Впервые в Дивеево

   Рано утром 28 июля группа паломников в составе тридцати человек из села Котово и города Старый Оскол отправились в Дивеево на поклонение святым мощам преподобного Серафима Саровского. Но прежде чем попасть в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, заехали в Саранскую Епархию республики Мордовия в Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский  женский монастырь. Основатель и духовник монастыря архимандрит Алексий (Дегаев) организовал в монастыре детский приют. О нём я узнала из фильма, который можно найти в интернете. Отца Алексия дети называют папой, мамой для каждой девочки стала одна из монахинь, с которой они вместе живут в келье. Дети с умственными и различными физическими отклонениями, у нескольких девочек ДЦП.
   Мы переночевали в  гостинице для паломников, а утром на Божественной литургии я увидела о. Алексия, обрадовалась и подошла под благословение. Далее путь лежал в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, находящийся тоже на территории Мордовии. Паломники зашли в часовню схиигумена Иеронима. Поцеловали крест, земно поклонились. Кто-то взял песочка с надгробия, кто-то написал записочки - просьбы, а кто-то в коленопреклонённой молитве долго стоял пред могилой старца.
   В Дивеево мы добрались к вечеру. Устроились. А утром рано на молебен, и на послушание. У кого какое: кто мыл полы в гостинице, кто помогал на трапезе, кто на огороде. Работы хватало всем, и каждому было занятие по силам. Вечерами купались в святых источниках, иногда это получалось и днём, если появлялась такая возможность. В Дивеевском округе насчитывается более десятка святых источников. В селе Дивеево обустроены и освящены пять источников, в которых мы сподобились окунуться. Близ деревни  Цыгановка находится источник, освящённый в честь преподобного Серафима Саровского. Там в кустах мы заметили лисёнка. Паломники оживились и стали с ним разговаривать. Лисёнок, недолго думая, вышел из своего укрытия и стал общаться с людьми. Как? Резвиться, играть – видимо, проявляя так свою радость. Да что там лисёнок, мы видели белую ворону. И теперь я точно знаю, что она существует! А было это так. Мы сели передохнуть на лавочку, которая находилась недалеко от ограды монастыря. Прилетела белая ворона. От удивления я сама раскрыла рот, а ворона села на монастырскую ограду и смотрит на людей. То повернёт голову налево, то - на право, то расправит одно крыло. Возле неё столпились люди с фотоаппаратами и телефонами. Все её снимают, а она, видимо, знает, что она белая и красивая – всё позирует. Это длилось минут 10. Ворона – артистка! Я таких ещё не видела! Фотоаппараты так близко подносили к вороне, а она не улетала, фотосессию устроила. Кто-то протянул ей на ладони кусочек белого хлеба. Она взяла… и продолжила позировать с хлебом.
  Серафим Саровский любил животных. В день его прославления 1 августа 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение праздничной литургии под открытым небом на Преображенской площади монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, принесёнными перед началом богослужения из Свято-Троицкого собора и поставленными за престолом. За литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Евгения (Кульберга) в епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии. «Аксиос!» - возглашал патриарх. «Аксиос!», то есть достоин - вторили ему. А на малом входе, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения, удостоил настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игуменью Сергию (Конкову) права ношения Патриаршего наперсного креста.
   Божественная литургия транслировалась в прямом эфире. Для удобства многочисленных участников праздника на соборной площади были установлены экраны, на которых шла трансляция богослужения. По окончании литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Среднеуральского Евгения на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Православным были розданы иконки преподобного Серафима Саровского с патриаршим благословением. На патриаршей службе в память двадцатипятилетия со дня второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского посчастливилось побывать и нам. А накануне, перед ранней литургией, которая начиналась в 12 часов ночи, в небе над храмом, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, появился огромный силуэт монаха в чёрном облачении. Я не сразу заметила, меня толкнули и сказали: «Смотри!». Вид захватывающий! На светлом небе чёрный силуэт! Первые секунды испытываешь страх, потом умиление, слёзы, благодарность и понимаешь, что преподобный готов обнять всех, кто прибыл на его торжество…
   Неожиданно вспомнила случай, как несколько месяцев назад в нашем храме Рождества Христова появился старенький монах (или иеромонах), всем своим обликом напоминал преподобного Серафима Саровского, был похож на него, немного сгорбленного, с деревянной палочкой – посохом. Его видели и в храме преподобного Сергея Радонежского. Мы с библиотекарем Верой Ивановной и поваром Натальей спросили монаха, куда он едет. Он ответил, что едет домой в Дивеево и зовут его батюшка Серафим. Кто-то давал ему записочки, кто-то спрашивал совета. А я очень хотела подержать его посох. Батюшка начал писать записки на обедню, Наталья предложила подержать его посох (так как руки его были заняты), он не отдал. Я стояла в стороне и думала только о посохе, и вдруг батюшка подходит ко мне и говорит: «На», и даёт свой посох. Неожиданно! А мне радостно, и я держу в руке, потом в обеих, что-то значимое для себя… Мы находились в церковной лавке, вокруг суета, вопросы – ответы, а я как на каком-то тихом острове. Внутри умиротворение. Прошло какое-то время, и батюшка засобирался на вокзал, а ко мне пришла мысль: «Сейчас он уедет, посох забудет, а мне что с ним делать?» Не успела я так ещё подумать, как батюшка подходит ко мне и берёт свой посох. Я про себя: «Прозорливый!» Искала  этого батюшку в Дивеево, не нашла, сказали такого нет. Неужели сам Преподобный  нам являлся? Так его видела не я одна…
   Быстро прошли четыре дня послушаний в Дивеево. Утром 3 августа паломническая  группа отправились в Муром в Свято-Троицкий женский монастырь Владимирской епархии приложиться к гробнице с мощами святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев. Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию они жили долго и счастливо и умерли в один день – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В XVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи, христианского брака.
В 2008 году впервые отмечался Всероссийский День семьи, любви и верности. Идея праздника возникла у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии. Идея празднования понравилась всем и стала традицией. Чтобы сделать праздник более светлым и красивым, выбрали символом ромашку. А какой цветок срывают влюбленные, чтобы получить ответ, любит ли их "вторая половинка"? Конечно, ромашку! Это самый понятный символ любви.
В церковном киоске продавалось печенье и коврижки в виде ромашек и сердечек.  А за монастырской оградой частник разложил свою продукцию из керамики и стекла с изображением ромашки. В 2012 году Священный Синод перенёс день памяти святых с 8 июля на 19 сентября, чтобы желающие могли венчаться (так как у православных в это время идёт Петров пост и венчание запрещено).
   В церковной лавке купила одну из трёх книг местной поэтессы, насельницы монастыря Елены Бушуевой в красивом твёрдом переплёте с яркими красочными фотоиллюстрациями. В Муроме посетили ещё два монастыря.  Раки с мощами святых, купель. Вечером прибыли в посёлок Выша, где в Свято-Успенском женском монастыре хранятся мощи святителя Феофана Затворника. Здесь остались на ночь в паломнической гостинице. Утром литургия в храме, купель, трапеза и отъезд домой. По дороге сделали привал и сфотографировались на берегу реки Оки.
   С собой я брала несколько своих сборников стихов и раздарила священнослужителям и инокиням. В начале поездки меня ждал небольшой сюрприз. Одна из паломниц, Люба М., узнав меня, поделилась, что любит мои стихи и переписывает их себе в тетрадку, так как у неё нет ни одного моего сборника.  Неожиданно... Я с таким встречаюсь впервые. Что делать?! Выручила или скорей всего вывела из оцепенения сама же читательница (или почитательница) словами: «А где можно купить Ваши стихи?». Выяснив, что она переписала только два моих сборника, сообщаю, что есть ещё два новых. Обменявшись телефонами, договорились встретиться после поездки.
   Творческие, неравнодушные люди встречались мне в поездке. Когда ночевали в Мордовии, ночи там тёплые, а утро – холодное. Утром выпала роса. И вот как об этом рассказывает паломница Гордиенко Ольга, умеющая видеть то, что другие не замечают. «Утро. Шесть часов. Вышла умыться. Роса, как будто прошёл дождь, огромными жемчужными бусинками висит на всём – кустах, листьях, траве. Захотелось, до скрипа в зубах, умыться росой. Но одёрнула себя, как-то неловко, уже женщина в возрасте, а балуюсь… Неожиданно во двор вышла женщина и прямиком направилась к кустам и траве. Набрала в ладони росы и умылась. В удивлении я спросила: «А можно?» «Конечно, - с радостью ответили мне. - Я всегда умываюсь росой. Она здесь лечебная, особенно полезна для глаз». Умылась и я. Счастлива! Кругом природа и состояние души, как в детстве у любимой бабушки Стеши - легко, свободно, беззаботно. Слава Богу за всё!»
   Монастырские петухи поют здесь скромно. Обычных переливов мы не слышали.  «Ку-ка….», - пропел утром два аккорда петух и резко замолчал, устыдившись, что нарушил монастырскую тишину…
За всю недельную поездку наша группа посетила семь монастырей и девять источников. Впечатления незабываемые!


Рецензии