О обрядах захоронения монголо- татарских воинов

О обрядах захоронения «монголо- татарских» воинов

Нашествие Батыя миниатюра

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

      Попробуем разобраться в вопросе обряда захоронения монголо- татарами своих воинов, сделаем небольшой обзор на эту тему, и приведем разные мнения.

      Захоронение в сидячем положении, а место захоронения маскируют травой: «Когда же он умрет, то, если он из знатных лиц, его хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посредине ее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом, а другого коня съедают и набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках, чтобы у него была в другом мире ставка, где жить, кобыла, чтобы получать от нее молоко и даже иметь возможность умножать себе коней, и кони, на коих он мог бы ездить, а кости того коня, которого они съедают за упокой его души, они сожигают. И часто также женщины собираются для сожжения костей за упокой душ людей……

      Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. ... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву, как было раньше, с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. (Карпини «Погребальный обряд «монголо – татар»» из книги Пензева Константина Александровича «Князья Рос: Арийская кровь»)

      Другой способ - заравнивают могильный холм, а землю трамбуют копытами лошадей: « … обычай обращения с телом погибшего соплеменника, о котором писал еще Фома Сплитский (1200 - 1268) в своей "Истории архиепископов Салоны и Сплита", важнейшем документе о войне монголо-татар в Венгрии в 1241 году: "Сами татары неохотно подвергают свою жизнь опасности, но если кого-либо из них настигнет смерть в бою, они тут же хватают его и, перенеся в укромное место, зарывают в землю, заравнивая могильный холм и утрамбовывая это место копытами лошадей, чтобы не было заметно следов погребения”.

       О таком же обычае похорон умерших пишут и другие авторы того периода, как, например, написали об этом в своих заметках о "черных татарах" (племя Чингизхана - черные татары) два китайских дипломата (первый отчет сделан в 1233 году, дополнен в 1236 году):

       “У их могил нет курганов. Вытаптывают [могилу] лошадьми, чтобы [она] была похожа на ровное место" (Хэй-да ши-люэ (Краткие сведения о черных татарах)).

       Поэтому для современной археологии тайный характер татаро-монгольских погребений является практически общеизвестным фактом.» ( из статьи блога «Историческое оружиеведение» «Монгольские захоронения на территории Руси: мифы и реальность»
       «У могил нет курганов, удаленная из могильной ямы земля лежит в должном порядке, заполнение могилы землей происходит в обратном порядке, а после захоронения земля, оставшаяся в избытке, переносится далеко». ("Юань-ши" - история династии Юань)

       Противоположную точку зрения, изложенным выше мнениям о курганном захоронении высказывают казахстанские археологи: «Могильник Карасуыр был обнаружен в 2008 г. комплексной экспедицией Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов, под руководством кандидата исторических наук И. В. Ерофеева и доктора геолого-минералогических наук Б. Ж. Аубекерова. Первые археологические раскопки были произведены в 2011 году (автор раскопок археолог Э. Р. Усманова). Археологические материалы из пяти погребений Карасуыр интенсивно изучались в ходе последних пяти лет и были задействованы в радиоуглеродном датировании памятника, антропологической реконструкции, секвенировании древней ДНК для этнокультурной идентификации средневекового населения Казахстана и классификации погребального обряда монгольской армии .…что свидетельствует об активном проживании здесь кочевников в прошлом…. В районе сопки Карасуыр было выявлено около 20 погребальных сооружений. Надмогильные сооружения, обозначенные общим термином «курган», состоят из плашмя сложенных камней, образующих подвальные конструкции размерами 4–5 м, высотою до 0,5–0,7 м.» («Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане» https://zolord.ru/history/3047)

       О точности радиоуглеродного метода: «радиоуглеродное датирование возможно является более или менее эффективным лишь при анализе чрезвычайно древних предметов, возраст которых достигает десятков или сотен тысяч лет. Здесь присущие методу ошибки в несколько тысяч лет возможно не столь существенны. Однако механическое применение метода для датировок предметов, возраст которых не превышает двух тысяч лет (а именно эта историческая эпоха наиболее интересна для восстановления подлинной хронологии письменной цивилизации!), представляется нам немыслимым без проведения предварительных развернутых статистических и калибровочных исследований на образцах достоверно известного возраста. При этом заранее совершенно неясно - возможно ли даже в принципе повысить точность метода до требуемых пределов.» («Надежен ли радиоуглеродный метод?» http://www.univer.omsk.su/foreign/fom/radij.htm)

       Как видим воинов – джучидов хоронили в курганах, если верить казахстанским археологам, имея ввиду стремление властей Казахстана, как и на Украине к переписыванию и удревнению своей истории. Но как известно Казахстан появился на только в 1936 году, на подаренных Россией территориях.

       «Сведения о погребальных традициях монголов. Постараемся осветить этот вопрос.
Издревле у монгол существовало три вида погребений связанных с тенгрианскими воззрениями об освобождении души. Практиковали погребение в землю для лиц ушедших по естественным причинам, т.е. по старости. Для лиц ушедших насильственно или по болезни практиковали кремацию, для лиц совершивших суицид говорили "нет места в земле" и оставляли в чисто поле.»(«НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ. публикация автора под ником Монгол Эв Хамт https://vk.com/wall-6051001_427257)

       Обряды захоронений у «монгол – татар» менялись. В период язычества – одно, а в период принятия Ордой ислама и после – другое: «Погребальная яма с боковой нишей. Тело завернули в ковер, который заменил у нас в последние 20 лет кошму. По нашим древним традициям поверхностную ярко украшенную кошму (нынче ковер) после похорон держат раскрытой ночью на открытом воздухе под звездами, до этого ею нельзя пользоваться. … Яму с телом прикрывали деревянными столбами "бет а;аш", поверх ложили сено и только потом землю.» (Погребальный обряд монголов Чингис-хана https://forum-eurasica.ru/topic/5436...)

       Можно сделать вывод - единого обряда захоронения «монголо – татар» по - видимому не существует? И возможно найденные захоронения относятся к разным тюркским племенам.

       Захоронения, которые относят к «монгол – татарским» находят: «Останки монгольских воинов Батыя найдены при раскопках форта Райковец (1948г). Из отчета УАН СССР: «Сотни скелетов защитников и врагов обнаружены где заставала смерть». …

       В Воронежской области вскрыто захоронение Олень-Колодезь (1996г) богатого монгола с характерной амуницией и артефактами конца XIII века. В Национальном Музее Истории Азербайджана экспонируются находки 20 монгольских захоронений экспедиции Казиева 1946-1953 гг. на реке Кура.» («Тайна вторжения Батыя: где захоронения монголов? https://asiarussia.ru/blogs/22778/)

       Есть конечно и другие единичные данные по захоронениям «монголо- татар», но их количество на территории исторической Руси для такого грозного нашествия, и уничтожения большого числа городов и селений, явно мало.

       Сравним с захоронениями племен фатьяновцев, которым 4000 лет и более, их находят, несмотря на то, что они своих умерших погребали в грунтовых могильных ямах, однообразное устройство которых было общим для всех фатьяновских племен ….».

       Необходимо отметить, что признаков, которые свидетельствуют о погребения фатьяновцев, могильники не имеют. Все они были открыты совершенно случайно при земляных работах, а «монголо – татарских» почти не находят, прошло менее 800 лет ( сравните с 4000 лет )


Рецензии