Калейдоскопщик

Если спросить любого участника этих соревнований – что его привлекает в калейдоскопе, он, несомненно, ответит:

- Симметричность.

А может:

– Эстетика.

Или:

– Бесконечность.

Ну и то, что влезет всегда и везде:

- Философия.

И действительно, калейдоскоп – это порядок из хаоса. Россыпь перекатывающихся стекляшек в отражении трёх зеркал превращается в симметричные узоры, подчиняющиеся геометрическим расчётам, и обладающие поистине притягательной силой, волшебным изяществом и бездонной красотой. Калейдоскоп – это хранилище ярких, непохожих друг на друга, чудес. Это колодец детских фантазий, смешанных с мозаическими цветами-салютами. Это замочная скважина в причудливый мир. Это раскрашенный уличными фонарями иней на окне и разноцветная карусель из Страны Чудес, вращающаяся в разные стороны.
Только не все понимают, зачем это. Но кто-то участвует в чемпионате по запуску бумажных самолётиков, кто-то соревнуется в перетаскивании жён, а кто-то собирает калейдоскопные узоры.

Антон не любил городской транспорт. При наличии у каждого пассажира смартфона, любая маршрутка или троллейбус превращаются в музыкальную шкатулку, где ты в центре сборника всевозможных жанров, причём зачастую не самых твоих любимых. Ну и разговоры, конечно. Громкие, личные, матерные, во всеуслышание, чтобы все знали.

- Я в маршрутке!
- Скоро буду!
- Что взять? А разве у нас его нет? Я же вчера покупал! А на полке смотрела?

И так далее. И каждый старается крикнуть соседу в ухо. И всё это нудно, серо и беспросветно. Поэтому, проехав большую часть пути, Антон выходил за три остановки и шёл пешком. Это недолго, а если срезать через дворы и не заходить в магазин, то совсем рядом.

И как раз возле этого магазина, в осенний пасмурный день, он повстречал Таню, девушку симпатичную, неглупую, но со своими принципами и чувством юмора. И она не понимала его любовь к калейдоскопам.

- Даже если сто тысяч обезьян и напишут поэму Шекспира, ошибок они там наделают прилично.
- Каких обезьян?
- Которые будут молотить по пишущим машинкам, а не собирать бананы.
- Это ты сейчас к чему?
- О твоих узорах. Если вращать калейдоскоп влево-право, как кубик Рубика, то в один прекрасный день можно собрать заданный рисунок.
- Как у тебя всё просто! В среднем человек может собирать узоры 57 минут, и это профи. Потом он перестаёт что-либо соображать. Становится рассеянным, концентрация падает. А количество деталей в трубе и их цвет всегда разный. Навык адаптации тоже очень ценен. Например, в две тысячи…
- Я о другом. Теоретически, просто теоретически – можно собрать требуемый узор путём бессмысленного вращения трубы раз в миллион лет?
- Теоретически – да. Но…
- А бухгалтерия так не работает. Там нужен точный расчёт, а использование подставных чисел и математических знаков ни к чему хорошему не приведёт. Даже раз в миллион лет.
- А это тут причём? Знаешь, я иногда просто не могу тебя понять.
- А ты не понимай. Открой любой годовой отчёт со сведённым балансом, и увидишь настоящую гармонию.
- Так я твою бухгалтерию не трогал вроде.
- Ну ты же постоянно орёшь о симметрии, при этом просто вращаешь детские игрушки, не прилагая никаких мыслительных процессов.
- За тебя всё делает «1С».
- Без базовых основ не поможет никакая программа. А тебе что помогает?
- Терпение и чувство прекрасного.
- Цветы из пластмассовых штучек, это прекрасное?
- В маленькой трубе спрятано бесчисленное множество непохожих узоров, вот что прекрасно и непостижимо.
- И никакой практической пользы!
- Не сравнивай свою работу и моё хобби! Ладно, я не буду больше «орать» о симметрии, если тебя это напрягает.
- Да мне как-то всё равно. Ори на здоровье. Пошли в кафешку, кофейку попьём. С тобой поспоришь, потом давление поднимается.
- Кофе ещё больше поднимет.
- Ну вот видишь?
- Что?
- Ничего. Кофе хочу. С булочкой.

Вот такая она, эта Таня. А ещё у неё фиолетовые волосы, татуировка на плече и она главный бухгалтер. Директор фирмы, кстати, не отец и не любовник и принял её на работу исключительно за ум, хотя вызывающая внешность на собеседовании отталкивала. По крайней мере, она согласилась не носить мини-юбку в рабочее время, но не возможно не выражаться во весь голос в конце месяца. Свести баланс бывает так же трудно, как Антону собрать в калейдоскопе узор аналогичный заданному.

Кстати, сам Антон не одобряет фиолетовые волосы Тани и, тем более, тату. А после упомянутого кофе с булочкой, он улетел на чемпионат по складыванию узоров. Именно поэтому у Тани было плохое настроение и она упомянула про обезьян – настолько не понимала и не принимала увлечение своего парня. В общем, две противоположности вроде бы и притянулись, но как-то не очень.

- Через пять минут посадка. Телефон отключу.
- Доберёшься, позвони.
- Обязательно.
- Кстати, как там называется ваш балаган? Чтобы в Интернете посмотреть.
- До сих пор точное определение не придумали. Вообще – чемпионат по складыванию калейдоскопических узоров. Но чтобы попроще – чемпионат по калейдоскопу.
- Как топорно, при всей вашей любви к изяществу.
- Ну, куда нам до твоей бухгалтерии!
- Это точно.

Хорошо ещё, что этот так называемый чемпионат проходит всего два раза в год. Здесь нет бесконечных сборов как у официальных спортсменов – легкоатлетов или дзюдоистов. Все эти «России», «Европа», «Мир». Решили собраться в Челябинске, и вся эта увлечённая толпа ломанула в Челябинск. Потом ещё где-нибудь, были бы спонсоры, такие же увлечённые, как и сами участники. Потому что калейдоскопы стоят недёшево, плюс аренда помещения, участников много, популярность чемпионатов повышается.

- Без медали не возвращайся.
- Будешь верить в меня, будет медаль.
- Хитренький какой! Проиграешь, значит – я виновата?
- Ну да. Кстати, у нас нет медалей. Только грамота и денежный приз.
- Ты не говорил.
- Это ты не слушала.

Всё очень просто. Каждому участнику выдаётся калейдоскоп. Количество деталей и цвет обговаривается заранее. Задача – вращением трубы по и против часовой стрелке собрать узор максимально приближенный к случайно предложенному компьютерной программой. Тут как в тире, где уложить все выстрелы точно в цель и набрать 100 процентов проблематично, а вот 97 и 45 сотых вполне возможно. Заданный узор не давался ещё никому и вряд ли такое произойдёт. Участник собирает свой вариант, если удовлетворён результатом, жмёт на трубе кнопку «фиксировать» и датчики сравнивают изображения. Самый похожий узор побеждает, как в шоу двойников.

- Как гостиница?
- Нормально. Завтрак почти по расписанию.
- Боишься, что начнут без тебя?
- Без главного претендента на победу?
- А, ну да. Ты же у нас самый-самый.
- Сама сказала!

Просто, оно, конечно просто. Но руки дрожат, пальцы немеют, сердце стучит. Через двадцать минут новичок уже не может сфокусироваться, он просто вращает трубу туда-сюда, стыдясь первым закончить турнир. У профессионалов концентрация дольше, они готовы к длительному марафону сидя на одном месте и к беспрерывной разноцветной круговерти. Пока они в игре, усталость их не берёт. Дело привычки. Но после часа, всё равно, устают все.

- Что делаешь?
- Сейчас у меня аутотренинг, а после обеда первый турнир.
- Ну и как там? Классно?
- Вообще! Собрались калейдоскопщики со всей страны и даже иностранцы есть!
- Калейдоскопщики! Ну что за слово?
- Твоё предложение.
- Ну, есть же шахматист, штангист. Значит, калейдоско… Позвони, как закончите.

Усталость и разочарование приходят позже – после проигрыша. Пока ты в игре, процесс создания узора поглощает полностью. Ты не разноцветные стекляшки перекатываешь, ты создаёшь новый мир. Перед глазами расцветают немыслимые узоры – красочные, яркие. Они разные, их несчётное количество. Но нужен один. Один узор из всех бесконечно возможных. И вот, он готов. Осторожно нажимаешь кнопку для фиксации, датчики сравнивают результат с заданным изображением, и ждёшь остальных участников.

- Ну как?
- Пока что пятый.
- Это плохо?
- Ещё в игре. Завтра второй день.
- Устал?
- Конечно. Пойду спать. Подъём в шесть.
- Ну, тогда спокойной ночи. И что вас тянет к этим трубкам? Пока.
- Да много что тянет. Кто-то верит, что в калейдоскопе они видят настоящий лик бога, бесконечно меняющийся и потому непознанный. Ну, это из фанатиков. Другие улавливают в этом плавающую динамику геометрической вертикали через функционал. Другие хотят повторить задание с точностью до тысячных! До тысячных! Чтобы все сто процентов! Чтобы идеально, понимаешь? Такие отказываются даже от первых мест, потому что – неидеально, видите ли! Прикинь! Перфекционизм во всей своей красе! Один такой собирал узор в течении…
- Ты точно устал?
- Э-э… Пока!

Один из участников – дальтоник. Все это знают, и это не противоречит правилам, хотя он, по сути, инвалид на этом мероприятии. И он один из первых собирает узор, нажимает «фиксировать», уходит в зал и просто ждёт окончания. И это начинает действовать на нервы остальным. Что у него там получилось? Зачем его допустили к чемпионату? Толерантность и сюда проникла? Нервы на пределе из-за такой ерунды и остальные участники здорово лажают.

У Антона почти всё сошлось. Сходилось уже дважды и всё рушилось в один момент. Вместо последней стекляшки падали сразу несколько деталей, увлекая за собой ещё сверху и получившиеся узор, каким бы великолепным он ни был, сильно отличался от заданного. Если не выйдет и сейчас, на большее его уже не хватит. Антон по миллиметру поворачивал трубу. Детали с тихим стуком скатывались вниз, от разноцветного разнообразия резало глаза. Перерывов не предусмотрено, иначе турнир затянется надолго.

Ну же! Словно антипод Сизифа, Антон сбрасывал стекляшки вниз, чуть щёлкая пальцем по трубе, узор приобретал нужные очертания и… всё пропало. Разноцветный камнепад рухнул, раскрылись невиданные доселе цветы, но совершенно не такие, какими их выращивали. Антон потянулся к «фиксировать», чтобы обойти хотя бы дальтоника, но опустил руки, стекляшки смешались окончательно, и что там получилось в итоге, уже не имело значения. Утешало только одно… Да нет, ничего не утешало.

- Ну?
- Сошел с дистанции.
- М-м-м. А что так?
- Не получилось. Бывает.
- И ради этого ты меня постоянно бросаешь?
- Приходится.
- Что приходится?
- Бросать тебя.
- Что-то как-то не въезжаю. Я понимаю, ты устал играть в игрушки, но поясни последний момент.
- Ну вот… Ты одобряешь моё увлечение?
- Нет, конечно! Что тут одобрять? Твои детские забавы?
- Поэтому мне приходится тебя бросать на неделю, что бы всё остальное время быть с тобой.
- Охренел, что ли?
- А если бы отпускала с чистым сердцем, я бы просто уезжал на турнир, не бросая тебя. Поняла?
- Ох ты, бли-и-ин! Какая заумь, куда деваться! Но если мне действительно не нравятся твои калейдоскопы, что могу поделать?
- Мне фиолетовые волосы и тату тоже не по душе.
- Ну и чего молчишь? Сказал бы давно, перекрасила бы в зелёный!
- А мне уже всё равно. Я тут с одним дальтоником пообщался…
- С кем?!!
- С дальтоником. Умный человек, кстати. Вот он сказал, что иногда цвет не имеет значение.
- А что же имеет?
- Принцип.
- И в чём же состоит этот твой принцип?
- Не мой, а твой. Если ты не хочешь менять цвет волос, пусть будет так, потому что это для тебя важно. Но может, ты захочешь сменить фамилию.
- А с фига же мне менять… Что?... Это как это?... Погоди! Я немного не догоняю… Это что-то вроде предложения?
- Предложение будет по приезду. А сейчас я просто ставлю тебя перед фактом, что мы женимся с любым цветом твоих волос. Да будь хоть лысой, бухгалтерия всё стерпит.
- Нет. Но…
- Ну а чего тянуть, в самом деле!
- У нас получится?
- Расписались и всё. Делов-то. Все через это проходят.
- Это так… романтично. Ты приезжай, давай, а?
- До отлёта схожу в ювелирный. Здесь выбор больше, чем у нас. Может что приглянется.
- А мой размер! Я не помню! Вроде семнадцатый с чем-то, что ли! Надо посмотреть!
- Я разберусь, хорошо?

Калейдоскоп, как и колесо Сансары, вращается. Спираль из новогодних гирлянд уходит в бесконечность. Узоры сходятся, а противоположности притягиваются.


Рецензии
Мир прекрасен во всём своём многообразии, и одинакового нет ничего. Именно из неодинаковостей и состоит удивительный, бездонный калейдоскоп жизни.

"Калейдоскоп – это хранилище ярких, непохожих друг на друга, чудес." -!

Как же замечательно Вы, Игорь, описали этот "порядок из хаоса"! Браво.

Очень понравилось!
С пожеланием новых, увлекательных рассказов - Таиса:)

Азиза   20.08.2023 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Таиса! Это тот случай, когда вначале рождается название, а потом рассказ)

Игорь Фёдоров 77   20.08.2023 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.