Автопортреты Виктора Попкова

 Я давно хотела написать этот материал. Вначале планировалось, что это будет миниатюра про автопортреты художника, потом уже хотелось более расширить круг повествования о творчестве этого человека. А теперь я поняла, что про Виктора Попкова у нас сказано очень мало, материалы о его творчестве до обидного скупы, а ведь он мой земляк, поэтому в рамках темы "Автопортрет", я постараюсь, с максимальной достоверностью, осветить творческий путь этого художника.
  Виктор Попков - кумир шестидесятых и семидесятых, в восьмидесятые он стал признанным, а в девяностые почти классиком русского искусства второй половины 20 века. О художнике, трагически погибшем осенью 1974 года в Москве, в возрасте 42 лет, и прожившем короткую, но яркую жизнь в искусстве, я честно признаюсь, узнала лишь в конце девяностых годов. Между тем к тому моменту были уже изданы его художественные альбомы и монографии, его работы находятся во многих музеях страны, включая Третьяковскую галерею и Русский музей. Но о том, что Виктор Попков родом из Мытищ, что здесь он жил, вырос, учился, начинал рисовать, что здесь до самой своей смерти жила его мама Степанида Ивановна и его многочисленная родня, я узнала тоже недавно, лишь побывав в местном музее. Думала, что он москвич. Во всяком случае, именно так написано в многочисленных изданиях о творчестве художника. Почему так получилось? Не знаю... Может, тем, кто писал о Попкове казалось из столицы, что Мытищи лишь окраина Москвы? А может, сам Попков не считал барак при кирпичном заводе под Мытищами, где он рос, своей настоящей родиной. Потому что семья Попкова осела здесь лишь в начале тридцатых, бежав из голодной и разорённой коллективизацией смоленской деревни.
  Какое это теперь имеет значение, где провёл своё детство художник. Он прочно занял своё место в искусстве и его уже нет давно среди нас. Художник, если он истинно талантливый человек, никогда не говорит только от собственного имени, он говорит от имени людей, которых представляет, и от имени времени, в котором живёт. Если он поймал этот голос и эту сущность, он интересен последующим поколениям не только как художник, но и как человек.
  От имени каких людей и какого времени говорил он? Почему в Мытищах так дорожат памятью о нём? Думаю, не потому, что земляк стал знаменитым художником, а потому что в своих картинах он рассказал о их жизни, о их судьбе. о судьбе их родителей и ещё тысяч русских людей, на которых и держится вся история государства Российского. И сегодня половина Мытищ - потомки тех крестьян, которые были согнаны с земли коллективизацией и пришли на заводы, стройки, фабрики. Тех, кто знал только нищету и тяжкий труд. Тех, кто в войну отдал Родине детей, мужей и отцов. Тех, кто после восстанавливал разрушенное за войну хозяйство, работал и терпел. Он был одним из них и писал этих непридуманных людей. Он их любил, верил в них, в них искал всю правду и находил. И от них же в ноябре 1974 года получил пулю в упор без шансов выжить!
 
 Когда-то, в самом начале своего творческого пути, Виктор Попков так сформулировал своё кредо: "Быть по-прежнему честным, бескомпромиссным, прямым во всём, что касается жизни в искусстве. Никакой корысти от искусства". А чуть позже он записал в тетради: "Когда я спрашиваю себя, что писать и как писать, и когда не нахожу ответ на этот вопрос, то вспоминаю, почему с самого детства я хотел стать художником. И многое становится яснее. Оказывается, что тебя привлекла профессия художника - ни деньгами, ни славой, ни всеми теми 90 процентами жизненной суеты вокруг искусства, а просто любил само искусство, и больше ничего, то святое, что называется прекрасным, чистым, незамутнённым".
  Виктору Попкову удалось прожить свою короткую жизнь, ни разу не отступив. И остаться в памяти людей чистым и незамутнённым. Таким, как его искусство, которое светится своим внутренним светом.

 А теперь я приведу небольшой фрагмент интервью художника Вячеслава Артёмова, которое он дал журналистке Елене Казьминой в одной из своих творческих бесед:
- А знаете, я до сих пор хорошо помню тот день, когда узнал о гибели Виктора Попкова. Был поздний ноябрьский вечер 1974 года. В выставочном зале художественных мастерских Загорска мы развешивали свои работы, готовясь к выставке, когда, задыхаясь, ворвался художник Борис Крылов, хорошо знавший Виктора, и закричал нам: "Попкова убили!" Помню жуткую тишину, которая воцарилась в зале после его слов, и свою первую мысль: "Всё, теперь уже не познакомимся. Наконец-то у меня появилась настоящая работа, которую я хотел ему показать, а его нет, застрелили..."
  Теперь, что касается его гибели - там сперва было больше вопросов, чем ответов. Это дело засекретили, потом всё-таки правда всплыла и скрывать факты было уже неуместно. Итак 12 ноября 1974 года, как рассказывал один художник, после одной московской выставки Попков припозднился. Вышел на улицу и стал искать такси. Попков был человек весёлый, открытый, торопливый. И тут поторопился. Увидел машину «Волгу» на обочине дороги и решил, что это такси. Подскочил и рванул на себя дверную ручку. А внутри сидели банковские инкассаторы. Рядом был крупный магазин, они ждали, видимо, коллегу с выручкой. Что там им показалось, неизвестно, но только тот, что сидел на переднем сиденье, выстрелил в Попкова и убил наповал. Якобы, инструкция предписывала в подобных непонятных случаях стрелять без предупреждения. Вот и всё - по инструкции оборвалась жизнь художника и просто хорошего человека. По инструкции!..
  Что касается его творческих работ, поговорим и об этом, ну и конечно, по теме, коснёмся автопортрета. У него их было несколько, но самым знаменитым считается автопортрет "Шинель отца". Его мама рассказывала, что он приехал из Москвы, где уже жил к тому времени, увидел шинель отца, надел, взял за воротничок, задумался. а сам чуть не заплакал. "Буду рисовать. Хорошая будет картина". Виктор очень любил отца, помнил его ещё будучи ребёнком. После похоронки с фронта матери вернули его вещи: шинель и вещьмешок. Всё, что осталось у Степаниды Ивановны от мужа, а теперь вот ещё память о нём навсегда сохранилась в картине её сына. 
  Этот автопортрет, написанный Попковым в 1972 году, сложен по замыслу и необычен по живописному решению. Это одновременно и автопортрет и картина, что встречается нечасто у художников. Поэтому обычно на занятиях со школьниками и студентами мы и рассматриваем именно эту работу. "Шинель отца", название не случайно: солдатская шинель отца, которую сын-художник надел, - эта тяжёлая, незатухающая память о войне - дала толчок его мыслям, привела его в особое эмоциональное состояние и побудила высказаться, поведать о себе средствами своего искусства. Шинель отца вызвала из небытия образы далёкого прошлого, и они вспыхнули за его спиной тревожными всплесками ярких фиолетово-малиновых теней, как отблески войны и пожарищ. Это образы реальных женщин, навеянные воспоминаниями, но теперь они лишь призраки, как бы выплывающие из темноты и вновь уходящие в небытие. Но, проплывая в сознании художника, они растеребили его душу, заставили серьёзно задуматься. О чём его думы? Возможно, о прошлом, о безрадостном военном детстве, об отце, а может быть, и о будущем, о том, как должен жить, хранить в своей памяти крупицы прошлого, от которого только и осталось, что старая отцовская солдатская шинель.
  Художник на картине ещё молод, но уже и достаточно зрел, чтобы знать сложность и цену жизни, задуматься над преемственностью поколений. Может быть, это размышление и о творчестве, каким оно должно быть, как и над чем работать: на переднем плане картины на низкой скамеечке лежит его палитра. Художник стоит на пороге серьёзных творческих решений.
  Живопись уберегла от многих бед Вячеслава Артёмова, который жил в одном бараке с Попковыми, но был моложе Виктора почти на десять лет, и считал, что только увлечение рисованием вытянуло его из той тяжёлой и беспросветной жизни. И Попкова  творчество уберегло от пустоты, а нам лишь осталось сохранить о нём память и его бесценные работы, картины о настоящей жизни, настоящих людей, которых он так любил!


Рецензии
Здравствуйте, Оля! Очень интересно и познавательно для меня. Спасибо за то, что познакомили меня с творчеством ещё одного талантливого русского живописца Виктора Попкова. С самыми добрыми пожеланиями Вам

Иван Варфоломеев   14.04.2023 05:25     Заявить о нарушении
Да, очень интересный был художник и человек, жаль, так рано ушедший. Его выставки до сих пор идут в нашем городе, а теперь сделали отдельный зал в местном музее с его работами, так же как и Кедринскую комнату. Всё правильно - таких людей нельзя забывать.
С весенним теплом Вас и добрым предпраздничным настроением! Ольга.

Ольга Азарова 3   15.04.2023 16:09   Заявить о нарушении