Безымянный. Джонатан Дэйтон

Его подпись под Конституцией Соединенных Штатов уникальна, как и уникальна вся жизнь, наполненная фантастическими взлетами, но и сокрушительными падениями. Портрет среди других спикеров Палаты Представителей в здании Конгресса в Вашингтоне тоже уникальный – написанный в 1911 году художников Генри Харрисоном он выполнен в необычной манере – Джонатан Дэйтон на ней словно позирует для одной из американских банкнот. Ни одного другого политического деятеля США из Конгресса не писали так, как оставили Дэйтона. И на это тоже были свои причины.

Один из отцов-основателей Джонатан происходил из Нью-Джерси. Отец – Элиас Дэйтон – торговец, купец и военный, участвовавший в франко-индийской войне. Он дослужился до звания полковника в Нью-Джерси, а в годы войны за независимость смог стать бригадным генералом и генерал-майором полиции. Мало того – он был не просто военным, но для будущего первого президента США он создал свою шпионскую сеть на Статен-Айленде, работая параллельно и совместно с известным американским разведчиком Джоном Мерсеро. Последние годы его тоже были отмечены достижениями – со временем он стал мэр Элизабеттауна и даже членом генеральной ассамблеи штата, возглавил Общество Цинциннати в родном штате. Имея такой послужной список у отца героя, страшно представить, что смог сделать его наследник.

Дейтон-младший учился вместе с Александром Гамильтоном в Элизабеттаунтской академии, своеобразной подготовительной школе, которой в то время руководил Фрэнсис Барбер, будущий участник войны за независимость, более известный тем, что он погиб в 1783 году в возрасте 32 лет у Нью-Виндзора, но не в результате ранения на войне, а от упавшего на него срубленного дерева, когда наездник ехал на встречу с Вашингтоном. И если Гамильтон подпал под влияние местного политика Уильяма Ливингстона, который в свое время тоже оставит свою подпись под Федеральной Конституцией, то Дейтон смог мыслить и направлять себя самостоятельно. Он поступил в колледж в Нью-Джерси (ныне – Принстонский Университет), но не смог закончить его из-за начала войны за независимость. В 1775 году он его добровольно покинул, а чтобы его образование считалось завершенным, то на следующий год он получил почетную степень юриста. Образование для этом для Дейтона закончилось.

Его не назовешь бравым воякой, хотя воевал он не только на фронте, но и в тылу. Служил он в 3-м полку Нью-Джерси в чине прапорщика, затем стал лейтенантом и в итоге дослужился до чина капитана, который получил в 1780 году в возрасте 19 лет. Головокружительной карьерой конечно назвать можно лишь с большой натяжкой. И тем не менее он пробыл и в плену у лоялистов, и прошел через Брендивайн-Крик, Джермантаун и Йорктаун. Оканчивая службу, он не стремился получать более высокую должность в армии и связывать свою жизнь с ней. Политика ему была гораздо интереснее. К тоже его волновала и собственная семья. В 17779 году он женился и у него родилось две дочери.

Изучение права помогло ему после войны. Он изучал вопросы секуляризации земель, а в возрасте 26 лет он стал самым молодым членом Конституционного съезда, где стал заметным законодателем от федералистов. Именно в этом качестве, активного и самого молодого политика, вместе с Гамильтоном и другими участниками он был среди тех, кто поставил подпись под Конституцией. В 1786 году его избирают в генеральную ассамблею штата, позже – в 1789 году – в законодательный совет (ныне – сенат) Нью-Джерси. Но и это еще не был «потолок».

В 1789 году он попытал счастье в Палате Представителей, но не удалось. Пришлось ждать 1791 года. Однако прошло четыре года, прежде чем сменились Трамбулл и Муленберг, прежде чем Дейтон занял пост руководителя нижней палаты парламента. 4 и 5 созывы палаты – вплоть до 1799 года – были для него политическим и карьерным триумфом. В битве «Двух Америк» между Гамильтоном и Джефферсоном Дэйтон оказался на стороне своего бывшего одногруппника.

В 1799 году, когда его переизбрание уже не имело смысла, он получает несколько предложений. Первое поступило от военных – принять звание генерал-майора армии. Дэйтон отказался. Поступило второе – войти в федеральный Сенат. Второе предложение прошло и он становится сенатором. В 1803 году Дэйтон был среди тех, кто поддержал проект покупки Луизианы от Наполеоновской Франции. Важно то, что Дэйтон поддержал эту идею, в то время как федералисты были против этой затеи. Но Конгресс убедили Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон, которые сделали все, чтобы законодатели одобрили финансирование проекта расширение территории на Средний Запад. Проект предполагал, что территория в более 140 км2 приобреталась по общей стоимости 25 миллионов долларов. Поистине немыслимая цена для молодого государства. Для сравнения покупка у России Аляски в 1867 году обошлась американской казне немногим менее 7 миллионов долларов.

Дэйтон и в другой раз сказал нет, когда в 1801 году он выступил против отмены закона о судебной власти Judiciary Act of 1801 (более известный как «закон о полуночных судьях» Midnight Judges Act, потому что рассказывали, что президент Адамс подписывал указы о назначении судей на должность в полночь перед вступлением в должность президента Джефферсона в 4 марта 1801 года). Суть закона сводилась к парадоксальной и странной ситуации – судьи Верховного суда должны были «ездить по кругу» и повторять решения, которые были приняты в апелляционных инстанциях. Судьям закон не нравился – они предлагали разделить судей Верховного и Окружного Судов, что казалось бы немыслимым для континентальной модели права. Дэйтон выступил против отмены закона, но Конгресс решил иначе – он отменил его 22 января 1802 года.

Не прошло и нескольких лет, но звезда Дэйтона закатилась тогда, когда этого можно было вполне избежать. В феврале 1807 года бывший вице-президент США Аарон Берр был арестован и обвинен в государственной измене. Согласно обвинению, бывший вице-президент, ставший печально известен как участник дуэли, на которой 11 июля 1804 года погиб Александр Гамильтон, был обвинен в попытке создать независимое государство на Юго-Западе США, для чего он использовал зарубежные связи и иностранный капитал. Историки, однако, много раз спорили, указывая на то, что расхождение показаний и версий, может указывать как на попытку создания государства, так и на приобретение земли в свою пользу, а возможно и на продажу земли Мексике. Но так или иначе, а замешанным в этом деле оказался Дэйтон, который давал деньги Берру, за что и был арестован, хоть и не подвергнут суду.
Худшее состояло в том, что Берра оправдали, как и Дэйтона, но это стало началом конца его политической карьеры, он вернулся на уровень штата и продолжал работать уже в Нью-Джерси, в том числе, в качестве члена местной ассамблеи.

 В 1824 году Джонатан скончался в родном городе и одним из последних гостей его дома в Элизабеттауне был маркиз Лафайет, который пробыл с умиравшим бывшим спикером палаты представителей и «выдающимся федералистом» некоторое время перед смертью. Судьба могилы Дэйтона неизвестна, но известно, что похоронили его в безымянной могиле рядом с епископальной церковью Св. Иоанна в родном городе. В будущем лишь один из его потомков может достигнуть высоких постов – это был его внук Джордж Дейтон, который в 1870-е годы недолго пробудет сенатором штата Нью-Джерси, но так и останется незаметным среди других политиков. 

Литература: DAYTON, Jonathan // History, Art & Archives USA House of Representatives: https://history.house.gov/People/Detail/12038; TRUMBULL, Jonathan, Jr. // Biographical Directory of the United States Congress: https://bioguide.congress.gov/search/bio/D000165


Рецензии