Социализм разрушен? Да здравствует социализм!

Социализм разрушен? Да здравствует социализм!

«…Владимир Владимирович, сейчас в обществе очень высок запрос на социальную справедливость. И, по данным «Левада-центра», по-моему, 66 процентов с ностальгией отзываются о Советском Союзе. И, собственно, вопрос: как Вы считаете, возможна ли реставрация социализма в России?
Путин ответил: Думаю, что это невозможно…  »   
                Из    СМИ
     Советский Союз распался, целый ряд государств перестали себя относить к социалистическим. Означает ли это окончательное поражение социализма/коммунизма?
    Пока, правда, в России  сохраняются некоторые фрагменты,  от социализма или того общественного строя, который мы  называли социализмом. Из сегодняшнего  времени этот строй, наверно, правильнее было бы называть «предсоциализмом». Предсоциализм – переходный тип общественного строя. Это не социализм, но это возможное, хотя и не гарантированное движение в сторону социализма/коммунизма. Это просто переходный период. Он, как период, оказался более длительным и более сложным в виду неравномерности развития человеческой цивилизации на планете Земля.
     История показывает: человеческое общество никогда не представляло абсолютного доминирования одной общественной формации. На исторической арене оно выступало как взаимодействие множества социумов из разных времён. Как биологический организм в своих структурах содержит элементы предшествующих своих форм и состояний и информацию о его настоящем и  вероятном будущем, так и социальный организм или социум содержит в своих структурах элементы прошлых форм и состояний и информацию об их настоящем и вероятном будущем, представленном рядом вариантов.
    Человеческое общество в тот или иной отрезок исторического времени не являет собой функционирование какой-то одной формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической…). В действительности, одна из формаций, как правило,  доминирует, но и другие проявляют себя в качестве реликтов или элементов зарождающихся новых формаций.   При абсолютизме, например, очевидно, что сохранение доминирования феодально-сословных отношений не остановило эволюцию капитализма. Эта эволюция ускорилась. В капиталистическом обществе из общественных отношений мы найдём всё, что было до этого.
     Социализм/коммунизм как отношение всегда присутствовал и присутствует в социальной ткани сложного общества, правда, в форме отдельных элементов. Но, тем не менее,  если разом все эти элементы (элементы социализма/коммунизма) вырвать из социальной ткани общества, то оно обрушится..
      Коммунистические отношения (реальный гуманизм) пришли из первобытного общества. Эта наиболее реликтовая форма отношений, которая позволила человеку выделится из животного состояния. Взаимодействие, взаимовыручка позволяли людям выходить победителями с превосходящими по силе хищниками. Социум в первобытном обществе выступал в виде родовой общины. За рамками родовой общины социальные межчеловеческие отношения прекращались.  Люди вне своей кровной общины собственно людьми уже не считались.
      Кроме того, у общинно-родовых отношений было ещё одно слабое место: беспрекословное подчинение индивидом своих действий этосу рода, правилам поведения внутри рода, что сковывало развитие личностных качеств. На смену родовой общине пришла соседская община. Последняя сохранялась и в рабовладельческом  и в феодальном общества. И только утвердившийся капитализм стал непрерывно разрушать и соседскую общину. Но социальные отношения, присущие общинно-родовым, бесследно не исчезали, а в изменённом виде они перешли в ткань новых социальных отношений: некоторые свойства родовой общины сохранялись в соседской общине (общинные угодья, общинная земля, наиболее долго, до настоящего времени общинные отношения сохранились и сохраняются в различного вида семейных общинах (семье)).
    Из относительно небольших социумов простого общества в сложном, социально-классовом обществе, стали формироваться более крупные социумы, (исторические общности): народности, нации. В отличии от социального равенства общин простого общества, исторические общности иерархичны, социально неоднородны.
    Правители всех государств, реализующие доминирование того или иного класса в рамках исторических общностей,  всегда стремились и стремятся  в своих интересах использовать пришедшее из глубин первобытного общества правило: перед лицом грозящей опасности объединяться и действовать коллективно или синергийно. Абсолютное большинство современных государств исторически и возникли в результате объединительных усилий элиты доминирующих классов (рабовладельцев, феодалов, буржуа), которые создают для этих целей свои политические организации или перестраивают их под себя (государства и партии).
    О социальном творчестве. Итак, социальное творчество, «строительство» государств и социальных отношений было уделом господствующих классов. Низы, либо открыто не допускались к этому виду творчества (рабовладельческие и феодальные государства) , либо всячески отталкивались различными уловками от этого участия (буржуазные государства). Если восставшим низам время от времени удавалось создать что-то вроде своего государства, то оно, как правило, быстро трансформировалось в форму, не отличавшую его от других государств. 
    В 1917 году впервые инициативу по созданию государства из элементов бывшей российской империи взяла на себя политическая организация, представляющая интересы низов российского общества. Мы имеем в виду партию В.И. Ленина (РСДРП/б/, партия большевиков). В буржуазных революциях, в которых, как правило,  участвовал в политической жизни довольно широкий круг социальных групп, политические группы подобные большевикам относились к крайне левым политическим силам - максималистам. В буржуазных революциях крайне левым редко удавалось установить свою власть, а если и удавалось, то не надолго.
    В истории России в 1905 и в 1917  активная часть массы трудового народа была привлечена не просто к бунту, а к активному участию в политической жизни, социальному творчеству. Рабочие России создали новую форму власти (власть советов).
     Пробуждение социальной энергии народных масс России позволило создать  такой феномен как  Советский Союз. Это, конечно, не было идеальное общество. В нём были свои серьёзные проблемы. Но всё-таки впервые в истории России трудящиеся могли признавать в функционирующей власти свою народную власть. Даже сейчас, когда власть в Советском Союзе, подверглась и подвергается бомбардировке клеветническими нападками, простые люди, родившиеся в Советском Союзе, считают советскую власть народной властью. И Горбачёв, и Ельцин воспользовались доверчивостью  народных масс к власти       

    Советская власть выступала народной властью, но только до тех пор, пока не была узурпирована партхозноменклатурой в союзе с той частью политиков (диссидентов), которые осознано или не осознано действовали внутри Советского Союза в интересах иностранных государств.
    Драматизм ситуации, по нашему мнению,  определялся двумя  обстоятельствами. Первое, потенциал советов как формы народовластия не удалость в полной мере реализовать и воспользоваться им. И, второе, узурпация советов проходила плавно, постепенно, долгое время незаметно. Положение осадной крепости принуждало тормозить самоуправленческие начала советов. Это нивелировало их специфику как формы народного самоуправления. Многочисленные остатки частнособственнических отношений, в том числе и самого духа капитализма, господствующего пока ещё в мире, трансформировали природу власти в Советском Союзе. В позднем СССР и в социалистических странах власть превратилась в разновидность капитала, источник увеличения личного благосостояния, цель карьеристских устремлений. В конце концов, партноменклатура вместе с криминальными элементами стала открыто капитализировать свою власть: трансформируя её в миллионные и миллиардные состояния.
     Таким образом, в Советском Союзе произошло двойное ограбления народа: сначала была захвачена (узурпирована) власть в процессе изменения её сущности, а затем с её помощью стало захватываться и народное достояние: природные богатства, предприятия (значительная часть которых была просто разрушена).
     Россия в каком-то отношении, действительно, сравнялась с западными странами, в которых в свою очередь, не без влияния СССР усилилась социальная политика. Появились термины «шведский социализм», «скандинавский социализм» и т.п. Сохранение популярности идеи социального государства, видимо, и следует считать одной из заслуг распавшейся социалистической системы.
   Повторяем, в современной России сохранилось ещё немало остатков «социализма». (предсоциализма). И материальных и духовных. Причём последние это не только идеология КПРФ и других близких к ней организаций, относящих  себя к сторонникам марксизма-ленинизма. Представляется чрезвычайно важным  появление нового поколения пропагандистов социализма, обратившихся к мифолого-религиозному, а, точнее, к нравственно-духовному его обоснованию: Александр Молотков,  Александр Пасечник, Владимир Кабаков, Владимир Квачков, Николай Сомин, Наталья Севрюкова и др. . . Они, как бы, продолжая в новых условиях традиции русских религиозных мыслителей (Лев Толстой, Фёдор Достоевскоий, Николай Бердяев, Сергей Булгаков и др.), пропускают их идеи через драматический опыт Советского Союза. Мы специально не называем терминов, «православный социализм», «христианский социализм». Раз их использовали и используют, они, конечно, имеют право на существование, но наша страна многоконфессиональна   и многонациональна, а нравственно-духовное (мифолого-религиозное) обоснование идеи социальной справедливости присутствует и в других религия кроме христианской, присутствуют и в национальных этосах народов России. В следующих заметках мы продолжим рассуждениях о значимости нравственно-духовного или мифо-религиозного обоснования идеи социальной справедливости, идеи социализма.
  Да, в современной России «социализм» или «предсоциализм» как система разрушен, но в ней остаются его фрагменты и условия для создания самого широкого союза сторонников идеи социальной справедливости, самым чётким выражения которой выступает на данный момент идея «социализма». Сторонники социальной справедливости являются, как правило, последовательными антифашистами и патриотами России, ибо видят спасение страны в борьбе с тенденцией фашизации внутри неё и рядом в  соседних с нею странах. Видят спасение России в восстановлении власти, к которой вернулось бы доверие народа..   
Итак, социализм разрушен? Да, здравствует социализм!


Рецензии