Первое слово

   
   Что предпринять, когда нет сна?
Когда совсем одна. Когда с каждым разом усиливаются картины из невозвратного прошлого.
Ночи, когда судишь сама себя, терзаешь свою совесть.
Прошло больше пятидесяти семи лет, не повторить, не исправить.
***
   Закончились пятьдесят шесть дней послеродового отпуска, использован очередной отпуск,
две «няньки» (ученицы пятого и шестого класса) с первого сентября идут в школу. Всё лето за моим маленьким, получая вознаграждение, присматривали девочки и их мама.
Садик и ясельки ещё только строятся.  Кухни «Детское питание» в Братске нет. 
Сдать ясли в эксплуатацию обещали через четыре месяца.
Целых четыре месяца не с кем оставить ребёнка.  Бесконечные больничные не спасут.
Мама пришла на выручку, сказав по меж городской связи: «Хватит издеваться над моим внуком. Вези в Калининград.  Нам Димка только в радость будет, и вам спокойнее. У Вас простой детской поликлиники нет.  Четыре месяца быстро пролетят. Собирайтесь. Ждём».
 ***
   Десять дней отпуска за свой счёт подошли к концу.  В надёжных руках оставляю сынишку.
Но как оставить маленького?!  Внутри всё переворачивается, перешагнуть порог квартиры не в силах.  На руках у папы Дима, братишки стараются оторвать меня от сына.
 Сопротивляюсь, кричу:
– Не поеду, без него не поеду!
Слова папы:
– Вот чего я и боялся… Ребята, да уводите скорее!
Яркая картина того мгновения врезалась в память.
 Спокойно обнимающий деда сынишка вдруг резко протягивает ко мне ручки, из глаз катятся крупные слезинки, неожиданно,  впервые, с большим трудом,  мой маленький  выговаривает  два,  (окончательно добивающих меня) необыкновенно дорогих, слога: «МА-МА».
Его голосок, родной мой голосок как бы просит: «Не оставляй меня, мама».
***
   Каждый раз не могу удержаться, слёзы душат.
Братишки со мной справились, призывая быть разумной, вывели из подъезда, затолкали в такси.
Всю дорогу   ни есть, ни пить не могла. Перед глазами открытая дверь, в проёме мой папа с сынишкой и звучащее бесценное слово…
Безо всякого настроения возвращалась в Братск. За двое суток до моей станции «Анзёба» * в купе вселился отставной солдат. Громадный парень бурятского происхождения. Из его скупого повествования мои попутчики поняли, что его родители живут в тайге, на другой стороне Байкала (на противоположной от Иркутска стороне). Отслужив три года на далёкой точке, как он выразился: «Людей не видел». Захотев тесного общения с «людьми», как дикарь, не стесняясь никого, стал приставать ко мне. Попутчики помалкивали.  Но когда он стал распускать руки, я была вынуждена защищаться самостоятельно. Взяв в руки нож, медленно, шипящим полушёпотом, предупредила:
– Ты, который «с точки»!  Предупреждаю, только придвинешься – до другой стороны Байкала не доедешь!
Прозвучало убедительно. 
Мстительный огонь яростно вспыхнул в его узеньких глазках, кисти рук сжались в громадные кулачищи, он побледнел, на широкоскулом лице заходили желваки.
Он стал страшен.
Испугалась до озноба, мурашки пошли по телу. Обратилась к проводнице, она меня и
выручила. Последние несколько часов до Анзёбы сидела на чемоданчике в холодном, закрытом на ключ тамбуре, а перед глазами, как и сейчас, мой маленький Димушка, протянутые ручки и его первое слово – «Ма-ма».
 
* АНЗЁБА – железнодорожная станция города БРАТСК
  20.11.2021г.


Рецензии
Да, если женщине надо быть сильной, то для всех случаев. И от большого плохого мужчины защититься, и маленькому ребёнку на слёзы не уступить для его же блага. Всё это трудно!

Евгения Сулаева   18.04.2024 10:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Женечка! Жизнь интересная, познавательная с испытаниями и как мы с трудностями справляемся на многом отражается. Всегда хочется жить так, чтобы себя уважать и совесть не мучила. С уважением- Ада

Ада Бабич   19.04.2024 13:43   Заявить о нарушении
А я, кажется или устала, или совсем не умею с трудностями справляться.

Евгения Сулаева   19.04.2024 16:00   Заявить о нарушении
Женечка, только не поддаваться унынию! Посмотри , как каждый кустик и травка через всякие трудности вырастает и радует весной - нас всех! Все сады в цветах и поля в свежей зелени у природы сил набираться и не "сдаваться"!
На болячки как на испытания смотрим. Они даются не просто так, преодолеваем, осознаём, что не так делаем...С уважением- Ада

Ада Бабич   19.04.2024 20:11   Заявить о нарушении
Умом и я всё это знаю, понимать легко. Делать трудно.

Евгения Сулаева   19.04.2024 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.