Следы мастодонта

              Иной раз книги кажутся следами мастодонтов из прошлого. Их, книги, далеко не все читают, очень многим они совершенно не нужны по разным причинам, а если кому-то и нужны, то только для коллекции в книжном шкафу, для красоты и ретро интерьера.
              Когда-то мастодонты оставляли свои следы на земле, чтобы их неуклюжие детёныши не заблудились и топали по ним за своими родителями. Так и мы думаем, когда пишем книги, что оставляем их для детей, внуков и правнуков, идущих за нами. Но не все следы родителей нужны детям, поэтому многие такие отпечатки и отметины навсегда теряются в толще бездонного прошлого. Некоторые из них иногда находятся, но далеко не сразу, а найденные слишком поздно не всегда трепетно берегутся – зачем они? Но часто оказывается, что находят их так поздно, такие не близкие, такие далёкие, незнакомые нам потомки, что страшно подумать, как далеки они от нас!
               А для чего, вообще, могут кому-то понадобиться эти застывшие следы? Ведь те глупые хоботные из неогена были глупее нас намного! Но почему-то с замиранием сердца, дрожащими руками прикасаемся мы к их редким, дошедших до нас из глубин миллионнолетий, древним следам и костям. И изучаем по ним прошлое, в том числе и свое. По ним мы стараемся понять суть вещей и явлений, по ним выводим и формулируем законы мироздания. По ним, ставших драгоценными через миллионы лет, окаменевшим следам и костям глупых животных!
               Может быть и по этим книгам, не имеющих особого значения для современников, наши продвинутые вперед на тысячи лет времени и знаний потомки, выискивая моменты прошлой жизни, будут изучать нас – своих пращуров. Ведь они – книги, и есть самые твердые, самые настоящие следы! Ну, в самом деле, не по видосикам же и клипчикам,  не по приколам и истеричным фейкам, не по флуду и лайкам, не по пустым постам в соцсетях и по кривляньям троллей! И даже не по газетам и телевизионным передачам, а именно по книгам!
               Наверное не все из книг дойдут до будущего, а дошедшие не все станут тем, чем являются сейчас для нас следы мастодонтов. Может быть какие-то из них останутся лишь прахом безмозглых трилобитов, превратившихся в простой, кажущийся никчемным, мел. Мел, которым пишут на школьной доске и смахивают пройденный урок мокрой тряпкой. Но ведь даже в этой субстанции, в виде мела, они всё равно что-то дают людям для будущего: новое, познавательно, устремленное вперед. Пусть не целые книги, а отдельные страницы и строчки из них может быть тоже станут подобны мелу в грядущем?
                Вот порой и думается, что на таком прошлом, на следах мастодонтов и на меле из трилобитов, а ещё на книгах и зиждется будущее!


Рецензии