ГЛЕБ Оригинальный сценарий короткометражного фильм

ЭКСТ. УЛИЦА. НОЧЬ.

Пустынный угол тёмной городской улицы, на котором стоит синий приземистый ларёк с тускло подсвеченными изнутри зарешечёнными окошками, в которых выставлены рядом бутылки: литровая со спиртом Royal; 0,5 водки Smirnoff, 0,75 поддельного ликёра Amaretto, водка Keglevich, мятный ликёр. В другом окошке – мятые полуторалитровые разноцветные бутылки польской газировки и несколько синих коробок с конфетами Finlandia. Середина ноября, глубокая ночь, накрапывает дождь, ветрено и сыро.

Рядом с ларьком группа из пяти коротко стриженых невысоких ПАРНЕЙ в кожаных куртках на повышенных тонах разговаривает с высоким белокурым юношей ГЛЕБОМ (17). Глеб одет в чёрные костюмные брюки со стрелками, мятые от носки, несвежую белую рубашку, поверх которой - короткая не новая серая расстёгнутая болоньевая куртка. На ногах - лёгкие чёрные разношенные туфли. Слышен обрывок фразы одного из парней.

ПАРЕНЬ
Ты кем по жизни шагаешь, лошара?

Тот же парень несильно толкает Глеба в грудь левой рукой. Глеб, взмахнув руками, неловко оступается, запнувшись о бордюр, и начинает падать назад и вбок.

СТОП-КАДР. КРУПНО. ЛИЦО ПАДАЮЩЕГО ГЛЕБА С ИСПУГАННЫМИ ШИРОКО РАСПАХНУТЫМИ ГЛАЗАМИ, ВНИЗУ, В ПОЛУМЕТРЕ ОТ ЕГО ЛЕВОГО ВИСКА – ОСТРЫЙ КРАЙ БОРДЮРА.

ЭКСТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

Яркий солнечный сентябрьский день. По центральной улице провинциального областного центра медленно идёт, понурившись, Глеб. Он проходит под новой блестящей вывеской ресторана «У Ростоцкого», контрастно выделяющейся своей свежестью и новизной на фоне старой, ободранной стены здания, на которой она висит. Проходя мимо стеклянных дверей, ведущих в холл ресторана, Глеб видит приклеенное рядом с ним объявление, написанное от руки фломастером на пожелтевшем листе бумаги.

ТЕКСТ ОБЪЯВЛЕНИЯ: «ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩНИК БАРМЕНА. СТРОГО БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ОБЩЕПИТЕ. СМЕННЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ. ОБРАЩАТЬСЯ В АДМИНИСТРАЦИЮ. ТЕЛ. 8 812 123456»

Глеб тянет на себя большую ручку стеклянной двери и входит внутрь.

ИНТ. БАР. ДЕНЬ.

В баре включен яркий свет, стулья в зале перевёрнуты и уложены ножками вверх на столы, пол между ними протирает шваброй УБОРЩИЦА (58) маленького роста; на заднем плане за барной стойкой, виден бармен ЮРИЙ (25), переставляющий бутылки из внутренних ящиков бара на полки.

Глеб подходит к уборщице, задаёт ей короткий неразборчивый вопрос – та кивком головы и взмахом руки отправляет его в сторону бара.
КП. Уборщица смотрит в спину уходящему в сторону барной стойки Глебу, поправляет выбившиеся из-под чёрной головной повязки на лоб волосы, качает головой, опёршись на швабру.

УБОРЩИЦА
(ВПОЛГОЛОСА, СЕБЕ ПОД НОС)
Эх, молодой ещё совсем…

Уборщица снова принимается протирать пол, слышен скрежет стеклянных осколков по каменному полу.

Глеб подходит к стойке и обращается к Юрию.

ГЛЕБ
Добрый день. Меня Глеб зовут, видел ваше объявление...

ЮРИЙ
Привет, я Юра. Да, нужен нам человек, помощником в бар, ну и на первое время - официантом. Работал где-то?

ГЛЕБ
Не, я только десятый закончил.

ЮРИЙ
Ну так ты под призыв сейчас попадёшь, осень же. Мне хотя бы на год человек нужен.

ГЛЕБ
(Торопливо, сбивчиво)
Да не, я могу... Мне восемнадцать в следующем году только, я поступать в универ буду снова, на филфак, в этом году по баллам не прошёл.
(ДАЛЬШЕ)
ГЛЕБ (ПРОД.)
Как раз год свободен, готовиться только буду, но это не помешает, точно...

ЮРИЙ
(Задумчиво)
Ну, учиться - всегда хорошо... У нас смены ночные в основном, по 12 часов, получится у тебя?

ГЛЕБ
Вообще без проблем, я человек сейчас свободный.

ЮРИЙ
Ну зайди в бухгалтерию, скажи, что со мной говорил, они тебе покажут, какие документы принести. Вечером в шесть приходи, расскажу тебе - что к чему, посмотрим...

Глеб кивает головой, они пожимают друг другу руки через стойку. На заднем плане уборщица сметает в угол громко хрустящие осколки стекла.

ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.

Бар полон посетителей, сидящих за столами и у стойки. Юрий в форменном жилете и расстёгнутой сверху рубашке, улыбаясь и подмигивая посетительнице (20) у стойки, одновременно быстрыми и выверенными движениями, ставит варить кофе в турке на песочной кофеварке, снимает со стойки бутылку джина Beefeater и на глаз плещет в высокий бокал, полный льда; доливает лимонадом no-name из пластиковой полуторалитровой бутылки, насаживает на край бокала половинку ломтика заранее порезанного лимона, втыкает в коктейль пластиковую трубочку и ставит на край стойки одной рукой, второй одновременно снимая турку с песка.

К стойке подбегает Глеб с подносом, тоже в форменном жилете, на шее – галстук-бабочка; маленькое полотенце перекинуто через левую руку, в которой он держит поднос. Глеб переставляет коктейль со стойки на поднос, обращается к Юрию.

ГЛЕБ
Третий столик счёт просит.

Юрий кивает Глебу, тот убегает с подносом, на котором стоит бокал с коктейлем.
Юрий вынимает из-под стойки пачку бланков счетов, подкладывает под верхний счёт измочаленный лист синей копировальной бумаги, начинает писать. Глеб возвращается к стойке с пустым подносом, встаёт рядом в ожидании, когда Юрий допишет счёт.

ЮРИЙ
(Вполголоса в сторону Глеба)
Что там за компания? Сколько накинем сверху, 10% впишем или добавим ещё?

Глеб поглядывает в зал, смущённо опускает взгляд.

ГЛЕБ
Да там студенты, две парочки, давай не будем им накидывать, а?

ЮРИЙ
Ну смотри, обычные клиенты, как пришли - так и ушли, а ты с ними сколько бегал?

Юрий пожимает плечами, подписывает счёт, отдаёт Глебу, тот уходит в зал за расчётом.

ИНТ. БАР. НОЧЬ.

Бар пуст, но видны следы недавно разошедшихся посетителей – грязная посуда и бокалы на столах и стойке.

Юрий сидит на высоком стуле с внутренней стороны стойки, перед ним – большой электромеханический кассовый аппарат, перед аппаратом – кучка мятых заполненных счетов, раскрытая общая тетрадь и ручка. Юрий берёт счета по одному, делает отметки в общей тетради, откладывает счёт в сторону, берёт следующий. Каждые 2-3 счёта он нажимает несколько кнопок на кассовом аппарате, пробивая очередной чек. К стойке подходит уставший Глеб – его форменный жилет полностью расстёгнут, галстук-бабочка висит на груди вертикально, в правой руке – пара пустых пивных бутылок.

ГЛЕБ
Ну что, как там? Народу сегодня полно было...

ЮРИЙ
По выручке отлично всё, чаевых тоже плюс-минус. А вот по твоим счетам почти всё в ноль.
(ДАЛЬШЕ)
ЮРИЙ (ПРОД.)
Так, кот наплакал. Смотри, народ привыкнет скоро, что в твою смену ходить дешевле... Да и мне смысла с тобой возиться "за так" не очень много. Короче, со следующей смены минимум сотка зелени должна со всех твоих счетов оставаться, а то тут и делить-то нечего.

Юрий вынимает из ящика для денег под кассовым аппаратом несколько смятых купюр и передаёт Глебу. Глеб внимательно их пересчитывает, усталость на его лице сменяется выражением разочарования, он тщательно складывает купюры, кладёт их в нагрудный карман рубашки и выходит из бара. Юрий, оставшись за кассой, продолжает пересчитывать наличные.

ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.

Бар полон, в одном из углов сдвинуто четыре столика, вокруг них расположилась на стульях шумная компания шестерых парней характерной наружности: «все они в кожаных куртках, все небольшого роста». Под кожаными куртками – спортивные костюмы с лампасами, у всех короткие стрижки; на ногах – или простые кроссовки, или лаковые туфли с квадратными носами. На столе – на треть недопитая литровая бутылка водки Smirnoff, на тарелках – капустный салат и куски мяса.

Один из участников компании (ПАРЕНЬ, 25) машет рукой, подзывая Глеба.

ПАРЕНЬ
Слы, неси нам чай горячий и счёт давай сразу.

Глеб кивает головой и подходит к стойке, за которой Юрий разливает бутылку водки "Привет" по трём стоящим перед ним рюмкам.

ГЛЕБ
Там братва эта чай просит и счёт.

ЮРИЙ
Ну что, отбросим скромность? Они бухие уже порядком, вряд ли увидят чего. Давай чай им наливай, я напишу пока.


ГЛЕБ
Сейчас, погоди. Они агрессивные какие-то. Чёрт их знает...

Глеб вынимает из ящиков бара шесть чайных чашек, ставит их на поднос, наливает в них готовый чай из большого белого чайника, стоящего на металлической подставке сбоку от песочной кофеварки, рядом с тремя турками разного размера. Относит и расставляет чашки с чаем на столиках перед компанией братков, внимательно глядя на них, пока один из участников компании разливает остатки водки по рюмкам. Возвращается к стойке.

ЮРИЙ
Ну что там?

ГЛЕБ
Да вроде нормально, водку допивают. Не знаю я...

ЮРИЙ
Я зато знаю. Вот счёт, там можно накинуть пару салатов и триста водки сверху, ну и за обслуживание, конечно - ты знаешь, что говорить.

Глеб смотрит то на компанию за столиком, то на счёт, лежащий перед Юрием, наконец, нерешительно кивает. Юрий охотно дописывает несколько цифр в счёт и отдаёт Глебу.

Глеб подходит к компании за сдвинутыми столиками и передаёт им счёт. Старший из сидящих за столом (ПАРЕНЬ,25), берёт счёт в руки, водит по нему пьяным полуосмысленным взглядом, шевеля губами. Бросает счёт на стол, достаёт из кармана пачку денег, перехваченную металлическим зажимом, начинает отсчитывать купюры, небрежно бросая их на стол. Неожиданно что-то в счёте привлекает его внимание, он засовывает пачку купюр обратно в карман, хватает стоящего рядом Глеба за запястье левой рукой, пригибает его к столу.

Правой рукой он тычет в счёт и кричит Глебу прямо в лицо.

ПАРЕНЬ
Алё, гараж, мы водяры-то сколько брали?!!!

Глеб пугается, его лицо сереет, руки дрожат.

Парень сильным движением бросает Глеба на свободный стул рядом с собой, тот неловким движением цепляет несколько бокалов на столе, бокалы падают на пол и разбиваются.
Глеб, пытается схватить разлетающиеся осколки, режет себе правую руку в кровь. Парень сгребает выложенные им на стол купюры, суёт их в карман, плюёт на оставшийся на столе счёт, встаёт и выходит. Остальные участники компании молча выходят за ним.

ИНТ. БАР. НОЧЬ.

Бар пуст, Юрий пересчитывает выручку за стойкой, Глеб, сидя с другой стороны стойки, перебинтовывает себе руку. К стойке подходит уборщица и передаёт Юрию свежеотпечатанный томик Довлатова.

УБОРЩИЦА
Юра, держи, оставили на столе, придут, небось, за ней - книжка совсем новая.

Юрий улыбается, откладывает деньги и счета в сторону, открывает и начинает перелистывать книгу, его лицо преображается – он рад видеть её у себя в руках. Глеб, увидев книгу в руках у Юрия, тоже начинает улыбаться, обращается к Юрию.

ГЛЕБ
Представляешь, у меня дома такая же, родители купили, как только его снова издавать стали у нас. Я, когда прочитал, решил - буду в школе выпускное сочинение на свободную тему писать, по его творчеству. У меня учительница литературы в девятом-десятом классе только после института пришла, я благодаря ей решил на филфак поступать.

ЮРИЙ
Слушай, у меня похожая была история. Правда, я на журналистику хотел сначала, даже в газетке нашей местной печатался. А выпускное сочинение тоже на свободную тему писал, посвятил его светлому образу Остапа Бендера. Шуму было на школьном совете, но пять баллов таки поставили: 87-й год был уже, совок загибался потихоньку.
(ДАЛЬШЕ)
ЮРИЙ (ПРОД.)
Раньше бы у меня такой номер не прошёл, я думаю.

ГЛЕБ
А чего ты в журналисты-то не пошёл, круто же.

ЮРИЙ
Да я в первый год не прошёл по конкурсу, как и ты, потом сюда переехал, в инъяз поступил - языки тоже сейчас нужны, сам понимаешь. А после 91-го вообще не до учёбы стало, бабки надо где-то брать. Вот и работаю тут с тех пор.

К Глебу подходит уборщица.

УБОРЩИЦА
Давай я тебе с бинтом помогу, неудобно самому-то.

Уборщица берёт Глеба за порезанную руку, разворачивает ладонью к себе, вглядывается в неё и меняется в лице. Молча поправляет бинт и идёт подметать осколки стекла из-под сдвинутых столов.

ГЛЕБ
(Юрию)
Чего она какая-то нервная сегодня? Ладно у меня стресс с братвой этой. Пойду в "Ночной экспресс", он до шести утра работает, расслаблюсь немного.

ЮРИЙ
Ну да, дело хорошее. Тем более, теперь есть на что. Обмой там заодно первые бабки приличные. Изи кам - изи гоу, как говорят наши американские друзья.

Глеб выходит из бара. Юрий вздыхает, задвигает том Довлатова глубоко под стойку, придвигает к себе пачки денег, счетов и общую тетрадь; с посерьёзневшим лицом возвращается к их пересчёту.

ИНТ. НОЧНОЙ КЛУБ. НОЧЬ.

Глеб стоит у стойки, обращается к бармену, которого не видно в кадре.

ГЛЕБ
50 граммов Абсолюта и бутерброд с колбасой

Глеб выпивает рюмку медленными глотками, быстро хватает бутерброд и начинает его жевать. На его лице появляется мечтательное выражение. В спину его толкает Парень из бара, Глеб оборачивается, его лицо резко становится напряжённым.

ПАРЕНЬ
Слы, кудрявый. Пойдём на улицу, за жизнь потрещим.

КП: Глеб дрожащей рукой кладёт недоеденный бутерброд на белую картонную одноразовую тарелку на стойке.
FADE IN


ИНТ. БАР. ДЕНЬ.

В готовящийся к открытию бар входят два СЛЕДОВАТЕЛЯ (35 и 40) в штатском и направляются к стойке, за которой Юрий протирает и расставляет бокалы.

Следователи предъявляют Юрию документы, тот недоумённо смотрит на них.

ЮРИЙ
Чем обязан?

СЛЕДОВАТЕЛЬ 1 (35)
Вам знаком Стременцов Глеб Владиленович?

ЮРИЙ
Ну да, сотрудник мой, три месяца уже работает.

СЛЕДОВАТЕЛЬ 2 (40)
Когда вы его видели в последний раз?

ЮРИЙ
Да сегодня ночью, часа в три, после смены. А что случилось-то?

СЛЕДОВАТЕЛЬ 1
Тело Стременцова обнаружено сегодня утром на улице Белинского со следами насильственной смерти.

Следователи выходят из бара. Юрий смотрит в одну точку, сидя на фоне наполовину подготовленной к рабочей смене стойки: несколько бутылок стоят на стеклянных полках, несколько – на самой стойке, рабочие ящики открыты, включен яркий верхний свет.
В углу бара плачет уборщица в чёрном, сидя за столом, полном осколков битой посуды.

ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.

FADE OUT

Юрий с тем же взглядом сидит за полностью подготовленной к работе стойкой: все стеклянные полки заполнены бутылками, сама стойка пуста, рабочие ящики закрыты, в баре полумрак, включено только декоративное освещение стойки.
Юрий вынимает из-под стойки бутылку водки «Абсолют», наливает половину металлического мерного стакана, стоящего на стойке. Достаёт из холодильника под стойкой одноразовую помятую серую картонную тарелку, на которой лежит полузасохший обрезок бутерброда с копчёной колбасой. Выпивает, морщась, содержимое мерного стакана одним глотком, закусывает остатками бутерброда. Берёт из-под стойки открытую пачку папирос «Казбек», вынимает одну, постукивает мундштуком о край стойки, прикуривает от открытой с громким щелчком чёрной зажигалки Zippo, придвигает к себе большую пепельницу, стоящую на стойке. Его взгляд, до этого бесцельно направленный вглубь бара, фокусируется, он морщит лоб, переводит взгляд сначала вверх, а затем на стоящий за стойкой телефон с дисковым номеронабирателем.
Юрий лезет в полку под стойкой, куда вчера засунул забытую посетителем книгу, выкладывает книгу на стойку, долго копается в глубине этой полки, перебирая разные бумажки. Наконец, находит и вынимает свой старый студенческий билет, обтянутый синим скукожившимся дерматином, сдувает с него пыль.
Раскрыв билет (в нём значатся пройденными только два курса), он находит телефонный номер ВУЗа.
Снимает трубку с телефона, находящегося за стойкой, набирает номер и говорит в трубку.

ЮРИЙ
Добрый день. Это секретариат? С кем я могу поговорить по поводу восстановления, я был отчислен два года назад? Да, хорошо. Да, на руках. Да, приду.

Юрий кладёт трубку, снова роется в куче бумажек в глубине полки, вынимает оттуда объявление о найме помощника бармена, которое висело на дверях ресторана, кладёт его перед собой.
КП: Фломастер того же цвета, которым написано объявление, перечеркивает слова «помощник бармена» и над ними печатными буквами выводит «бармен».

КОНЕЦ.


Рецензии