Слово

Слово услышанное , Слово записанное, Слово сохраненное в памяти . Приживется ли оно или будет отвергнуто предыдущим опытом , а если приживется, то прорастет ли в душе, как семя в почве ? Какие плоды принесет ..добрые или ядовитые, не отравит ли носителя своего и всех кто приблизится к нему ? Может ли слово выжечь душу ядом своим и лишить телесную жизнь смысла ...может...  может.......может сотни лет тишайшим змеиным шипением еле слышаться ...в лавках и на площадях..в кашле нищего присевшего у городских врат...в неясном говоре погонщика...в мокром хлопанье парусов торгового корабля,  попавшего в бурю и сохраненного Богом  только потому, что он нес Слово в чужие земли ,и вдруг зазвучать оглушающим громом с грозового неба и  со всех сторон. Неистовой волной прокатиться по миру карежа и сминая все на своем пути, свергая царей и богов, уничтожая судьбы . Душа соприкасается с душей и ум с умом  так и проникает слово все дальше и дальше . Ах если бы не всем можно было говорить , а остальные не имели бы права слушать ...

 -Хайре ! Остановись пришелец , остановись , присядь и поговори со мной . Неужели ты пришел на тесмофории? Раньше на праздник прибывало много паломников ,морем как ты но не теперь нет..не теперь..Храм Деметры пуст...А как же ты попал сюда ..давно уже корабли проходят мимо или ты ,храни тебя Нептун, прыгнул за борт..Говоришь антраподисты ,похитители свободных,выкинули тебя с корабля ...зачем же им было так неразумно терять добычу...ааа, их наказал Бог за тебя..наслал шторм и они испугались...робкие какие негодяи...уже заканчивается боэдромеон и наступает время ветров .Тут всегда так штормит...при чем тут какой то Бог..Но не расстраивайся ,ты бы все равно не увидел праздник .На него пускали только женщин из списка свободных..да . А ты бы остался у подножия холма и ждал бы три дня с другими паломниками которые сопровождали своих матерей и жён.. Город пуст , пуст с того дня как ушел легион . Его бросили , как бросают негодные сыновья игроки и пьяницы старого отца с которого больше нечего взять . Но здесь есть источник... да, да прекрасный родник чистой воды . И самое главное осталось здесь - я и боги . Так что ты ничего не потерял ,клянусь Персефоной . Я покажу тебе их..Ну что же ты садись...Я видел такой взгляд..да, так смотрит больная собака , которая ничего не может поделать со своей болью...так смотрел и я ...до того как стал совершенен в мастерстве и мой гений грыз меня изнутри не находя себе выхода . Меня спасли мистерии, а тебя может тебя спасу я .

-Ты не грек ...Я не знаю может ты из Великой Греции или из Сирии, из Палестины или из Египта, из Ассирии или....да точно ,ты из Иудеи..и ты из тех , кто несет то , что мир давно ждет . Я чувствовал его приближение в завывании северного ветра ,в мерном топоте марширующих легионов , в кружении пожелтевшего листка, подающего на зеленое зеркало пруда . Его приближение чувствуют все  кто способен чувствовать. А так как его принес ты, то можешь и не говорить...Логика сама мне скажет... Это не вещь, не идея и не красота . У твоего народа не в цене идеи рожденные разумом и вы не создали ни одной красивой вещи . Я думаю это Слово . Кроме слов у вас никогда ничего не было .  А ты, ты пчела, облетевшая не мало  ядовитых цветов . И твой отравленный мед с тобой . Твои щеки впали  ,глаза горят лихорадочным блеском , а губы заветрили и потрескались..ты не ешь, ты не пьешь..ты питаешься своим Словом , его ты пьешь вместо воды и оно слаще меда для твоего языка и оно дурманит тебя и ведет тебя, безумца, все дальше и дальше . Остановись , может быть ты уже пришел . Посиди со мной и может быть у меня найдется кусок лепешки и чашка воды . Давно уже ходят слухи про опасных безумцев как то ночью бежавших из Кесарии ,вроде бы они едят детей и говорят такое что блудницы забывают про мужчин и сладкие вина  а менялы раздают свои деньги нищим .

-Да ,да садись, садись рядом со стариком .Земля тверда и прибита, но это лучше качаюшейся палубы корабля...Я ведь увидел тебя как только ты вскарабкался на скалы вылезая из моря...Здесь всего то шесть стадий, а вижу я еще не плохо...Потом смотрел как ты идешь, шатаясь, мимо белых брошенных домов  и гадал кто ты и откуда..отдохни ,потом посмотрим у меня в опистоцеле наверное найдется для тебя другая одежда..возьми хоэс промочи горло и скажи то важное что, хочещь сказать.
"-Господь среди нас ".-Важно и громко произнес пришелец , рассудительно качнув головой  он сам нравился себе в этот момент .: " Года копят мудрость . Заботьтесь не о пище тленной, — говорит Господь, — а о пище, пребывающей в жизнь вечную . Насытиться же можно как хлебом, так и словом. Наделяя хлебом насыщаешь тело  а даруя слово питаешь душу жаждущую правды . Сказано так же - Всяк пей из своего источника ." Широколобая голова его значительно наклонилась ,черные спутанные покрытые пылью волосы упали на глаза ,он смахнул их широкой короткопалой ладонью.Принял значительную позу, но руки внезапно стало некуда девать и пришелец спрятал их за спину .Отставил правую ногу и выкинул вперед правую руку...указательный и мизинец вытянуты ,средний и безымянный подогнуты, а большой палец трагически обращен вниз . Где- то подсмотренная величественная поза не вышла .Он смутился окончательно и сел на землю скрестив ноги .

Старый грек искоса резанул его взглядом : " Господь..да да ...господь среди нас ..да Боги они всегда рядом .  Вон ..вон там стоят они . Прекрасные статуи . Краска немного стерлась на них от ветров и дождей ...но величие и красота этих статуй ...Про какого же бога ты говоришь.(заинтересовано )..я знаю их всех ...я пережил мистерии в них тайное становится явным  но не для всех...да  . Не для всех... Может ты говоришь  ..Про хитроумного Гермеса или сиятельного Апполона или может ты имеешь в виду ..Я не знаю..знаю только не из своего источника ты пьещь . Платон,  советует в Законах земледельцам не орошать поля водой из каналов и не заимствовать воду у соседей, не попробовав сначала на своей земле докопаться до так называемого девственного слоя и не убедившись окончательно в том, что слой этот безводен . Либо ты ленив и не стал искать свое слово  либо ты безводен . Ты услышал чужое и оно уничтожило тебя . Не таков был я . Я познал себя , как было написано на фронтоне старого храма . Познал и вызвал в мир богов . Никто до меня не выразил так их неземное величие , чудесную красоту и...  А что до того  кто послал тебя ..среди многих рыб одна просто должна быть золотой . И закон разрешает каждому  нанять глашатая . Я слушаю тебя и постараюсь рассудить твои слова разумно и справедливо . " Старик несколько раз кивнул  как бы соглашаясь с самим собой .

Пришелец удивленно взглянул на него чуть выпуклыми бараньими глазами . Запустил короткие пальцы обеих рук с обломанными  обгрызенными ногтями в свои грязные пыльные волосы и попытался привести их в какое то подобие благообразности . Расправил выцвевшие лохмотья на груди . Опять попытался принять значительную позу, теперь уже сидя.Потом произнес назидательно и важно:" Людям не подобает ни судить об истинности учения через сравнение его с другими, ни отдавать его для исследования тем, кто поднаторел в искусстве аргументации и всячески превозносит его силу." Помолчав, продолжил: "Такие к любому делу подходят, уже имея предубеждение обо всем на свете вместо того, чтобы очистить свою душу от предрассудков. Ты должен верить . Ты не поймешь , пока не поверишь , что мои слова Истина и Жизнь . Говорящего и слушающего объединяет истина слова . А истина ведет ко спасению . Так помоги мне , помочь тебе . Забудь что знал и просто верь ."

Старик насмешливо фыркнул :"  Умные люди говорили - Образованному можно объяснить , а невежественному достаточно и веры .Нехорошо отказать в помощи, однако поощрять лень еще хуже. Именно в этой связи Пифагор учил , что помогать другим поднимать ношу позволительно, но никто не обязан помогать снимать ее. Тебе помогли поднять твою ношу и ты принес ее сюда, и я верю что ты сможешь снять ее самостоятельно . Я всегда платил за свой хлеб и за свою воду и иногда цена была высока я всегда платил и тебе отдам все что у меня есть ."
Пришелец сел поудобнее , заговорил быстрее и настойчивей :" Сказано. Укрепляйся в благодати, что во Христе Иису­се, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить".Говорил он  немного раздраженно, разговор шел как то не так :"Тот, кого призвал Господь  , имеет глаголы жизни вечной и твердое упование . Живому не верили , говорили если и мертвый встанет и придет все равно не поверим . Восстал мертвец и поверили ему . Кому дано вместить , тот вместит . Ты можешь войти в долю со мною в моем труде и в жизни будущего века .Если желаешь праведником не казаться лишь, а и вправду быть, оставь в своем разумении место только для высших помыслов. Да не войдет блудница в святилище . Да не коснется Святое грязного .Насколько ты праведен ? Не пьяница ли , не развратник ли . не .. любодей ли , чего ты боишься и что хочешь от остатка жизни своей .."
Старик по птьичьи закинул голову и засмеялся глухим кудахчущим смехом . Под тонкой пергаментной кожей его худой шеи плясал острый кадык . Пришельцу захотелось сдавить его руками .Смех перещел в  кашель,прокашлявшись старик ответил:
" Сейчас уже нет...в юности да...Когда же вошел я в расцвет своей жизни , я очень боялся умереть , да умереть . Стать мертвым недвижимым телом , завернутым в саван и умащенным монументом самому себе . Безжизненным бревном годным только для костра . Я боялся этого ..боялся, что не усею сделать , что должен , не успею... Я смотрел на стариков и думал я думал , а что чувствуют те , кому уже шестьдесят или семьдесят..как это ..знать что еще год или два максимум три и все ..как это чувствовать неодолимый предел для своей жизни и полную неестественность небытия признавать своей судьбой . Но и до шестидесяти надо было дожить . Эти мысли сделали меня мудрецом . Я стал очень осторожным . Перестал пить вино и спорить . Не садился больше на коня , не играл в кости , не брал взаймы чужого и не отдавал своего. Не перечил людям , да и из дома не выходил без нужды . Я отпустил  жену и освободил наложницу и детям выделил наследство оставив себе лишь необходимое .  И пищу я ел только протертую в кашицу и не допускал в свой разум яд чужих идей .  Я творил я освобождал из мрамора образы богов . Богов . И они выходили на свет такими какими видел их во снах и какими они предстают в мистериях. Они сами рассказывали о себе, шептали и шептали мне на ухо , а когда я брал зубило они кричали и смотрели на меня из толщи мрамора и рвались на ружу ко мне и к людям . Люди говорили - он великий мастер .Люди говорили - он праведник . Люди говорили - он гений. Что ж, я думаю так и есть . Так , в олимпийском спокойствии, с ясным разумом и легким сердцем дожил я до старости своей . А работа моя приносила людям великую пользу . И как то утром , увидев в зеркале морщинистого , седого старика , я почувствовал великую радость . Ведь теперь я знал, что не умер молодым и полностью испил чашу дней , отпущенных человеку .  Я радовался , что пережил своих погодков . Потом прошли десять лет и еще десять и дальше я уже не считал  быстро бегущие годы . Теперь уже никто не помнит меня молодым . А дети, играющие на улице и так раздражающие меня , думают , что я всегда был старым и всегда сидел здесь у стены .  Я пресытился этой жизнью и мои руки больше не тянутся к ее блестящим игрушкам и дрожащие пальцы не могут сжать зубило .Но я показал людям красоту и величие богов . Они видели это и значит не зря прошла их жизнь и спокойные уходили они на серые равнины .  И я уже не боюсь . Мне уже все равно когда . Так отцветшая лоза спокойно принимает осень .Только смерть не идет ко мне . Где то зацепилась она своим пыльным саваном . Ни одного гостя я не ждал так , как жду свою смерть. Тем более когда ушел легион и опустел город . Теперь я один . Слуга и сторож своих богов ."

Что ж он все болтает то ..его слова совсем не важны -думал пришелец  -сейчас его уши важнее рта.. Он приподнялся и склонился над стариком , загородив от него солнце и обдавая запахом кислой овчины и давно не мытого тела :" Иисус воскрес  ". Громко произнес он : " Мертвец воскрес из мертвых . Распятый распял мир . Смерти больше нет . " Размеренно и сильно вколачивал он гвозди слов в уши старика : " Ее жало вырвано ."
"- Про что ты говоришь...если ты смеешься над стариком , то ты жесток и глуп . Потому что и сам станешь старым если повезет и другой будет смеяться над старостью твоей . Весь твой народ жесток ..... и дик . Что ты сидишь возле меня  подойди к ним ..подойди к богам никогда больше ты так не приблизишься к ним ..это они..и нет в мире изображений более похожих на них .. прикоснись хотя бы к отблеску их величия и красоты , иудей и ты сможешь сказать , что не зря прошла твоя жизнь .Ответил старик замотав головой ,которая ,казалось вот вот оторвется от тонкой шеи и покатится по пыльной дороге "-Не злиться" - сказал себе путник -" не злиться - говорить...он услышит." Настойчиво продолжил глядя прямо в выцветшие глаза старого грека : " Нет больше эллина и нет иудея . Нет царя и нет раба . Нет никаких заслуг перед Распятым а грехи он простил всем . Только любовь Его . Любовь его к нам  , старик . "
 "- Ты жесток ты глуп и ты опасен . Но у тебя есть что - то .Так не скрывай его от меня , не прячь в своих лохмотьях..оно есть я вижу его оно в нетерпеливом дрожании твоих рук, в набухшей надо лбом вене..оно выглядывает из твоих глаз..это оно гонит тебя по пескам они иссушило твои волосы , оно заставило тебя забыть о воде и пише о женщинах и об отдыхе ... Дай мне его пришелец и оно отпустит тебя ." Тихо произнес старик .
"- Да бери же !"- хотелось  крикнуть в раздражении иудею. Разговор шел совсем не так как он многократно представлял себе в уме ...свой первый разговор и свою первую проповедь язычнику . До этого он проповедовал только один раз и то среди своих . Он вспомнил это и усмехнулся ..Как они били его ..как били , вынеся на руках из собрания и бросив на землю. Били азартно стараясь попасть по голове , по голове , что он забыл слово.. А он смеялся сквозь кровавые пузыри слюней..разве слово живет там ..нет оно не в голове оно спряталось между ребрами над желужком свернулось там и греет его а иногда распирает грудь и подступает к горлу и нет сил его удержать и тогда он говорит в пустоту ночи..зря растрачивая драгоценное слово ."- Будьте как дети - сказал Он . Стань снова ребенком старик . Стань ребенком перед ним . Как дети слушаются отца своего так и ты слушайся в робости и с верой . И сдвинутся горы и ангелы снизойдут к тебе и ты перешагнешь смерть ." Тоже тихо и проникновенно произнес путник .

" - Что ты несешь?!" презрительно и зло выплюнул старик оттолкнув пришельца: " Ааа ты думаешь мне нечем заплатить тебе.....Я дал бы в обмен всю свою мудрость . Но Мудрость Протогора , Левкиппа , Диогена , для таких как ты , что лира для осла . Но кое что у меня есть ...Жемчуг тускнеет со временем , дома ветшают и железо покрывается ржавчиной . Сильные мужчины становятся согбенными стариками , плачущими от малейшего неудобства . Реки меняют свои пути и пересыхают и плодородные поля перестают приносить урожай . Единый народ теряет совесть и перестает любить справедливость и становится сборищем сварливых и безразличных ко всему дурных людей .  Не тускнеют только сокровища памяти собранные на старость . Яркие дни юности , прикосновение нежных рук и солнце светившее каждый день . дней непогожих не сохранила память моя . Ненадежное свидетельство того , чего уже нет . Сокровище не нужное никому и обременяющее своего владельца напрасными сожалениями . Забери его . и дай мне твое . Может быть оно отравит меня и я наконец то умру . Потому что твое слово - яд и погибель мира .  Отравленное семя и ты сам не знаешь что вырастит из него . "

Путник вскочил..все хватит билось у него в голове и он заговорил злым шепотом с великим трудом сдерживая себя.  "Я уже дал тебе Слово ...но оно просочилось у тебя как вода меж пальцев . Свиньи предпочитают грязь чистой воде.....Он что то говорил мне про старые меха , в которые не льют вино..но тогда я думал что Он хочет пить ..теперь вижу..он знал , что я встречу тебя ....А как можно сравнить богохульников и творцов непристойностей этих твоих Протогора , Левкиппа .Диогена с Ним ..А ты ..ты уже давно умер и даже не заметил когда ...всю твою жизнь ты посвятил смерти  она была твоим страхом и твои богом и ты принес ей в жертву свою жизнь,и статуи в твоем дворе мертвы . Яркая краска облезла с них и теперь они явили свою истинную сущность . Это холодные бледные трупы . Вся Великая Греция заставлена холодными бледными трупами .  Я пойду дальше . Может там ...в пустыне  есть кто живой ."

Старик выдохнул долгосдерживаемый воздух , руки его повисли и опустились , грудь опала и он тяжело привалился к глиняной стене.. греческая мумия , почему то еще живая ." Ну куда..куда ты собрался сейчас , ночь легла на холмы и в воздухе пахнет грозой..ты прине с собой непогоду..пойдем..пойдем я покажу тебе еще одного холодного каменного мертвеца . " Старик поднялся и заковылял во двор:"- Факел там..зажги.." махнул рукой в сторону пристройки . Путник зажег факел и нагнал старика.. "Вон он ..иди к нему"  старик слабо махнул рукой ..Впереди втемноте выростая из глыбы необработанного камня темнел крест ...путник подошел поближе с креста выкручивая прибитые руки рвался человек , на секунду в неясном свете теней показалось что он живой..ох..выдохнул и  отступил . Предсмертная судорога искривила напряженное тело скульптуры спина ее оторвалась от креста , только кисти прибитых рук прилегали крепко к камню и все тело устремилось вверх пытаясь сорваться с этого орудия судьбы .. а лицо..на нем отразилось затихающее страдание ,  безотрадная скорбь и смертная тоска...сквозь которую проступала светлая умиротворенность души переступившей порог страданий и навсегда избавившейся от смерти..наконец то вкусив ее .  "  Свершилось " произнес иудей и протянул руки  к изваянию..но не посмел прикоснуться ..потом он наклонился и погладил ноги каменного мертвеца  опустиля на колени и прильнул к изваянию.  "Ну что..похож ?" старик погладил его по голове ..." Я не знаю ответил путник..я никогда не видел его..я не видел даже его учеников ...говорят один до сих пор живет на каком то острове...я ведь всего ученик Менакра, а он был учеником Ермия, а тот видел Силу , слугу одного из апостолов ,я не знаю. "- по лицу его текли слезы "Я никогда не видел что бы грек плакал изза моих богов  никто не плакал ни женщины ни дети..иногда..в их глазах вроде показывались слезинки от священного экстаза  но может это всего лишь ветер.. ...Я хотел сделать..выпустить из камня Неведомого бога...есть и такой в семье нащих богов ...и вроде у меня получилось..да. "  "А кто? " -иудей указал рукой вверх..на нависшую над ним скульптуру..." А ..этот...один из тысяч распятых рабов..одно время их было много на крестах по всей нашей дороге..да и по всем дорогам отсюда до Рима...я видел , как он умирал.. ". "  Он и был ..одним из миллиона рабов " - прошептал иудей... "Я оставлю тебя..посиди здесь если хочешь потом приходи в дом..ночной холод кусаетменя через хитон и пора мне одохнуть. "Грек направился прочь..потом повернулся: " Понравилось тебе?" Слова застряли в горле путника , как можно сказать про эту боль и смерть что они понравились...он помолчал. "Я унес бы его с собой , если бы мог.." - наконец ответил он .Старик ушел посмеиваясь и волоча ноги ...Под утро путник с трудом поднялся разминая затекшие члены..Он двигался осторожно и неторопясь ..будто боясь расплескать ночные видения. Перед ним стоял старик . На улыбаясь сказал он и вложил в руки иудея что то угловатое и холодное . "Что это ?" . "Посмотри - это Он . " На ладонях лежала маленький каменный крест с распятой фигурой на нем ... "Он из того же камня и вроде немного похож..ты можешь носить его на шее как амулет или ставить как статуэтку у него тяжелое основание ...нравится тебе?" .  " Не думаю , что у какого то ученика во всей империи есть что то подобное"- сказал иудей прижимая крест в груди..:"А мне даже нечего дать тебе.." "Не надо...я видел твое лицо и уже получил свою плату" - рассмеялся старик :"Мы мастера,как фурии воруем эмоции людей и долго питаемся ими в ночной тиши да и часть твоей молодой и искренней жизни как буд -то нарушила мой постоянный  сон ...или это твое Слово так действует на меня...иди...неси свою ношу и возвращайся на обратном пути..я все таки хочу отдать кому то сокровища своей памяти...а может я научу тебя резать камень..ты способен видеть и чувствовать а это уже пол дела ..."

Долго смотрел он вслед уходящему стоя на пороге своего дома ..потом наклонившись шагнул в полумрак первой из двух обжитых комнат . Шаркаюшие ноги оставляли две борозды в мягкой пыли нанесенной со степи постоянны теплым ветром ..он давно уже перестал бороться с пылью . Подняв неверными руками амфору и пролив половину воды на пол он наполнил вмурованный в очаг медный котелок и разжег огонь... Ему вдруг стало неприятно...как буд-то пропала вся радость утра он оглянулся? как бы ища причину внезапной грусти и увидел пятна пролитой воды ..а вот оно..улыбнулся старик..теперь надо идти за водой,а чтоб идти надо сперва посидеть у входа и набраться сил а потом уже идти...а по дороге надо будет присаживаться раза ттри..потому что сперва прихватит спину, а отом заболят ноги, а потом он начнет задыхаться, а когда он пойдет обратно..то отдыхать будет раз пять или шесть и придется снимать со спины эту проклятую богами амфору, а потом отдохнув снова накидывать на лоб широкий привязанный ремень и прилаживать амфору на спину...а когда он придет солнце уже будет высоко высоко прямо над головой и он захочет отдохнуть и заснет, а когда проснется будет уже поздно браться за интсрумент...ага вот оно..старый ты хитрец подумал старик..если уж решил резать то не откладывай а то удумал...и воду специально пролил...старик часто ловил себя на попытках самоообмана...он прожил долгую жизнь и все игры разума с самим собой казались ему ясными..по крайней мере своего..по крайней мере иногда...он не претендовал на всезнание  , хоть и достоин был принимать участие в божественных мистериях, равно как и в мистериях святого света. Он знал -  утаенное от большинства достается в удел немногим. Если истина одна для всех и если она постижима , почему не все ее постигли?  Почему не все стремятся к добру, если оно является общим достоянием . Секреты распространяются втайне и изустно, а скорее даже не изустно, но запечатанными в душах. А ведь он что то говорил про пролитую воду..вспомнил старик и прогрязную воду тоже говорил...а какая вода грязная...он посмотрел себе под ноги..та что пролита и смешалась с грязью....пойди я за водой сейчас я бы пролил мимо целый день..а ведь могу его потратить с пользой, а некоторые проливают так всю свою жизнь....а он не просто ...не просто этот бродяга он знал что я пролью кувшин и сказал мне а что он не сказал..что он скрыл и что я могу сам понять о нем..я видящий скрытое....старик зачерпнул кружкой кипяток из котла ...привычным движением бросил в чашку горсть муки..размешал и влил в болтанку несколько капель вина....сидя на низком лежаке покрытом тюфяком пыльным старым и рваным с торчащими клоками овечьей шерсти старик прихлебывал болтанку и думал губы его дрожали над беззубыми деснами отдергиваясь от горячего слишком пития ....доделать распятого...найти краску и снова покрасить богов  написать сыновьям ..пусть приедут и продадут статуи все кроме одной....деньги дадут городу новую жизнь по крайней мере надежду на возрождение.. написать уехавшим ..может им не хорошо там куда они сбежали  может кто захочет вернутся . Я расскажу им про твоего распятого бога. Старик допил болтанку и вытер губы ...-" Я буду ждать тебя , путник , ..буду ждать...ты только долго не броди там по пустыне."


Рецензии
Всеволод. Спасибо. Это непростой текст. Интересно с ним соприкоснуться. Вернётся ли путник...

Феронин   12.02.2023 05:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.