Почти все дураки

       «Об этом мире можно сказать, что Карлейль сказал о человеческом роде: почти все – дураки. Круглых дураков тянет к интеллектуальности, как кошек к огню», – написал Сомерсет Моэм в эссе «Упорствующий в правоверии». Оно было опубликовано в начале пятидесятых годов прошлого века. Томас Карлейль (1795–1881) был автором огромного исторического труда под названием «Французская революция», который полностью на русском языке увидел свет лишь в 1991 году. Далее читаем у Моэма: «Иногда умный и способный человек так тщеславен, что ему приятна лесть дураков. Поэтому он говорит то, что глупые сочтут умным, а не то, что только умные сочтут правдой».

       На предложенную тему можно рассуждать бесконечно. Казалось бы, что может быть умнее и слаще свободы! Но опыт показывает, что, чем больше свободы, тем становится хуже, а подчас – необратимо хуже. Когда отменили цензуру, литература начала умирать, в науке появилось множество шарлатанов. Даже благополучие – высшее достижение ума – способно сделать индивида несчастным.

       Если речь вести о роде человеческом, то ни на каких исторических ошибках он не учится. Наполеон уложил около двух миллионов своих солдат и офицеров, в итоге Франция после свалившихся на нее общественных бурь, растеряв территории, превратилась в державу второго плана. Но Бонапартом восхищаются до сих пор во всем мире, ему воздвигнуты тысячи памятников, его прах покоится в гробнице в Доме Инвалидов (ветеранов) в Париже.

       Люди в целом глупы по сравнению с разумом природы, где жизнь коротка, заполнена усилиями и где нет места суете и надменности.
      
       «Гете хотел жить после смерти, чтобы могли проявиться те стороны его личности, которые он, как ему казалось, не успел развить при жизни. Но не он ли сказал, что всякий, кто хочет чего-нибудь достичь, должен ограничивать себя? Читая его биографию, невольно замечаешь, как много он времени растрачивал по пустякам. Возможно, что, если бы он более строго себя ограничивал, он развил бы свою индивидуальность более гармонично и полно, и тогда ему не понадобилась бы жизнь за гробом», – пишет Моэм в упомянутом мною в предыдущем материале сборнике публицистических статей (страница 206).

       Ограничивать себя должен всякий человек хотя бы для того, чтобы быть более или менее здоровым. Сегодня власти многих стран призывают нас бездельничать, потакают нашей праздности. Зачем? Надеюсь, по неведению.

       «Во второй половине XIX столетия Великобритания достигла вершины своего могущества. На карте были выкрашены в розовый цвет большие куски суши, подчиненные суверенитету королевы Виктории. Метрополия была сказочно богата. Англичане были мировыми банкирами, английская торговля посылала свою продукцию в самые отдаленные уголки земли, и качество ее было, по всеобщему признанию, выше, чем всё, что производилось в любой другой стране. На земле царил мир, если не считать мелких карательных походов. Британский флот был величайшим в мире. В спорте англичанам не было равных… Англичане много ездили по Европе. Они наводняли курорты Спа, Виши, Аахен и Баден-Баден. Они строили себе роскошные виллы в Каннах и в Монте-Карло. Для их удобств воздвигались огромные отели. У них была куча денег и расходовали они их не жалея. Они чувствовали себя отдельной расой, и стоило им высадиться в Кале, как их осеняло, что теперь они находятся среди туземцев, – не таких, конечно, как индийцы или китайцы, но – туземцев. Только они ежедневно умывались и мылись, и ванны, которые они часто возили с собой, наглядно доказывали, что они отличаются от всех остальных… Им и в голову не приходило, что вежливость, с которой их встречали, поклоны, улыбки, желание угодить объяснялись их щедрыми тратами, а за спиной у них “туземцы“ смеялись над ними, над их нескладной одеждой, их простоватостью и плохими манерами, над их наглостью, их глупостью – как упорно они дают себя обирать, их покровительственной терпимостью. Потребовались страшные войны, чтобы они поняли, как сильно заблуждались», – писал в 1950 году Моэм в очерке о творчестве Киплинга.

       Добавить тут нечего. Остается удивляться, как это похоже на сегодняшний день. Становится понятно, почему ныне в мире не любят нас и китайцев – причем, не по отдельности, а в совокупности. Жизнь на земле поддерживается лишь через постоянные противоречия, а допустимых потерь не существует.

20.11.2021


Рецензии