Глава 22. 2. Первый год в Израиле
Все дела сделали, появилась масса свободного времени, и мы не знали, как его нам потратить. Всю жизнь мы работали, и всегда ощущали дефицит свободного времени, а тут...
Мы решили значительную часть этого свободного времени потратить с пользой – изучать иврит. Мы понимали, что в таком возрасте это не совсем реально, но все равно решили, хоть как-нибудь, хоть что-нибудь.
Сначала мы попытались заниматься самостоятельно, благо было много учебников и пособий, а также аудиокассет, но вскоре мы поняли, что мы попусту тратим время, нужно учить под руководством опытного преподавателя.
Мы начали узнавать и искать, где находится ближайший ульпан, (курсы по изучению, в данном случае, иврита). Мы начали с Хадерского управления абсорбции, они-то уж наверняка знают где! И действительно, оказывается в самом Бейт Элиэзере имеется целых два ульпана. Нам дали адреса и телефоны.
Сначала мы обратились в один. Он располагался в Доме пенсионеров, оказывается, в Израиле есть и такие дома, где собираются пенсионеры и где можно проводить свой досуг, особенно, если тебе... за 80-85! Там же за мизерную плату даже кормят обедом.
Это вроде детского сада для лиц, впавших снова в детство, т.е. преклонного возраста. Мы как раз попали туда в момент чествования людей, у которых в течение прошедшего месяца был день рождения. Хорошая традиция, но у нас с женой такой склад характера, что подобные мероприятия не для нас. Там же мы познакомились с одной пожилой парой, о которых я расскажу чуть ниже. Ульпан в доме пенсионеров нам не понравился. У нас был второй вариант, второй ульпан. Мы созвонились с преподавательницей, и она назначила нам встречу.
В назначенное время мы пришли в этот ульпан, он оказался в пятиминутной пешей доступности от нашего дома. Преподавательница по профессии была филологом, правда по русскому языку и литературе. Она закончила Пятигорский университет. У нее были навыки преподавания, а длительное нахождение в Израиле и успешное овладение ивритом, позволило ей преподавать и этот предмет.
Как –то сразу она вызвала у нас симпатию и доверие. При первой же встрече мы выяснили, что через месяц -два заканчивается учебный год, и начинать нам с нуля в группе, которая изучает язык уже значительное время, бесполезно. Но она нас успокоила, что в новом учебном году у нее будет нулевая группа, куда она нас и приглашает. Взяв наши координаты, она пообещала нас поставить в известность, когда начнутся занятия. С тем мы и распрощались.
Все было хорошо, если бы не очередная интифада, которую палестинцы начали месяца за три до нашего приезда. Почти каждый день то в одном, то в другом районе страны происходили теракты, в которых гибли ни в чем не повинные люди, даже дети. Очень многие оставались калеками на всю жизнь.
1 июня 2001 года в Тель-Авиве в клубе «Дельфинариум» на дискотеке произошел страшный теракт, в котором погибли 21 ребенок: ребята 15-17 лет, преимущественно новые репатрианты. Здесь же несколько десятков ребят получили разной тяжести ранения.
С нами тоже произошел случай, который в прямом смысле не назовешь «теракт», но что-то около этого. Мы с женой поехали в центр за продуктами, походили по магазинам, и когда мы были в одном из них, вошел полицейский и сказал, чтобы мы все оставались в магазине и до особого распоряжения на улицу не выходили.
Прошло, наверное, с полчаса, когда нам разрешили выйти из магазина и продолжать свои дела. Оказывается, прямо на дороге около рынка в месте большого скопления народа полицейские обнаружили неизвестный сверток. Такие «фокусы» устраивались очень часто. Полиция уже к ним привыкла и знала, как нужно действовать. Сразу это место локализовали, всех людей заставили удалиться на приличное расстояние, тех, кто, как мы, находился в помещениях, заставили оставаться там. Была вызвана специальная команда с роботом, и пока не разрядили этот предмет, все вокруг замерло. Но все хорошо, что хорошо кончается.
Лето миновало, прошел сентябрь, только в начале октября позвонила преподавательница и сообщила, что занятия начнутся 9 октября, и пригласила нас прийти.
Итак, начались занятия. Группа, состоящая первоначально из 14 человек, подобралась разношерстная, с разным уровнем подготовки. Были те, кто, как и мы, начинали с нуля, но были даже такие, кто повторно занимался.
После второго или третьего занятия новые друзья сказали нам, что через их приятелей, которые живут в городе Кирьят Шмона, там, где они жили до Хадеры, можно организовать поездку отдохнуть на Мертвое море, о котором я написал в рассказе о Мертвом море в сборнике «Что я видел».
Начались обычные будни. Два раза в неделю мы ходили в ульпан, было интересно узнавать новые буквы, начертание которых было очень трудно запоминать, но мы старались изо всех сил. Трудно было привыкнуть и к письму справа - налево, к отсутствию гласных и заглавных букв и т.п. Постепенно мы постигали новый язык. На дом задавалось много заданий, и мы исправно их выполняли, благо свободного времени у нас было предостаточно.
Для облегчения изучения языка учат не отдельные слова, а целые фразы. Воссоздается какая-нибудь ситуация, например: на почте, в магазине, в поликлинике и т. п., и заучиваются подходящие к данной ситуации вопросы и ответы. Во-первых, так легче запоминается, а во-вторых, когда попадешь в такую ситуацию, будешь знать, хотя бы на первых парах с чего начать.
Кроме того, при изучении языка мы знакомились с основными легендами и сказаниями еврейского народа, некоторыми историческими событиями и т.п.
Мы узнали как появились евреи и арабы, о праотце Аврааме, о его жене Саре и служанке Агари. Вторая легенда о том, как евреи попали в Египет или история Иосифа и его братьев, и, наконец, о Моисее и выходе евреев из Египта.
Нам также рассказали о первых иудейских царях: Сауле, Давиде, Соломоне. О постройке Первого и Второго храмов и т.п.
Мы познакомились с еврейскими традициями и событиями, которые стали причинами еврейских торжественных дней – праздников и траурных дней. О празднике Песах (еврейской пасхе) – в честь выхода евреев из Египта. Об Эстер (Эсфири) и ее дяде Мордехае, спасших иудейский народ от истребления. В честь этого события отмечается весенний праздник Пурим (жребии).
Узнали мы также, почему существует пожелание у евреев – дожить до 120 лет. (До этого возраста дожил Моисей). Очень много об этом и другом мы узнали на уроках в ульпане.
Хочу здесь заметить, что мы живем здесь уже более 20 лет. Живем в окружении, в основном, среди русскоязычных, в магазинах, в поликлинике говорят по-русски, телевидение принимает российские каналы, есть израильские телеканал и радиоканал, есть несколько газет на русском языке, поэтому у нас недостаточно практики общения на иврите, и мы язык до сих пор почти не знаем.
В свободное время мы начали знакомиться со страной, о чем я написал в рассказах «Что я видел».
Так прошел первый учебный год, в июне занятия закончились. Преподавательница всем нам дала задание на летние каникулы и сказала, что перед началом нового учебного года она всем позвонит и сообщит, когда начнутся занятия. Мы расстались. Перед расставанием мы устроили небольшой сабантуйчик, разумеется, с небольшим подарком преподавательнице.
Свидетельство о публикации №221112001700