Возмездие

   
               
          
         Долго я собиралась с мыслями и наконец - то почувствовала, что  готова рассказать историю,  которую,  иначе,  как мистической и не назовешь!
         Много лет назад,  мы с семьей, переехали жить небольшой  рабочий поселок при фабрике, находящейся недалеко от Москвы.  Я устроилась работать учителем музыки в местную среднюю школу. Мне было 28 лет,  в профессии я чувствовала  себя уверенно в чем,собственно, я и утвердилась на открытом занятии, которое я давала в рамках курса  повышения квалификации. На занятии присутствовало двадцать  преподавателей музыки, которые, вообще, не сделали замечаний при разборе урока! Руководитель  курсов, Алла Сергеевна  Сатурян- методист Института повышения квалификации г. Москвы, по окончании разбора занятия, попросила меня сходить за директором школы и когда мы вернулись, присели, Алла Сергеевна высказалась по поводу увиденного и услышанного на занятии, похвалила меня и попросила создать условия для меня, перспективного  и молодого преподавателя, но к сожалению, сказанные слова не убедили Анну Андреевну, она, после того, когда все ушли,сказала что меня просто пожалели, на что я ответила:
- Если бы всех так жалели! На  открытом  занятии, в другой школе, на занятии,  56-летнего преподавателя  не пожалели, а устроили полный «разгон»!
 Этот факт я описала для составления  портрета  Анны Андреевны, человека, которому были доверены судьбы преподавателей и учеников, которые она вершила, как ей подсказывало отсутствие совести!
          Помимо профессионализма, я и как  личность  проявляла себя решительно, пыталась бороться с несправедливостью, а пишу я об этом потому, что  в будущем, это мое качество характера, сыграет очень  важную роль!
            В  школе, сорок лет проработала  учителем русского языка и литературы - Винникова Софья Абрамовна!   Как об учителе, я  могу судить по  восторженным отзывам  учеников, а особенно, меня покорили эти отзывы на встрече выпускников, было такое впечатление, что говорили, только, о ней!  Софья Абрамовна, все свою сознательную жизнь отдала школе и ученикам.  Все эти годы,  в любую погоду, пешком,  она  приходила  на работу, а на дорогу она тратила  около часа, но в школе мы ее видели подтянутой, энергичной, одетой со вкусом, а короткая стрижка подчеркивала ее спортивность и собранность. Внешний вид и яркость мышления дополняли друг друга. Интеллигентность, начитанность, умение донести материал, были выше всяких похвал!   
          Мой  старший сын, в тот период,  окончил   начальную  школу,  а  Софья Абрамовна  выпустила  одиннадцатый класс, зная это, я поговорила с родителями, предложила сходить на прием к директору школы Анне Андреевне и попросить, чтобы наших детей, русскому  языку и литературе учила Софья Абрамовна.  Родители поддержали и в один из дней пришли на прием, поговорили. Анна Андреевна была любезна, обещала подумать, а я, немного позже, подошла и спросила о  ее  решении. Ответ потряс и возмутил меня!
- Надежда Владимировна, конечно, я отказываю! Вы же знаете, какая Софья Абрамовна! Она унижает и  оскорбляет детей!
 На, что я ответила:
- Анна Андреевна, а мне кажется, что если из школы убрать половину учителей русского язык и оставить ее одну, толку будет больше!
     Кстати, она была тоже преподавателем русского и литературы, она и ее прокуренная подружка, к которой и попали наши дети, а позднее и сама Анна Андреевна учила их. Софье Абрамовне , в тот  год, дали маленькую нагрузку, четыре часа литературы в старшем классе, узнав об этом, я пошла к директору и сказала слова ставшие пророческими!
   - Анна Андреевна, как же вам не стыдно! Человек сорок лет проработал в школе! Какое унижение, а если вам, в шестьдесят лет придут и скажут, чтобы вы уходили из школы!
Конечно, ей неприятно было это слышать, она что-то невразумительное ответила, но и  я потом долго не задержалась!
   Софья Абрамовна доработала год и ушла из школы.  Мы иногда встречались, но вскоре ее не стало, и мне кажется, что это унизительное уничтожение человека, сыграло свою роль. Позже, я лежала в больнице, и в моей палате лежала директор школы, в которой после увольнения, работала Софья Абрамовна.  Наташа, так звали директора, узнав что я работала в школе учителем  музыки, в какой школе я работала, сказала:
 - Надя, а мне о вас рассказывала Софья Абрамовна!
Я узнала о себе много хорошего, узнала после ее ухода из жизни! Конечно, мне было очень приятно, что она меня оценила и ценила, как учителя, как человека.
   Это было чудо, что в такой ситуации, случайно встретившись, я получила привет из прошлого, но это было первое чудо!
   

   Второе чудо случилось позже,  много лет спустя.
   Однажды, мы с знакомой шли с работы  по пустырю, который находился, как раз напротив школы, а на подходе к нему, она мне сказала о том , что родители учеников  нашей школы написали  письмо в ГОРОНО, в котором они просят снять с занимаемой должности Анну Андреевну , и спросила о том, а не хочу ли я его подписать? Я ответила ей отказом, сказала, что это не в моих правилах, попросила не отсылать письмо и что я сама   пойду и обо всем  ей расскажу,  попрощавшись, направилась к школе.
    Войдя в школу, поднялась на второй этаж,  в кабинете  секретаря, за столом, сидела Лидия Федоровна - учитель и подруга Анны Андреевна, поздоровавшись с ней, я вошла в открытую дверь кабинета директора.
     Анна Андреевна сидела за столом в окружении множества букетов цветов, нарядная и довольная, но это обстоятельство не навело меня на ту мысль, что возможно, у человека праздник и не стоит ей портить настроение! Анна Андреевна спросила о том, что меня привело в к ней в столь поздний час, сказала о том, что у нее День рождения, не  стоит ли перенести разговор на другой день, на что я ответила:
 - Нет! Я думаю, что для вас, наш разговор может стать лучшим подарком!
    Рассказала о том, что родители написали письмо, рассказала о его содержании и предложила УВОЛИТЬСЯ!
    Анна Андреевна сдержанно отреагировала на новость, сказав при этом:
    - Надежда, сейчас трудные времена, у меня материальные проблемы, а уйдя с директорства,  я потеряю в зарплате!
На, что я ответила:
   - И за счет наших детей вы их должны решать?
Анна Андреевна не показала виду, что ей неприятно,  спросила меня, а кого я вижу на ее месте?
- Не мне это решать!
Я ее поздравила и еще раз дала понять, что то, что она услышала не самое страшное, гораздо страшнее, если бы ей это сказали в ГОРОНО. Мы попрощались, я вышла из кабинета, а в комнате секретаря, Лидия Федоровна возмущенно сказала:
- Как вам не стыдно! У Анны Андреевны сегодня ЮБИЛЕЙ, 60 лет, а вы в такой день, такое ей сказали!
 
- Сказала то, что она заслужила!
Повернулась и вышла из кабинета, что интересно, я эту ситуацию  не связывала с теми словами, которые я сказала Анне Андреевне давно, около десяти лет назад, но выйдя на улицу, проходя мимо светящихся окон ее кабинета, меня  осенило!!! Да я же ей говорила о том, что будет,   если к ней, в ее шестидесятилетие, кто-то придет и скажет, чтобы она ушла!
 Это событие произошло в конце января или в начале февраля, а на первом, общем  родительском собрании,  где-то в конце февраля, Анна Андреевна сообщила, что она уходит с руководящей должности, останется  учителем русского языка и литературы!

  Вот такая удивительная история, которая не может не навести на размышления о нашем бытие, поступках, которые мы совершаем и возмездии за них!
   


Рецензии