На этюдах

          Два приятеля расположились с этюдниками на возвышенном берегу небольшой реки. Внимание их в этом месте привлекли  живописный изгиб русла, разноцветные солнечные блики на поверхности воды и застывшая фигура рыболова, который неподвижно сидел в лодке и с надеждой смотрел на поплавок. С таким же прилежанием молодые художники вглядывались в подробности окружающей их природы. За кустами виднелась их легковая машина, свидетельствующая о том, что прибыли они сюда издалека. День был солнечный, но по небу медленно плыли курчавые облака, заставляя друзей спешить с работой, чтобы успеть сделать как можно больше, пока солнце не скрылось за одним из них.

          Но вот предательское облако начало наползать на солнечный диск. Глубокие тени исчезли, краски померкли. Появилось время для дружеского общения.
     -    Всё! Придётся прерваться, - проговорил Кирилл, один из приятелей, вытирая кисть и укладывая её на палитру. Его друг Леонид сделал то же самое
     -    Между прочим, - начал разговор Леонид, - в музее современного искусства открылась новая выставка. Не хочешь ли сходить?
     -    Да нет. Ты ведь знаешь, как я отношусь к так называемому современному искусству. Искусство искусству рознь. Когда бабушка вяжет тёплые носки с красивым орнаментом, ведь это тоже искусство. И даже без орнамента. Но для меня все эти инсталляции, арт-объекты, аппликации и коллажи  не стоят одного мазка, например, с картины Коровина. Помнишь его шедевр «Морской берег в Дьеппе»? Вот это действительно Искусство с большой буквы! Уметь передать одним движением кисти цвет, форму, пространство! Саму жизнь! Вот чего мне хочется добиться!

          Во взгляде Леонида появилось сомнение, и в голосе прозвучали нотки сарказма, когда он проговорил:
     -    Ты, похоже, забыл, когда жил Коровин. А мы с тобой живём теперь, и, боюсь, что в нынешние времена никто не оценит такие старания!
     -    Как это никто! А я? Я сам свой судия, как сказал кто-то из великих! Но, кажется, солнце вылезает, - прервал себя Кирилл и взялся за кисть.
          Приятели не были художниками - профессионалами. Просто в детстве увлеклись рисованием и живописью. Жизнь сложилась так, что один из них стал программистом, а  другой – юристом. Однако любимое занятие не отпускало.

          Светило не долго радовало друзей своим появлением. Вновь наползло облако, и Кирилл продолжил разговор:
     -    Знаешь ли, для меня поездка на этюды – это смена декораций. Я оказываюсь в другой реальности, где нет никаких забот и горьких размышлений, нет СМИ с их навязчивыми пугающими новостями, нет обязательств. Здесь  господствуют красота и творчество, а поэтому и ориентиры совсем другие. В этом другом мире важно уловить настроение в природе и передать его на холсте, важно найти единственно верное соотношение красок, суметь положить мазок так, чтобы в этюде появились воздух, объём, - Кирилл говорил медленно, задумчиво. -  Всё это не имеет ровно никакого значения в мире, в котором мы живём. Тем интереснее. Для меня важнее не результат, а процесс как некий процесс познания мира и своих возможностей. Конечно, если этот процесс завершается хорошим результатом, то я испытываю счастье. Вообще-то, я думаю, что и ты относишься к нашим занятиям так же.

     -    Пожалуй, ты прав. Для меня живопись – это путешествие в непознанное, в волшебную страну, где можно найти сокровище. Удивительно, как солнечный свет меняет восприятие пейзажа! Без него, чтобы написать вот эти кусты, - Леонид указал на прибрежную зелень, -  мне потребовались бы кобальты, а сейчас я активно использую кадмии. Для воды в пасмурный день нужен ультрамарин, а при солнце хорошо подходят изумрудка и церулеум. 
     -    Солнечный свет, как известно, таит много загадок. Ты, вообще, можешь понять, что такое свет? – спросил Кирилл.
     -    Насколько я помню со школы, свет состоит из фотонов, - неуверенно сообщил Леонид.
     -    Да, но что это такое? Я, например, не могу осознать, как это нечто может иметь дискретную структуру при полном отсутствии массы и одновременно проявлять себя как волнообразные колебания. А солнечные нейтрино, которые постоянно пронизывают наши тела? Как понять, что частицы, имеющие массу, пусть мизерную, беспрепятственно пролетают сквозь Землю?

     -    Ну, это я могу объяснить! Свет же пролетает беспрепятственно сквозь идеально чистое стекло, что мы хорошо знаем по собственному опыту. Вообрази теперь, что Земля – это стекло для нейтрино, и всё станет понятно. Но оставим эти проблемы учёным! Кесарю - кесарево, а физика  - физикам! А вот как ты объяснишь то, что иногда случается в моём саду? Бывает так. Я собираюсь срубить какое-нибудь дерево, которое мне по каким-либо причинам не нравится. Собираюсь я обычно долго, не одну неделю. И вдруг я замечаю, что дерево это начинает сохнуть. У меня так было несколько раз. Можно подумать, что деревья в состоянии понимать мысли человека.

     -    По-моему, это уж фантастика! Скорее всего, это совпадения, - ответил Кирилл с сомнением в голосе. – Хотя то, что я хочу тебе рассказать, тоже похоже на фантастику. Видишь ли, я думаю, что мои картины способны поглощать энергию людей, стоящих перед ними с целью их рассмотреть. Иначе как можно объяснить тот факт, что, когда я смотрю на свою давно написанную картину, в моей памяти возникает образ человека, который когда-то находился перед ней и как-то её оценивал. Я не вспоминаю ни изображённый объект в реальности, ни свои задачи в работе над изображением.  Не вижу ошибок в живописи. Но каждая  картина в моём сознании прочно связана с памятью о человеке. Например, один пейзаж  всегда у меня вызывает воспоминание о знакомой журналистке. Она отметила в этой картине элементы авангарда, обнаружив,  что облака и дым, идущий из трубы дома, образуют парящий в пространстве треугольник. В самом деле, я этого почему-то ранее не видел.

     -    На мой взгляд, - живо возразил Леонид, - у тебя скорее можно найти элементы импрессионизма.
     -    У меня есть маленький непритязательный этюд золотой осени: жёлтые берёзки и коричневый бурьян вокруг опустевшего поля. Когда я его вижу, передо мной вырисовывается лицо мамы. Она любила этот набросок, - некоторое время Кирилл задумчиво молчал, затем продолжил: - Когда же я смотрю на натюрморт с букетом астр, в ушах моих начинает звучать голос моего коллеги по работе, который говорит: «Мне хочется взять в руки этот фужер, он такой объёмный!»

          В этот момент снова выглянуло животворное солнце.
     -    А не окунуться ли нам? – прервал рассказ приятеля Леонид. – Всё равно пора заканчивать. Солнце слишком сдвинулось, всё изменилось. А ну, догоняй! – с этими словами, скинув с себя одежду, Леонид подбежал к обрыву и прыгнул с него в прохладную воду реки. Кирилл весело последовал его примеру.  Молодость торжествовала.

   2021   


Рецензии
Хорошо, Инна, написано, легко читается. И только. Искуственно построен диалог без шероховатостей живой речи, её особенности, словно один и тот же человек отвечает и тому и другому. Нет живинки, на мой придирчивый взгляд, как читателя, но не без надежды. С теплом

Николай Толстов   01.06.2022 05:17     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв и за интересные для меня критические замечания.

Инна Гавриченкова   01.06.2022 18:19   Заявить о нарушении