ФКП

------------------------------------
    В августе 1977 года на отличный крейсер "Мурманск" пришло служить сразу 11 лейтенантов. Это было событием для корабля.
------------------------------------
     В те годы славный артиллерийский крейсер использовался в качестве флагманского корабля. На КШУ**флота флагманом выходил командующий СФ,- заставил меня вспомнить один из тех лейтенантов, Егор Васильевич Проскурин. Не с первого раза он прочёл мой рассказ "ЖБП"***, а когда прочёл, то написал, что рассказ ему понравился и он поделился своими воспоминаниями.


      -Где-то через две недели, после прибытия на корабль был выход в море с комфлотом Чернавиным В.Н. Было холодно и штормило. Во время боевой тревоги Владимир Николаевич  поднялся на сигнальный мостик и, вместо ФКП попытался пройти в кладовую флагов расцвечивания,где заперлись сигнальчики подвахтенной смены.


      Выходу в море с Командующим СФ на борту предшествовала подготовка внешнего вида корабля, команды и документов. День выхода был понедельник. В четверг, пятницу корабль подкрасили. В субботу во время большой приборки особо тщательно отмыли внутренние помещения.


      Деревянную палубу посыпали регенерацией, замочили водой  и потом отдрали деревянными торцами, предварительно покрыв палубу сплошным слоем морского песка. Это был особый ритуал. Во время этого действа, кроме вахты у действующих механизмов, связистов, коков и дневальных по кубрикам весь осталной экипаж находился на верхней палубе. Каждому был отведён свой кусочек для драйки. А это без малого 800 человек. Я в то время был Начальником химической службы и по грубому устному  преступному приказу  старшего помошника командира крейсера капитана 3 ранга Святашова П.Г. выдавал РП-46**** старшинам приборок верхней палубы.

      Корабль превратили в игрушку. Медь блестела, железные части были надраены, барашки расхожены и смазаны. Резиновые части намелены мелом, а на надренный парадный  трап навесили искусно сплетенные кончики-фалы и приготовили коврики-маты под ноги начальству на нижней и верхней площадках.


      В таких случаях особое внимание уделялось подготовке бравого внешнего вида матросов и старшин. Строгий старпом требовал, как гласит Строевой Устав, голову держать высоко и прямо, взглядом сопровождать движение высокого начальства. А глаза при этом  должны гореть!


      Всё было хорошо! Горнист красиво сыграл на горне сигнал "Захождение". Экипаж застыл в строю по команде :"По правому борту встать к борту!" Командир, капитан 2 ранга Пыков В.Н. встретил Командующего Сф, стоя на верхней площадке трапа. Крейсерский катер РК-1 мастерски подошёл к правому трапу и, взревев реверсом, как вкопанный остановился у парадного трапа. Адмирал Чернавин В.Н. легко и непринужденно вбежал по трапу.


       "Кругом!, Смирно!"- скомандовал командир корабля. После доклада Командующему флотом, командир крейсера поднялся на ходовой мостик и умело управляя маневрами корабля повел его в море.


        Трое суток прошли успешно.  Выполнили все флотские и корабельные задачи. Выполняя задачи ОБК противолодочные корабли во взаимодействии с авиацией обнаружили и успешно атаковали торпедами подводную лодку условного противника.


      Старшина команды Лизогуб Евгений на дистанции предельной видимости обнаружил норвежское разведовательное судно "Марьятта". Механики обеспечивали самый полный ход и при этом не дымили главными котлами. Исполин водоизмещеннием семнадцать тысяч тонн содрагался от мощи энэргетической установки в сто десять тысяч лошадиных сил, оставляя за собой большой бурун. И всё на корабле закрутилось завертелось в соответствии с Корабельным Уставом- КУ-58, который писан кровью,-говорил командир четвёртой башни главного калибра старший лейтенант Маковецкий Василий Иванович.


      Связисты и эртээсовцы заслужили массу похвал! Служба снабжения и Большая кают-кампания радовали флотскими блюдами экипаж и гостей разных штабов! Весь экипаж работал слаженно, уверенно надежно!


      Я в это время был дублером вахтенного офицера на ходу старшего лейтенанта Галанина А.Ф. За трое суток мне пришлось через каждые 12 часов находиться на ходовом мостике по 4 часа нести вахту и, можно сказать, как китайский болванчик, 
с некоторым страхом наблюдать за незнакомыми мне действиями начальников и корабельной вахты.


     Командир корабля капитан 2 ранга Пыков В.Н. прирождённый моряк и администратор от Бога, спокойно и невозмутимо правил всей этой громадой людей, механизмов и вводных. Будующий Главком ВМФ,- думал я позже. Как я узнал потом, Владимир Николаевич Приказом ГК ВМФ был допущен к управлению всеми видами надводных кораблей и плавсредств.


      Дуб роли не играет,- говорил ветеран крейсера командир ЭТД покойный капитан 3 ранга Собетов Вячеслав Васильевич. Пять его турбогенератов обеспечивали корабль электроэнергией на ходу, а четыре  дизель генератора ДГ-400 были готовы в любое время запустится в случае ааарии. Главное,- Гриня без паники,- учил меня повелитель сердца корабля, мастер военного дела, командир БЧ-5 седой капитан 2 ранга Сабаев Сергей Николаевич.


      Корабль, закрывая задачи, успешно выполнил стрельбу по морской цели главным и уневерсальным калибром. А парашютную ракету-мишень, пущенную с самолета, ДУК поразил буквально с первого залпа, а зенитчики добили мишень, когда она падала на  парашюте. Корабельной артиллерией, Богом войны умело руководил командир артиллерйской боевой части ветеран крейсера Исмагилов Ахмет Абдуллаевич. Все радовались в ожидании возвращения домой в базу и высокой оценки Комфлота, кабы не этот нелепый случай.


      Штормовой ледяной ветер и захлёстывающие на тридцатиметровую высоту брызги морских волн дезориентировали Командующего СФ. Перепутав двери он настойчиво постучал в кладовую флагов. (Там в это время прятались от ненастья промокшие на вахте сигнальщики. Они не спускались в кубрик, чтобы на случай усиления сигнальной вахты, быть поблизости). Наверное в это время мысли адмирала были заняты глобальными  проблемами большого флота.


       Вот на его настойчивый стук из-за двери ответили. Но ответили по-русски " Какой там х... ломится" Конечно это даром ни для кого не прошло. В  результате: командиру отличной боевой части капитан-лейтенанту Цвику И.Г. -Неполное служебное соответствие, а мне,его заместителю, строгий выговор от командира корабля. Сигнальщиков- на гауптвахту. На оценку корабля этот случай не повлиял. Мудр был наш Комфлота!


      Вскоре все пошло своим чередом. Я сначала переживал, а потом успокоился. Об этом ещё долго вспоминали на корабле, и даже сложили байки,- закончил свой рассказ капитан 1 ранга в отставке Проскурин Е.В.


---------------------------------------
    Моряк без мата- это всё равно, что солдат без автомата.
   (Шутка матросская)
----------------------------------------
20.11.2021г.    г.Воронеж

*-ФКП- флагманский командный пункт
**- КШУ -командно-штабное учение.
***- ЖБП- журнал боевой подготовки.

.


Рецензии
Замечательный рассказ.
Да, адмирал Чернавин В.Н. был строгим, но справедливым военноначальником.
Как то раз и мне от него досталось.
В 1973 году я проходил корабельную курсантскую практику в Гаждиево, а Чернавин в это время командовал 3-ей флотилией пл.
Однажды в ненастное темное утро с ветром и снегом я спешил в столовую базы на завтрак. Навстречу мне идёт мичман, а я сам уже главный корабельный старшина, ну и естественно честь мичману не отдаю. И тут я слышу за своей спиной: “Ну ка, товарищ курсант, ко мне!». Оборачиваюсь и с ужасом отмечаю, что передо мной не мичман, а вице-адмирал. Был отправлен на гауптвахту и в течение суток грузил уголь в кочегарке.

Николай Шиленко   27.11.2021 18:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.