Варвара Тургенева и Александр Пушкин
«Для своего времени Варвара Петровна была образованной женщиной. Конечно, Пушкин для неё - прежде всего человек одного круга. И только потом - поэт. Она сочувствовала его матери, знала его родителей. Считала их свойственниками: сестра С. Н. Тургенева замужем за одним из Веневетиновых, а те - троюродные Пушкиным. Бывало, что о поступках поэта Варвара Петровна судила пристрастно. Но сожалела о нём искренне.
«Поэзия умерла с Пушкиным...» - пишет она сыну.
«Люблю его за стихи, за то, что понимаю его почерк, как свой собственный».
В 1845 году В. П. Тургенева сообщает из Москвы одной своей соседке, что ездила с сыном в университет слушать лекцию С. П. Шевырёва.
«Моё место было в уголку, возле самого Шевырёва с Иваном. В тот день говорилось обо всех моих друзьях-авторах - Карамзине, Дмитриеве, Мерзлякове, Пушкине. Все мне знакомые и даже приятели...».
Она очень дорожила впоследствии «пушкинским медальоном». В феврале 1839 года мать пишет Ивану Тургеневу за границу: «Волосы Пушкина целы...»
Спустя четыре месяца, когда пожар уничтожил дотла Лутовиновскос Спасское, не уберегли одну из святынь дома - бокал Ивана Грозного, а медальон был сохранён. Он и теперь экспонируется в доме на Мойке».
(«Спасский вестник», № 5, 1999 год, стр. 8-10).
(Бельский Александр. Пушкина свет над землёю Орловской. - Словарь, 1999. - С.40).
Свидетельство о публикации №221112001002