На этюдах
Но вот предательское облако начало наползать на солнечный диск. Глубокие тени исчезли, краски померкли. Появилось время для дружеского общения.
- Всё! Придётся прерваться, - проговорил Кирилл, один из приятелей, вытирая кисть и укладывая её на палитру. Его друг Леонид сделал то же самое
- Между прочим, - начал разговор Леонид, - в музее современного искусства открылась новая выставка. Не хочешь ли сходить?
- Да нет. Ты ведь знаешь, как я отношусь к так называемому современному искусству. Искусство искусству рознь. Когда бабушка вяжет тёплые носки с красивым орнаментом, ведь это тоже искусство. И даже без орнамента. Но для меня все эти инсталляции, арт-объекты, аппликации и коллажи не стоят одного мазка, например, с картины Коровина. Помнишь его шедевр «Морской берег в Дьеппе»? Вот это действительно Искусство с большой буквы! Уметь передать одним движением кисти цвет, форму, пространство! Саму жизнь! Вот чего мне хочется добиться!
Во взгляде Леонида появилось сомнение, и в голосе прозвучали нотки сарказма, когда он проговорил:
- Ты, похоже, забыл, когда жил Коровин. А мы с тобой живём теперь, и, боюсь, что в нынешние времена никто не оценит такие старания!
- Как это никто! А я? Я сам свой судия, как сказал кто-то из великих! Но, кажется, солнце вылезает, - прервал себя Кирилл и взялся за кисть.
Приятели не были художниками - профессионалами. Просто в детстве увлеклись рисованием и живописью. Жизнь сложилась так, что один из них стал программистом, а другой – юристом. Однако любимое занятие не отпускало.
Светило не долго радовало друзей своим появлением. Вновь наползло облако, и Кирилл продолжил разговор:
- Знаешь ли, для меня поездка на этюды – это смена декораций. Я оказываюсь в другой реальности, где нет никаких забот и горьких размышлений, нет СМИ с их навязчивыми пугающими новостями, нет обязательств. Здесь господствуют красота и творчество, а поэтому и ориентиры совсем другие. В этом другом мире важно уловить настроение в природе и передать его на холсте, важно найти единственно верное соотношение красок, суметь положить мазок так, чтобы в этюде появились воздух, объём, - Кирилл говорил медленно, задумчиво. - Всё это не имеет ровно никакого значения в мире, в котором мы живём. Тем интереснее. Для меня важнее не результат, а процесс как некий процесс познания мира и своих возможностей. Конечно, если этот процесс завершается хорошим результатом, то я испытываю счастье. Вообще-то, я думаю, что и ты относишься к нашим занятиям так же.
- Пожалуй, ты прав. Для меня живопись – это путешествие в непознанное, в волшебную страну, где можно найти сокровище. Удивительно, как солнечный свет меняет восприятие пейзажа! Без него, чтобы написать вот эти кусты, - Леонид указал на прибрежную зелень, - мне потребовались бы кобальты, а сейчас я активно использую кадмии. Для воды в пасмурный день нужен ультрамарин, а при солнце хорошо подходят изумрудка и церулеум.
- Солнечный свет, как известно, таит много загадок. Ты, вообще, можешь понять, что такое свет? – спросил Кирилл.
- Насколько я помню со школы, свет состоит из фотонов, - неуверенно сообщил Леонид.
- Да, но что это такое? Я, например, не могу осознать, как это нечто может иметь дискретную структуру при полном отсутствии массы и одновременно проявлять себя как волнообразные колебания. А солнечные нейтрино, которые постоянно пронизывают наши тела? Как понять, что частицы, имеющие массу, пусть мизерную, беспрепятственно пролетают сквозь Землю?
- Ну, это я могу объяснить! Свет же пролетает беспрепятственно сквозь идеально чистое стекло, что мы хорошо знаем по собственному опыту. Вообрази теперь, что Земля – это стекло для нейтрино, и всё станет понятно. Но оставим эти проблемы учёным! Кесарю - кесарево, а физика - физикам! А вот как ты объяснишь то, что иногда случается в моём саду? Бывает так. Я собираюсь срубить какое-нибудь дерево, которое мне по каким-либо причинам не нравится. Собираюсь я обычно долго, не одну неделю. И вдруг я замечаю, что дерево это начинает сохнуть. У меня так было несколько раз. Можно подумать, что деревья в состоянии понимать мысли человека.
- По-моему, это уж фантастика! Скорее всего, это совпадения, - ответил Кирилл с сомнением в голосе. – Хотя то, что я хочу тебе рассказать, тоже похоже на фантастику. Видишь ли, я думаю, что мои картины способны поглощать энергию людей, стоящих перед ними с целью их рассмотреть. Иначе как можно объяснить тот факт, что, когда я смотрю на свою давно написанную картину, в моей памяти возникает образ человека, который когда-то находился перед ней и как-то её оценивал. Я не вспоминаю ни изображённый объект в реальности, ни свои задачи в работе над изображением. Не вижу ошибок в живописи. Но каждая картина в моём сознании прочно связана с памятью о человеке. Например, один пейзаж всегда у меня вызывает воспоминание о знакомой журналистке. Она отметила в этой картине элементы авангарда, обнаружив, что облака и дым, идущий из трубы дома, образуют парящий в пространстве треугольник. В самом деле, я этого почему-то ранее не видел.
- На мой взгляд, - живо возразил Леонид, - у тебя скорее можно найти элементы импрессионизма.
- У меня есть маленький непритязательный этюд золотой осени: жёлтые берёзки и коричневый бурьян вокруг опустевшего поля. Когда я его вижу, передо мной вырисовывается лицо мамы. Она любила этот набросок, - некоторое время Кирилл задумчиво молчал, затем продолжил: - Когда же я смотрю на натюрморт с букетом астр, в ушах моих начинает звучать голос моего коллеги по работе, который говорит: «Мне хочется взять в руки этот фужер, он такой объёмный!»
В этот момент снова выглянуло животворное солнце.
- А не окунуться ли нам? – прервал рассказ приятеля Леонид. – Всё равно пора заканчивать. Солнце слишком сдвинулось, всё изменилось. А ну, догоняй! – с этими словами, скинув с себя одежду, Леонид подбежал к обрыву и прыгнул с него в прохладную воду реки. Кирилл весело последовал его примеру. Молодость торжествовала.
2021
Свидетельство о публикации №221111900815
Николай Толстов 01.06.2022 05:17 Заявить о нарушении
Инна Гавриченкова 01.06.2022 18:19 Заявить о нарушении