Мой египетский сад. Сикомор

Ficus sycomorus – сикомор античный, сикомора, фикус кистевидный, тутовая смоковница, египетская дикая смоковница. У древних египтян – «нехет» (дерево), фрукты, вызревшие после скарификации в саду – «некаут», зелёные фиги дичков – «кау». По-коптски дерево – «ноухе», а соплодия – «элкоу».

В доисторическую эпоху, когда по всей своей длине Нил был лютой стремниной, во время одного из мощных паводков бурный и мутный поток занёс в египетскую долину ветви сикомора, поваленного стихией где-то в Абиссинии. В условиях ещё вполне влажного климата эти черенки прижились, но у дерева на новом месте не было опылителя – осы Ceratosolen arabicus. И в будущем садовники фараонов проделали огромный труд, чтобы открыть тайну преображения дикого сикомора в ценное плодовое дерево. У него были грубые и горькие фрукты, в которых, к тому же, часто кишели черви – личинки галловой осы Sycophaga sycomore.

Но их, бывало, клевали птицы – и от нестерпимого голода, и по неопытности. И вот эти раненые клювом сиконии не гнили, но наливались соком и яшмовым румянцем. В египетских некрополях старейшие находки сикоморовых фиг датированы ещё додинастической эпохой. В сравнении с другими видами египетских деревьев сикомор был небывало могуч. До индийского фикуса – баньяна ему всё же далеко, но за дуб его издали можно принять. У сикомора обычные листья-сердечки, но так много тесно переплетённых ветвей, что из них выходит тенистый шатёр не хуже, чем из кроны разлапистой азиатской смоковницы.

К тому же, он стоит зелёным круглый год, и в течение его до шести раз даёт обильный урожай. Так стоит ли удивляться тому, что он был едва ли не первым деревом в саду, и желанным, и священным. У архитектора Анни (XVIII династия) на его плантации было 90 сикомор, и это в то время, когда в моду входили всё новые и новые виды фруктовых деревьев. С египетской точки зрения более верно было бы называть сикомор именно в женском роде (сикомора), ибо это было дерево богинь-матерей. В нём воплощалась Нут, а это само небо, космос, и её дети – бессмертные звёзды и боги. В его ветвях с ароматными листьями являлась и весёлая сердцеедка Хат-Хор, даруя питание и прохладное питьё душам усопших.

В белом соке, который источала кора сикомора, видели подобие молока. В знак связи с богинями, сходящими к людям для защиты и благословения, сикоморы не менее охотно, чем в садах, высаживали у храмов и памятников. Во внутренней аллее сада перед мемориалом фараона Ментухотепа I, в ямах, выдолбленных в мёртвом камне, росло восемь сикомор, укрывая собою гробницу от ада пустыни. Рубкой сикомор в стране ведал сам визирь. Из этого дерева строили флот, вырезали статуи и «нетленные», будто из сибирской лиственницы, гробы. Из-за обилия млечного сока сикомор очень тяжёл. Брусья из его ствола предварительно морили в пруду или озере.

Готовое дерево, выпустившее в воду весь свой сок, само всплывало на поверхность – оно было теперь лёгким, как пробка, пористым, как пенопласт, но при этом по-прежнему твёрдым. В XIX веке из него вытачивали даже лафеты для пушек. В древности в дело шли и его корни – невероятно длинные, толстые, извилистые, как борода Кракена. До интродукции инжира сикомор был единственной «смоковницей» в Египте. Ужасным проколом в отечественной египтологии является тот факт, что авторы упорно не видят разницу между инжиром и сикомором. И дело даже не в том, что оба вида называют «смоковница», это ещё допустимо.

Из книги в книгу кочует ложное представление о том, что африканский сикомор был дичком и «мужским деревом» для опыления инжира («культурной смоковницы»). То есть, сикомор был позорно спутан с капрификусом! В действительности фрукты на сикоморах, лишённых своих уникальных опылителей и атакуемых паразитами развивались благодаря явлению партенокарпии. В сценах обильных жертвоприношений на древних памятниках фиги сикомора от винных ягод инжира отличает след от прокола. У извлечённых из гробниц и руин основательно иссохших сикоморовых фиг эта «дырочка в боку» тоже сразу бросается в глаза. И это не порча, а скарификация.

В дырявый сиконий не влезали осы-паразиты. К тому же рана вызывала выброс из тканей этилена, от которого фиги созревали за четыре дня. Но в них не было зёрнышек, и сикомор разводили лишь черенками. Так как это могучее дерево и оно густо облеплено гроздьями сикониев, растущими, будто бородавки, прямо на серебристо-пепельной или оранжевой коре, можно себе представить, как много времени могла занять обработка сада. Но, быть может, вопрос решался большим числом работников, которым вручали специальную вилку. В древности фиги называли «инжиром бедноты» из-за их мелких размеров и более пресного вкуса.

Но армады жадных птиц в видах не разбирались и лакомки-иволги, горлицы и сизоворонки каждый год яростно атаковали плантации. Их едва успевали отлавливать сетями. Не в каждом саду можно было увидеть инжир с его винно-сладкими увесистыми «сердечками», тогда как сикоморы образовывали целые парки. К тому же, культура сикомора была старше, а все тонкости ухода за инжиром ещё только начали осваивать. Но раз уж он тоже плодоносил – про капрификус и капрификацию египтяне точно всё знали. В отличие от инжира сикомор однодомен и в каждой зелёной кубышке зачатка фиги у него собрано разом три типа цветков (мужские, галловые и плодущие).

Быть может, кто-то всё же когда-нибудь обратит внимание на грубую ошибку, допущенную в старых источниках при попытке возможно более подробно описать технику ведения садоводства в Древнем Египте. Л. Кеймер, беседуя на заре XX века с одним египетским садовником выяснил, что надрезание фиг на сикоморах старых сортов ведётся и по сей день, и при этом работник для скорости берёт по крюку (или просто гвоздю) в каждую руку. Он рискует при этом ежеминутно сорваться с большой высоты! В году эту операцию проводят не более двух раз – после июльского разлива и осенью, когда есть много свободного времени. В древности это делали так часто, как позволяли ресурсы.

В древних медицинских папирусах садовые фиги упоминаются чаще диких, зелёных в числе ингредиентов. Но Диоскорид, давший, как и Теофраст, подробное описание сикомора, считал его плоды ничтожными по питательной ценности да ещё и вредными для желудка. Ему вторит Авиценна. Но, кажется, вред этот может произойти лишь от банального обжорства. Греки, копты и арабы предпочитали лечиться соком из ствола сикомора, который нужно было подсекать в конце зимы каменным лезвием, очень осторожно, чтобы не задеть глубоких слоёв луба. Сок собирали в губку или на ком шерсти, и из его засохшей массы делали лепёшки или шарики.

Копты лечили им кожные заболевания и опухоли в точности как их предки, подметив, вероятно, что растительный латекс на коже образует тонкую, надолго присыхающую плёнку, которая душит очаг заразы не хуже смол или мёда. В современном Египте сикомор уже не играет той же роли, что в древности. Также и в странах, куда сикомор в своё время попал из Египта это дерево мало-помалу вытесняют разные другие плодовые культуры. Триумф сикомора остался в далёком прошлом. Уж слишком он громоздкий, а фрукты по новым меркам – так себе. И раньше-то оранжево-персиковые полые смоквы девственного дерева ценили ниже зернистых смокв инжира с их земляничным вкусом.

Уход за сикомором больше не окупает себя, да и ореола божественности он давно уже лишился. От его многометровых корней на заасфальтированных участках неминуемо возникают трещины. Если он близко посажен к хлипкому глинобитному дому, то эти корни неминуемо «подденут» его фундамент. Так что предпочтение всё больше отдаётся апельсиновым рощам или банановым кущам. В зарубежных словарях «сикамор» (именно так, через «а») может означать не только тутовую смоковницу, но и явор (платан), белый клён и планеру водную, что может вызывать ошибки в переводе. В культовом сериале «Твин Пикс» американские «сикаморы» несли ту же коннотацию, что и древнеегипетские священные фикусы – росли на тропе в потусторонний мир.

На снимках: дерево Ficus sycomorus; репродукция фрагмента росписи из гробницы Усерхата (ТТ56, XIX династия): сикомор как райское дерево (музей искусств Метрополитен, инв. № 30.4.33); фрагмент полихромного рельефа из гробницы канцлера Мекетре (XII династия): гроздь зрелых фиг садового сикомора, на которых ясно виден след от скарификации (музей искусств Метрополитен, инв. № 31.3.172e).

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.

Галил Дж. Древняя технология скарификации плодов сикоморы ради ускорения их созревания в странах Восточного Средиземноморья. Отдел Ботаники Тель-Авивского Университета (Тель-Авив, Израиль). Июль, 1967 г./Galil J. An Ancient Technique for Ripening Sycomore Fruit in East.Mediterranean Countries. Department of Botany, Tel-Aviv University, Tel-Aviv, Israel. Received for publication July 5, 1967

Замаровский Войтех. Их величества пирамиды. Издательский дом: издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, 1986 г.

Гермер Рената: статья «Фрукты» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 564 – 565. Перевод с немецкого Джулии Харвей/Renate Germer: “Fruits” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. стр. 564 – 565. Translated from German by Julia Harvey

Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 - ок. 287 до н.э.)

Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна.

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Рычагова Искра и Натапов Лев, «Скажи мне, ветка Палестины… (Библейские растения на земле Австралии)» Королевским Ботаническим садам Сиднея посвящается. Сидней 2010 г. @ Рычагова И., 2010

Розен Байоль-Лесуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012

Абу Али ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Академия наук Узбекской ССР Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни. Книга II. Изд-е 2-е. Издательство «ФАН» Узбекской ССР Ташкент, 1982 г. Под председательством академика А. С. Садыкова

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М; 1971. 2-е изд. - 2000.

Мюррей Маргарет. Величие Древнего Египта. Центрполиграф; М.; 2009


Рецензии
Никогда я не был на Босфоре,
И вдали, лишь в детстве видел море.
Прочитал и вдруг смоковница видна,
Подмигнул вдруг тихо фикус у окна.

С улыбкой

Юрий Панов 2   21.11.2021 12:04     Заявить о нарушении