза, [проживающих] на побережье моря и в горах.

Язык абаза и язык абаза-садзов. Кроме этих языков есть еще много других, но в памяти остались только эти, [с которыми ознакомился], когда общался с ними во время торговых дел.
Сс 34-39 Эвлия ЧелебиКнига путешествий (Сейахатнаме)Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии
и Ирана© Наука. 1983.

Продолжение следует

Хадис Тетуев, 18.11. 2021 г.


Рецензии