Можно ли прожить своим умом
другом месте в вашу голову вложили бы другие мысли.
Н.И. Козлов
Можно ли прожить своим умом? Наверно можно, только насколько ваш ум собственно ваш? Начнем с того, что когда Вы родились, ума у вас собственно не было, только врожденные инстинкты: есть, пить, мочиться и испражняться, этому учить не надо, эти навыки рождаются вместе с вами. Еще – требовать еды, питья, сухого чистого комфорта, плачем, ревом. Это тоже рождается вместе с вами, внутри вашего рептильного мозга, фактически мозга животного. А вот дальше уже начинается приобретение ума, от матери, няньки, воспитателей, учителей, друзей, прочтенных книг, и от СМИ, даже из рекламы.
В два года ребенок начинает говорить, к трем годам, если верить ученым, мозг человека сформирован полностью. И что же, он начинает жить своим умом? Отнюдь, мозг сформирован, но он пока еще пуст. Но что интересно, с этого возраста ребенок начинает хитрить, говорить неправду – попросту лгать, упрямиться, поступать вопреки советам и просьбам взрослых, закатывать беспричинные истерики. В чем дело? А дело в том, что ребенок таким способом изучает, прощупывает, оценивает внешний мир и окружающих людей, родителей в первую очередь. И горе тем родителям, которые купятся на это, будут уступать и исполнять все прихоти своего дитяти, они получат убежденного эгоиста, обрекают себя на добровольное рабство и забвение в немощной старости.
Выражаясь компьютерной терминологией, мозг трехлетнего ребенка, его жесткий диск уже имеет колоссальный объем, но еще пуст, и только начинает заполняться памятью и программами поведения. В это время дети легко обучаются языкам, поскольку на диске еще много свободного места, позже это станет труднее. Именно поэтому в прежние годы дворяне и другие состоятельные люди нанимали иностранцев в качестве бонн (нянек) и гувернеров (воспитателей) для своих чад, чтобы они кроме родного одновременно осваивали и иностранные языки.
«… Мусье Абре, француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…»
Но вернемся в наше время, с семи лет – школа, время целенаправленного обучения знаниям, выработанным человечеством: грамотности, счетным навыкам, основам естественных наук, морали. Но кроме официального образования школьники, общаясь между собой, получают и знания социального общения, на данном этапе – правила стаи. И эти знания зачастую идут вразрез с тем, что преподают учителя. Это расхождение, противоречие между официальной моралью и моралью школярного социума, этот конфликт, вынуждает ребенка или отрока делать выбор, между тем, что говорят учителя, и что предлагают, а иногда и навязывают друзья. Те, кто склоняется к учителям, становятся отличниками и подающими надежды в будущем, те же, кто подчиняется сверстникам, становятся разгильдяями-двоечниками, и в будущем станут или бандитами, или полицейскими, в лучшем случае – спортсменами. Это мальчики, а девочки? У девочек та же альтернатива: стать чистюлей отличницей или двоечницей-хулиганкой, эдакой оторвой, и перманентной головной болью и для учителей, и родителей, но зато с большим авторитетом у сверстников.
Ну а где же свой ум? Своим ли умом школьник выбирает ту или иную сторону? Возможно, но с другой стороны, как правило, дети из благополучных и обеспеченных семей становятся паиньками-отличниками, а из неблагополучных и малообеспеченных – разгильдяями-двоечниками, т.е. над ними довлеет социальное положение родителей. Но среди неблагополучных детей иногда встречаются странноватые, которые усердно учатся без всякого нажима со стороны родителей и учителей, и становятся подающими надежды. К таким благоволят учителя, чувствуя их целеустремленность в учебе, и очень не любят одноклассники, считая задаваками. Такие ученики сделали выбор собственным умом, осознали, как можно в будущем вырваться из родительского социального низа и в будущем подняться самостоятельно. Для детей это и есть нечастое проявление собственного ума.
Но вот дети выросли, вступили во взрослую жизнь, стали работать и самостоятельно добывать хлеб насущный, а также остальные потребности в виде квартиры, дачи, машины и пр. благ. Уж взрослые-то должны жить собственным умом, но так ли это? Цели, которые ставят себе взрослые: карьера, благополучие, успех есть общие социальные цели, натоптанная колея для всех. Есть еще одна простенькая цель – получать удовольствие, но эта цель врожденная, чисто животное стремление. И вот эти цели, желания взрослых индивидуумов очень искусно подогреваются рекламой, которая лезет отовсюду, изо всех щелей. Много ли ума надо, чтобы следовать рекламным призывам? Вообще ума не надо – делай что тебе подсказывают, убеждают, навязывают, и думать тут нечего, все для тебя уже продумано, следуй – и будешь счастлив. Получается, что собственным умом живут только те, кто рекламирует, пропагандирует и создает общественное мнение? Да, кое в чем им приходится пользоваться собственным умом, т.е. выбирать варианты из уже готовых, тоже выбор ограничен.
Так где же собственные мысли, собственный ум? Вывод напрашивается сам собой: собственные мысли это те, которые идут наперекор устоявшимся понятиям и правилам. А зачем идти наперекор? Из вредности? Бывает и так, но чаще, когда осознается, что пользование правилами устоявшегося общественного мнения не приносит ни радости, ни удовлетворения. И становится порою мучительно больно… Вот тогда и включается собственный ум, но к чему это ведет? Чаще всего к тому, что человек, решивший жить собственным умом, становится изгоем. Устоявшееся общественное мнение сразу нарекает его чудаком (иногда хуже, с буквы «м»), или придурком. О! общественное мнение не любит, даже не терпит отщепенцев, и если не пакостит напрямую, то уж за глаза не только осуждает и насмехается, но единогласно исключает из членов нормального общества: своей компании, своего околотка и даже трудового, часто перекуривающего, коллектива. Создается мнение – не наш человек, даже для тех, кто изгоя знать не знает и в глаза не видел. Так уж люди-человеки устроены, что плохое о другом принимают без колебаний, поскольку это приподнимает их в собственном мнении, а вот хорошее принимают не слишком, по той же причине.
Но иногда приходят на ум такие мысли: а зачем я живу? Зачем мы живем? В чем смысл жизни? Вопросы далеко не новые, с незапамятных времен философы ломали над ними голову, и вопрошающий, естественно, начинает читать и постигать мысли титанов. В итоге доходит до «трансцендентности» и «трансцендентальности», окончательно о…..вает, но напрягшись и поразмыслив, понимает, что вопросы о смысле, свободе воли и творце остались нерешенными, у каждого титана свое мнение, но к единому мнению в решении «проклятых вопросов» как титаны, так и человечество в целом не пришли. Что же остается, решить самому? – вряд ли удастся, и приходит печаль о неразрешимости тайн мироздания. Но увы, даже такие мысли неоригинальны, они посещали многих. А где же собственные мысли?
Потом человек ищет ответы в Вечной книге, в Святом писании, и бывает, что всецело подпадает под магию древних стихов. Он обретает Веру. О, Вера! – великая сила, она укрепляет дух, дает незыблемую опору, исцеляет и дает надежду жизни вечной. И человек обретает покой, он приобщается к Богу и «проклятые вопросы» уже не тревожат ум, исчезают как тени, если свет исходит отовсюду.
Верую!!! Credo!!! Убежденность веры – уповаю на бога, во всем! Во все, что написано в Книге. Но что написано, чьи это мысли, чьи постулаты? Бога? Или людей, написавших Книгу?
Более тысячи лет книга Ветхого заветы была единственной, единственная книга бога Единого. Но потом появился Коран, в котором составители основу взяли из Книги, кое-что добавили, кое-что подправили по своему разумению и изложили в стихах. Яхве переименовали в Аллаха, шестую Моисееву заповедь сделали первой, но дополнили поправкой, вторую «не сотвори кумира» возвели в абсолют – никаких изображений, а субботу поменяли на пятницу.
И вот более тысячи лет спустя после написания Корана мударисы-талибы, сидя на корточках и покачиваясь в ритме стиха, заучивают Коран наизусть и обретают непоколебимую веру, Веру с большой буквы, всеобъемлющую и фанатичную, Веру без ничтожного сомнения. Нет бога кроме Аллаха, те же Яхве и Саваоф уже не Боги, захваченного христианина обратить в свою веру, а если упорствует – отрезать голову. Не делай изображения – и под восторженные вопли расстрелять статую Будды, которая старше Корана на тысячу лет, разгромить музеи древностей, и с трудом восстановленную Пальмиру. И они пойдут до конца в своей цели создания мирового халифата.
Чьим умом они живут? Уж точно не своим. Ум заменен фанатизмом и постулатами, почти полуторатысячелетней давности. Их даже трудно считать людьми, скорее биороботы. Кому нужны такие роботы, беспрекословные рабы программы? Самой идее всемирного халифата, или нефтяным королям и шейхам? Похоже сбылось пророчество Л.Н.Гумилева – через цикл в 1300 лет всплеск неопассионарности на старых дрожжах. Дрожжи старые, только вот мука уже совсем не та, но в исламском мире опара успешно всходит.
Но оставим веру, там, где вера, любые аргументы против отметаются, не принимается ничто, ни логика, ни новые факты. Вернемся к самому началу, можно ли прожить своим умом, и наши ли мысли рождаются в наших головах. Как ни старайся родить что-то новое и оригинальное, непременно скатимся в старую проторенную колею. «Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, нет ничего нового под солнцем» - все уже было, и мы лишь повторяемся.
Что же нового создает свой ум? у кого рождаются мысли, которых еще не было в прошлом? Думаю, только у гениев, которые в событиях и явлениях видят новые причины и закономерности, ранее не замеченные людьми. Таких новых мыслей, как и самих гениев ничтожно мало, остальные живут и мыслят общими представлениями, наработанными прежним человечеством. Тут вспоминаются «ноосфера» сфера разума, которая вполне понятна как сомны мыслей, обволакивающих планету, и по каналам связи пульсирующих между людьми; и «эгрегор» - коллективный планетарный и даже космический ум, который живет уже независимо от людей и даже управляет ими. Сотворенный людьми претендует на роль независимого правителя. Мысль новая, хотя не такая уж новая, а чуточку видоизмененная старая – все в воле божьей.
И все-таки, можно ли прожить собственным умом? С раннего детства нам закладывают мысли ушедших поколений. Не все им следуют, но тем, кто упорно не желает и норовит делать все по-своему, т.е. жить собственным умом, таким вольнодумцам старые мысли и нормы буквально вколачивают, раньше – розгами, теперь – шлепками, затрещинами и ремнем. Повзрослев и став самостоятельными, люди вынуждены идти проторенной тропой и поступать, и даже думать так, как велит социум, кто же сворачивает с набитой колеи, подвергается обструкции и становится изгоем. Наконец, когда человек пытается осмыслить жизнь и постичь истину, он подпадает под «вечные истины» «Вечных книг» и становится исполнителем древних заветов, где мыслить не надо. Веруй – вот она, Истина. Если же и вера не приносит покоя душе, человек пытается постичь мысли титанов, но и здесь не находит Истины. И опять, это же не свои мысли, а мысли уже ушедших великих.
И что же остается? Сомневайтесь, сомневайтесь во всем, что в прошлом было верным и непоколебимым. Прошлое минуло, новое время требует новых мыслей. Пытайтесь, ищите Истину, можете родить новые мысли, свои мысли. И хоть Истину не постигните, но обретете точку опоры, свою личную, и это будет ваша Истина.
Дерзайте!
Свидетельство о публикации №221111901052
Рад знакомству.Здоровья Вам! Творческого долголетия!
С Уважением
Виктор Мотовилов 17.09.2023 18:35 Заявить о нарушении
Также рад знакомству. Вам также всего наилучшего.
С уважением
Борис Крылов 18.09.2023 15:06 Заявить о нарушении