111. Подлинное богатство - то, что отдаёшь

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Этот псалом, как и предыдущий, представлен акростихами и содержит духовное учение. То, что звучало о Господе в предшествующем послании, рассматривается по отношению к свойствам праведников.

"Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его."

Давид возвещает и воспевает блаженство ощущающих Бога, при этом возвеличивая славу Творца. «Боящийся Господа» – это благоговеющий перед Ним, «крепко любящий заповеди» – с радостью живущий в обетованиях, которые записаны в его сердце.

Свет Творца сияет во всей Своей славе; и мы видим, как праведник отражает этот свет.
Праведность и благочестие принесут плоды:

"Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек."

Завет звучит так: «Я буду Богом твоим и потомков твоих, в то время как во веки не помянется племя злодеев». А из всех благословений истинным богатством является не мирское процветание, а приобретённые и исправленные духовные свойства.

Духовное семя – это образ осознанной отдачи, направленной на то, чтобы вырастить «род правых» – более совершенные духовные свойства и качества.
В семени уже есть всё необходимое для развития, но только в потенциале. Если этот потенциал начинает строить духовное тело согласно заложенной программе, развивается большой здоровый организм.

Честность и искренность в своем исповедании и намерениях дают замечательное потомство – это благочестивое духовное наследие. На духовной стезе его потомки – это исправленные свойства.

«…и воздаяние за справедливость его пребывает вовеки» – так заканчивается стих в переводе оригинала Теилим. В отдаче заложено духовное семя, несущее благословение.

"Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде."

Свет острее необходим во тьме. Праведные уже не могут обходиться без света Творца, и лишь Господь – свет для них (Мих 7:8). Их душа «принимает», ощущает свет, хотя внешние условия будут мрачными. Подобно тому, как во время египетской тьмы у сынов Израилевых был свет в их жилищах.

А всем прочим именно в тёмные времена жизни становится ясно, насколько благ, милосерд и праведен человек Божий, отражающий высший свет.

Будьте милосердны, как Он милосерд, и праведны, как Он праведен. Главные свойства Творца – милость и абсолютная отдача, а в миру это выражается тем, что человек «милует и взаймы даёт».

«Даст твёрдость словам своим на суде» – слова соответствуют свойствам человека, а 
свойства отдачи – это подобие Творцу. Суд – это высшее утверждение того, насколько свойства человека достигают такого подобия. 
Поскольку люди находятся в сугубо материальном мире, они не понимают, в каком виде существует это высшее свойство. И только когда начинают видеть, что в действительности отдача – это не материальная категория, а силы, которые строят им твёрдое основание и полное благословение, они могут осознать, что Творец – это самое могущественное свойство отдачи и любви. И сила веры есть сила отдачи, сила и возможность отдавать вопреки эгоистическому желанию получать.

"Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих."

Праведник, уповая на Господа, ощущает волю Его и знает, что с ним не может случиться ничего, противоречащего этой воле.

Правда Бога пребывает вовек, значит праведник, как правду Божию отражающий, будет в вечной памяти. Такая память означает «подключение» к вечному миру – миру духовному, это «запись в Книге Небес».

Утверждено сердце его и мысли его сконцентрированы на Господе; что бы ни случилось, он не поколеблется в своей вере и в своём долге: «Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля» (Пс 45:3).
Вера является наилучшим и верным путем для утверждения и укрепления сердца, которое не может утвердиться и получить удовлетворение от чего-то другого, кроме истины Божьей, – и именно в ней оно непоколебимо «твёрдо».

«…уверен он, что увидит поражение врагов своих» – говорит перевод оригинала.

Когда наконец увидит, что его главные враги и угнетатели – это собственные эгоистические свойства, – будет смотреть смело и дерзновенно как человек, который больше не в их власти.
Наблюдая за врагами внешними, раскрывай врагов внутренних – и побеждай!

"Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки; рог его вознесется во славе.
Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет."

«Щедро оделял, давал бедным» – переводится Теилим.

Подлинное богатство человека – это то, что он дарует другим.
«Рог его вознесётся во славе» – это в данном случае символ торжества силы и славы, духовного ликования. 

Этот стих цитирует и поясняет апостол Павел в 2 Кор 9:9-11: «как написано: "расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век". Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

А нечестивые свойства в человеке «заскрежещут зубами своими и истают». Желание, вожделение нечестивых – это похоть, «всепоглощающая страсть», которая есть «гниль для костей» (Притч 14:30).

Давид очень чётко представил в этом послании условия выбора души между добром и злом, блаженством и отвержением.
Человек, достигающий подобия свойств с Творцом, называется праведником.
Привилегия праведных – стать «небосводом», соединяющим высший мир с низшим. Праведник раскрывает свойство отдачи, протекающее через него, эту силу Творца.
Творца можно раскрыть только тогда, когда Он облачается в человека.
Привилегия святых – это чистая отдача и любовь.

Эти определяющие духовность свойства не «хранятся в кладовке» Творца, они и предлагаются, и даром раздаются. Правда, совсем без рекламы, потому что рекламой заправляет желание получения для себя, называемое эгоизмом.

Всё внутри человека. Мы видим картину мира, и должны относиться к ней правильно, как к происходящему вне меня и в то же время – во мне, и достичь состояния, когда обе эти реальности существуют одновременно.

Если я считаю, что все предстающее передо мной – истинная реальность, то живу только в этом мире. А если я считаю, что во всём этом часть меня, точнее, моей души и всё находится во мне, что всё – мое, то словно перечёркиваю этот мир. Я должен быть в обоих реальностях, ибо то, что проходит через меня, собственно, и есть предстающее передо мной.

То есть мне дается дополнительное отягощение сердца, и я выхожу с ним на задание встретить и возлюбить Творца – Его свойства отдачи и любви. Но сейчас я ещё грешник – пока не исполню задание и не стану праведником.


Рецензии