Кое-что о китайских самураях

Доводилось ли вам спасать человека от смерти? А потом этот человек предъявляет претензии, мол, спас, теперь ты ответственен за меня до конца жизни. Китайская (или японская, я даже не в курсе) философия самурая, это хорошо, но в нашей стране она не работает. У нас как бывает – спас человека, услышал в свой адрес благодарность, ну выпили за здоровье обеих сторон, и гуляй на все четыре. Да хоть на десять, но в любом случае ты ничего не должен своему спасённому. Ничего.
Или я неправ?


Едва услышав крик со стороны озера, я бросился в воду. Это особый сигнал – так не кричат плескающиеся дети, не шумят пьяные мужики, девушка не визжит, со смехом закрываясь от брызг, пущенных в неё возлюбленным. Это был крик о настоящей помощи, пусть и без слов. Если бы я не был одним из купающихся, то мог бы и не успеть – мне ещё не доводилось плавать в мокрой одежде, да в обуви. Поэтому я сравнительно быстро доплыл до барахтающиеся девушки и, получив пару раз по лицу, сумел дотащить её до ощущаемого дна.

Пока она откашливалась, одновременно рыдая и приходя в себя, я вытирал разбитый нос дрожащими руками. Всё произошло не то, чтобы быстро, но в такой суете, что было больше похоже на безумие – кто-то кричит, потом мир скачет перед глазами, кого-то пытаешься схватить, получаешь по лицу и вот ты стоишь на твёрдом дне и смотришь, как капли крови колышутся на лёгких волнах, а возле дна шныряют окуньки. Я смотрел на эти разводы и подумал, что мы с озером побратались – я и сам глотнул его воды. В голове стоял лёгкий шум, а в уши попала вода. Наконец, я посмотрел на спасённую. Она обняла себя за плечи и дрожала. Из глаз катились слёзы, что было хорошо заметно даже на мокром лице.

- Ты как? – спросил я, и это было всё, что мне пришло в голову.

Она выглядела жалкой, каким бывает одинокий мяукающий котёнок под проливным дождём. Худенькая, бледная, на предплечье татуировка в виде каких-то готических букв. Вот делать-то нечего!

- Нормально, - прошептала она и кивнула, словно пытаясь или успокоить себя, или убедить в этом меня.
- Тогда пойдём. Чего тут стоять?

Я взял её за руку, девушку, которую видел впервые, и мы побрели к берегу.
Там нас уже ждали люди, менее расторопные, чем я. Кто-то был в шоке, кто-то облегчённо улыбался, другие не могли сдержать слёз. Ну и снимали на смартфоны, а как же! Пока мы шли, нам что-то говорили. Это были слова поддержки или предложения помощи, а я слышал только плеск расходящихся волн и крики чаек.

Мы подошли к её вещам. Рядом с одеждой лежала удочка с двумя окунями. Девушка, как оказалось, рыбачка. Видимо, живёт в ближайшей деревне. Она села на песок и совсем стихла, обхватив руками колени. По мокрым волосам всё ещё стекали капли. Я стоял рядом, не зная, что теперь делать. Вроде всё закончилось, надо бы попрощаться и разойтись в разные стороны. А тут ещё люди продолжают глазеть и обмениваться впечатлениями, будто только что посмотрели очередную серию очередного сериала.

- Ну, ты это, поправляйся, - сказал я, нерешительно топчась на месте.
- А ты куда? – вдруг спросила она удивлённым голосом.
- Домой. Скоро автобус, а у меня завтра дела. Ещё одеться надо.

Я хотел сказать про разбитый нос, про шум в голове, но не успел.

- А разве ты не хочешь узнать моё имя? – еле различил я её голос.
- А надо?
- Ты же меня спас. Обычно спрашивают.
- Обычно? Тебя уже не раз спасали?
- Я в целом.

Я беспомощно обернулся. Почти все отдыхающие вернулись к своим делам, а вскоре и вовсе забудут эту историю. Вот и мне хотелось уйти без всяких там обязательных вопросов. Спектакль закончился. Вроде.

- Как твоё имя? – спросил я максимально безразлично, но без дерзости.

Не хватало мне ещё истерики. Она же только что чуть не захлебнулась на глазах у нескольких десятков людей, которые ничем не могли помочь, даже не пытались. А я решил просто уйти, будто ответил на вопрос «который час».

- Юля.
- Буду знать. Ну, Юля, береги себя.
- А тебя?
- Меня Пётр. Петя.
- Приятно познакомиться, - она чуть кивнула.

За всё время недолгого разговора Юля ни разу не подняла на меня глаза. Всё также смотрела в никуда. Видимо ещё пребывала в шоке.

Посчитав, что все формальности соблюдены, я решил откланяться. Но не успел.

- Посиди со мной, - попросила она тихо.

Вот этого мне точно не хотелось.

- Знаешь, мне бы лучше домой. У меня дела.

Она понимающе кивнула.

- Иди, раз дела.

В её голосе я услышал нотки сарказма. Будто произнесла «всё с тобой ясно, ничего нового».

- Можем в автобусе поговорить, - предложил я всё, что мог.
- Я местная.

Точно из деревни. Ну и замечательно! Навязчивость Юли была уже в тягость, и как будет дальше, знать не хотелось. Я уже сделал первый шаг, и почти закончил второй, как услышал:

- Странный ты какой-то, - сказала Юля, и второй шаг не был завершён.
- В каком смысле?

Она пожала плечами.

- Для тебя спасти человека, что сходить за хлебом. Будто каждый день кого-то спасаешь, настолько это обыденно.

Эти слова меня задели. Я только что не позволил ей захлебнуться водой со вкусом водорослей, а она пытается меня в чём-то упрекнуть. Будто я ей ещё что-то должен. Так это я протянул ей руку, не она!

- Что-то не догоняю, - слегка повысил я голос, - я вроде тебя не из замка вытащил, а из воды. Спас, «спасибо» и разошлись, в чём проблема?
- Я однажды отбила воробья у кошки, - начала она объяснение, - и я его не посадила на ближайший подоконник, а взяла домой, накормила, замазала ему все ссадины, и выпустила только когда он был готов к нормальной жизни.
- Ну, молодец, дальше что?
- Я спасла его и несла ответственность за его дальнейшую жизнь.
- Мне тебя накормить? – спросил я с издёвкой.
- Можно просто посидеть рядом, поговорить, успокоить. Я почему-то чувствую себя ненужной куклой.

Я рассмеялся.

- Вот ты завернула, сестрёнка! Не знаю, каких книг ты начиталась в детстве, но жизнь гораздо проще.
- Совсем ненужной, - она заплакала.
- Так я ещё и негодяй? – удивился я, - А если бы остался на берегу, всё было бы в порядке?

И тут за спиной послышалось:

- А вы молодец, молодой человек.

К нам подошла семейная пара, видевшая мой «героический» поступок. По крайней мере женщина смотрела на меня с восхищением. Её муж, не спасший сегодня ни одной жизни, хмуро разглядывал песок.

- Вот благодаря таким, как вы, - продолжала она, - мир ещё рано списывать со счёта.
- Да пустяки, - ответил я и тут же подумал, что эти слова Юле лучше бы не слышать.
- Жизнь человека не пустяки, что вы! Вы спасли не только девушку, но и её детей, и внуков, и всех-всех!
- Ну….
- А знаете, как говорят? Спас одного – спас весь мир.

Я вот просто чувствовал, что ответственность не просто села мне на плечи, а устраивается поудобней.

- Да я просто оказался рядом.
- Все скромные люди именно так и говорят, - понимающе кивнула женщина.
- Пойдём, а, - пробурчал её муж, став уже моим спасителем, - молодые люди хотят поговорить.
- О, конечно! Но вы, всё равно, молодец!

И всё-таки я уселся рядом с Юлей, глядя, как озеро посылает к берегу волну за волной. Мне всегда нравился их ненавязчивый плеск и, самое главное, здесь никто никому не должен.

Юля повернулась ко мне

- Если самурай спас кого-то, он несёт ответственность всю жизнь.
- Насколько я помню, самураи только и делали, что всех убивали, - предположил я.
- Наоборот, защищали.
- Ну, может быть. Кто этих китайцев поймёт.
- Японцев, - поправила Юля, - самураи были японцам.
- Все?
- Что все?
- Все самураи – японцы. Китайских самураев разве не было?

Юля посмотрела на меня, как на полоумного.

- Ну… Вот как тебе сказать? Богатыри, они русские, а самураи японцы.
- А, да! – вспомнил я, - У китайцев Шаолинь, у японцев ниндзи и самураи. Как оказалось. Я просто думал… Да ну их.

Юля чуть улыбнулась.

- Так это у японцев так принято, - продолжал я, - спас и опекай дальше. У нас всё по-другому. Врачи же не несут ответственность за каждого спасённого?
- Это их работа, их долг.
- Для самурая это тоже и работа и долг. У азиатов свой кодекс чести.

Юля молчала, глядя как рассыпается её домик из железной логики.

- Я бросился за тобой не потому, что собирался что-то исполнить. Я даже спасать тебя не хотел. Просто побежал на крик и всё. Инстинкт такой. Сегодня я тебя тащу из воды, завтра ты меня выносишь из пылающего дома. Так это и работает. Что мне с тобой всю жизнь делать? У меня девушка есть, что ей скажу про тебя? Учится на юридическом и любит задавать неудобные вопросы. Она у меня умная.
- Я того воробья не бросила, - прошептала Юля.
- Это потому, что у него не было сил улететь. Если бы ты была без сознания, я бы сделал искусственное дыхание, и в больницу отвёз. Но ты жива и здорова, ходить можешь. Что ещё нужно для счастья? Считай, сегодня твой второй день рожденья. Иди, порадуй родителей, тортик купи к чаю.
- У меня нет родителей.
- Ну, кому-нибудь.
- Никого нет.

Если бы я был психологом, то нашёлся что сказать. А так… Вдалеке уже клубилась дорожная пыль, подъезжал автобус. Я поднялся.

- Будь на воде осторожнее в следующий раз.

Я не хотел оглядываться, убеждаться, что всё в порядке, но когда автобус поворачивал в город, всё же бросил взгляд на то место, где мы сидели. Всё произошло быстро, картинка мелькнула перед глазами, но мне показалось, что Юля опять направлялась к озеру.


Лет через двадцать мы повстречались снова. Опять случайно и, слава Богу, не на озере. Юля сидела в маленькой кафешке, куда я с женой зашёл выпить кофе. Я абсолютно не узнал её. Да и как было узнать, если мы общались несколько минут и смотрели в основном на озеро. Но вот её глаза, их блеск, а точнее, его отсутствие, обречённость, мигом мне напомнили о кодексе самураев и спасённом воробье. Та встреча будто снова прошла перед глазами. Это была она. И знаете, я облегченно вздохнул. Больше всего я боялся, что Юля пошла топиться и на этот раз преднамеренно. Все эти разговоры о ненужности, ответственности. И хотя в газетах ничего не сообщалось о смерти на водах, несколько лет я жил с чувством тревожности и вины. Что надо было обменяться адресами, может встретиться пару раз. Что я её бросил, возможно, в трудный период жизни.

Но Юля здесь, живая.

- Не помешаем? – спросил я, пока жена делала заказ.
- Нисколько, - она сделала приглашающий жест рукой и углубилась в свои мысли.

И зачем-то, не знаю зачем…

- Вы Юлия?

Она посмотрела на меня, брови поднялись, образовав на лбу мелкие морщинки.

- Да.
- Мы с вами как-то на озере встретились. Вы мне про самураев рассказывали.
- Самураев? Я?
- Ну, китайские или какие-то там другие. И про воробья ещё!
Юлия некоторое время рассматривала меня, словно перебирая фотографии с разными лицами, пока не остановилась на одной.
- А-а, - она облегчённо улыбнулась, - вы меня тогда вытащили из воды!

Ну вот! Сам того не желая, напомнил, что я герой!

- Да просто рядом оказался.
- Ну, рядом, не рядом, но жизнь мне спасли.
- Теперь ваша очередь вынести меня от огня, - попытался я отшутиться.

Рядом села жена, я быстро представил женщин друг другу, умолчав о спасении. Мы некоторое время обменивались общими фразами, даже пару раз рассмеялись, пока жена не сказала:

- Юля, мы пойдём быстренько перекурим, пока кофе несут.

На улице она сразу же спросила:

- Эта та самая утопленница?

Говорю же, она у меня умная.

- Ага. Слава Богу, жива и здорова.

Жена затянулась, долго и внимательно смотря на меня, будто оценивая, догадался или нет.

- Заметил на шее шрам? Это от петли.

Я махнул рукой.

- Да ну, брось. От петли останется максимум синяк и потом пройдёт.
- От верёвочной – да. А тут была проволока или рыболовная леска. Флюорокарбоновая, например. Возможно, не выдержала вес тела, порвалась, или узел развязался – её трудно завязывать. Но кожу порезала основательно. Она же, вроде, рыбачила?

И видя моё недоверие, а точнее – нежелание верить, добавила:

- Кто из нас криминалист, в конце концов?

Ну, ё-моё. Только вздохнул свободно и вот опять! Грузи теперь себя мыслями, насколько велика вина и что было бы, если…

- И татуировка на запястье тоже меня смущает.
- А что, татуировка? У неё уже есть одна как минимум. Только под рукавом не видно. Нравится ей эта хохлома, что поделать.

Супруга пожала плечами.

- Хорошо, если так. А ты помнишь, что говорил девушке, только что чуть не утонувшей?
- Ну, так. В общих чертах.
- А я помню всё, и твои слова могут помочь человеку сломаться окончательно.
- Так мне надо было нести за неё ответственность всю жизнь! – возмутился я.
- Мог бы проявить некоторое участие и, самое главное, немного уважения.
- Я опаздывал на автобус.
- Автобусы ходят каждые полчаса.
- К тебе, так-то, спешил.

Супруга улыбнулась, но ненадолго:

- Выкрутился, молодец. И, тем не менее, десять процентов самоубийств происходят по причине одиночества.
- Всего десять?
- Считаешь, что это мало?
- Ну ладно. Ладно! Каюсь! Бездушная скотина я. Ты это хочешь услышать?
- Я тебя ни в чём не упрекаю. Ты сам делаешь такие выводы.
- Пошли уже, - я направился к двери, - кофе ждёт.

До ужаса надоело спорить, а женская солидарность, как я убедился в очередной раз, это… это сила.

- А если думаешь, что это женская солидарность, - вдогонку сказала жена, - то это всего лишь человечность. Простоя и элементарная.

Когда мы вернулись к столу, Юля опять устремила взгляд в какую-то свою мрачную пустоту и зачем заказывала салат, который был всё ещё нетронут, одному Богу известно. Глядя на неё, я подумал – да, она вполне могла это сделать с собой. И тонкая полоска на шее уже не казалась незагорелым местом от цепочки. И витиеватая татуировка на запястье, возможно, что-то скрывала.
И тут жена, едва заняв своё место и взяв принесённую чашку, с ходу, вот прямо с ходу, предложила:

- Юленька, тут такое дело. Мы с Петей и дочкой хотели в кино сходить, и билеты уже купили. Но вот дочка отказалась, какие-то планы у неё там вдруг появились. Ну, какие могут быть планы у пятнадцатилетней?

Так жена включает «дурочку», когда нужно заболтать собеседника.

- Может, вы к нам присоединитесь? А то сдавать билет… Не люблю я это. Будто капитулируешь. И кассиры смотрят с подозрением. Звучит глупо, но у меня свои тараканы в голове.

Она ласково и откровенно улыбалась, показывая, что нам можно доверять.

- Так что, поможете двум несчастным киноманам?

Юля чуть засмущалась.

- Ну… если всё так серьёзно.
- Более чем. Вы сделаете очень благородный поступок. Тем более, что с этим, - она пренебрежительно кивнула в мою сторону, - скучно. Он не любит хорошие фильмы, как я. Ему только перестрелки и драки подавай.
- А мне нравятся хорошие, - улыбнулась Юля.

Жена уже допила кофе, причём как-то быстро, чуть ли не давясь, и попросила меня:

- Закажи ещё, только получше. Не эти помои.

Она улыбнулась Юле:

- Люблю, чтобы кофе был хороший.
- И фильмы.
- И фильмы тоже. А если со счастливой концовкой, то вообще здорово!

Я понял намёк, не дурак, знаете ли, и пока стоял возле стойки, достал смартфон и принялся изучать наличие хороших фильмов в кинотеатрах. На душе было не то, что бы легко и радостно, но казалось, что я поступаю правильно. Все живы и идут в кино. Вот почему эти китайские самураи так рьяно несли всякую там ответственность. Ну, или я вообще ничего не понимаю в их философии.


Рецензии
Мужская ноша тяжёлая, женская бездонная.
Хорошая психология рассказа.
Спасибо - Николай

Николай Куцырка   08.12.2023 12:15     Заявить о нарушении
Есть такое) Спасибо!

Игорь Фёдоров 77   09.12.2023 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.