Рамейко-Гурко

Рамейко-Гурко – давний княжеский род. Что касается герба «Гурко» - родоначальником его истории считают Гурко (иначе Гурия) Алехновича Рамейку, который в 1539 году являлся наместником смоленским. Наследники этого Гурко, хотя возможно, и свояченники его брата Евстафия, жили в Витебском воеводстве.

Правнук Гурко-Рамейко Андрей, который родился около 1600 года, а в 1655-1667 годах, когда шла война России с Речью Посполитой, попал в плен к русским и умер в Москве. Старший сын Данила остался там жить. Остались сведения, что одинокая внучка Данилы Анна Михайловна в 1723 году вышла замуж за князя Илью Андреевича Друцкого-Соколинского. И хотя род князей Друцких сам по себе давний, Илья Андреевич решил выдать за своё имя Рамейко-Гурко. Эта линия, как установили исследователи, угасла в XІX столетии. Знаменитые люди идут по линии, что берёт начало от младшего сына Андрея Друцкого-Соколинского Иосифа, так как он остался жить в Беларуси. Его наследники после раздела Речи Посполитой взяли Российское подданство. Один из них, Иосиф Владимирович (1782 – 22.12.1854 г.) получил звания генерал-лейтенанта, в 1845 году стал сенатором. Его сын, Владимир Иосифович (1795 – 24.01.1852 г.), с 1810 года служил в семеновском полку, участвовал в Отечественной войне 1812 года и иностранных походах русской армии в 1813-м году.

С 1821 года находился на службе в главном штабе, в 1825 году его назначили начальником штаба 5-го корпуса. В час восстания декабристов должен был арестовать генерал-губернатора Москвы, но этому плану не удалось осуществиться. Попал под следствие, однако, поскольку особых указаний не было, не только отпустили на волю, но даже не повлияли на дальнейшую карьеру. Был начальником штаба гренадерского корпуса, начальником 11-ой пехотной дивизии, начальником войск на Кавказской линии, заложил Усвижанскую крепость в Чечне, являлся начальником штаба особого кавказского корпуса, а с 1851 года – начальником всех резервных и запасных войск. Дослужился до звания генерала от инфантерии.

Люди такого высокого звания имели в России много власти. Ромейко-Гурко – не исключение. Но больше всего Владимиру Иосифовичу нравилось родовое поместье, какое размещалось в наипрекраснейшем месте в луговине р. Друть, недалеко от деревни Бурневка между Скуратами и Сурнавкой теперешнего Круглянского района. В нём Гурко проводил свободное время, там подолгу жила его семья. 28 июня 1828 года в Бурневке и родился в семье у Гурко сын, которому, как и деду дали имя Иосиф.

Детство мальчика проходило среди природы и художества друцких промыслов. Запечатленные воспоминания о жизни в отцовом поместье Иосиф Владимирович пронёс через всю жизнь, а запомнилась ему много - и дружба с селянскими детьми, с которыми играл, и часы, проведённые за книгами в богатой библиотеке, к которым отношение было особое. И запомнил те вечера, когда мать и близкие люди, рассказывали ему про род Рамейко-Гурко – лучшие представители рода самоотверженно служили отечеству, заявили себе славу на ратных полях. Родители не имели секрет, что им хочется, чтобы сын продолжил семейную традицию. Да и сам Иосиф мечтал о войсковой службе и атмосфера родительского дома сопутствовала настроению продолжать традицию. Казалось сами полотна художников, отображая батальные сцены, вносили привкус пороха на каждом шагу, давали заряд патриотизма. На стенах реликвии: мундиры и разная войсковая амуниция и конечно же оружие, которым Гурко громил в разное время врага. Библиотека открывала глаза на страницы истории, а книг было множество и разные.

Когда возник вопрос об образовании, то мнение Иосифа и родителей совпало, и военную карьеру Иосиф начал с кадетского корпуса. В то время этот корпус являлся специализированным военным заведением закрытого типа, который готовил юношей из среды дворян для военной и державной службы и наиболее талантливые выпускники в будущем становились офицерами гвардии. Достойно жить – было правилом, а не исключением. Когда уже флигель-адъютанту при царе в 1861 году ІІІ жандармское управление предложило работу доносчика, на что, при отказе Гурко отрицательно «Колокол» - Александра Герцена заметил: «Аксельбанты флигель – адъютанта Гурко – символ доблести и гордости».

Оценка Герцена возвратила утерянный было взгляд на святое понятие дома и чести, где на первом месте было, двоедушие, чванливость и подкуп. И со своей честностью Иосиф выглядел в чужой стае белой вороной. Когда в 1875 и 1876 гг. в Болгарии развернулась восстание против Османского Ига, Россия пришла на помощь славянскому народу. Дунин-Марцинкевич эту часть истории запечатлел в 2-х песнях под названием «Славяне в ХІХ столетии». В разделе «Песня про Дунай», написанном в 1856 году, звучит кличем к борьбе. Первый бой против Турков в основном приняли белорусы. Войну начали солдаты и офицеры 54-го Минского Белорусского гусарского и могилевского пехотных полков.

Последние годы Иосиф Владимирович провёл в своём поместье Сухарево на территории Тверской губернии (Теперь Тверская область), где и умер 28 января 1901 года, нашёл вечный сон на местных могилах. Могила ухожена и не забыта, и на сегодняшний день. Помнят про славного сына Белоруссии и Болгарии. В городе Плевне есть музей «Освобождение Болгарии». В парке этого музея установлены бронзовые фигуры генералов, которые проявились в русско-турецкой войне: М.Скобелев, Э.Тотлебен, И.Гурко и др. Войсковую карьеру сделали и своим призванием и сыновья Гурко.

Старший Владимир (1863-1931) с 1902 года возглавлял земский отдел Министерства внутренних дел России, затем был замминистра отдела внутренних дел. После гражданской войны находился в эмиграции.

Василий Иосифович (родился 19 мая 1864 года, умер 11 ноября 1937 года) дослужился до звания генерала от кавалерии, принял участие в англо-бурской войне, был военным агентом при армии бурав, не остался в стороне и от русско-японской войне. С ноября (осени) 1916 года до февраля (зимы) 1917 года выполнял обязанности начальника штаба Верховного главнокомандующего, а в марте-мае 1917 года командовал Западным фронтом. За анархичные выступления Временным правительством был снят с должности, находился под арестом, а потом был выслан за границу.

Младший сын Гурко Дмитрий Иосифович (родился 5 октября 1872 года, год смерти неизвестен). Имел звание генерала-майора. В первую мировую войну командовал гусарским полком, являлся начальником дивизии. После гражданской войны также эмигрировал.

Их судьбы простыми не назовёшь, иначе быть и не могло. Иосиф Владимирович воспитал своих детей преданными отечеству, в том понятии, в котором он видел. Воевал за Родину, другой Родины он себе не представлял.

В историко-документальной хронике «Память. Круглянский район» мы так же находим данные о сыновьях Гурко. И.Гурко вырастил двух сыновей. Николай когда был студентом Петербургского университета, в конце 70-х гг. прошлого столетия действовал в народовольческом движении. Эмигрировал за рубеж и погиб на баррикадах в Италии. Младший, Владимир в будущем генерал принял участие в англо-бурской войне на стороне буров. В период первой мировой войны мужественно воевал на Западном фронте. В волнениях 1917 года не принял участия и выехал за границу. В 1918 году англичане организовали интервенцию в Россию, предложили ему участвовать и возглавлять корпус. Владимир Гурко отказался воевать против своего народа. Умер в Риме 1930 г. Род Ромейко-Гурко угас. Могила генерала-фельдмаршала И.Ромейко Гурко с бережливостью сохраняется на кладбище в Сухарево Тверской области. На памятнике высечены даты «1828-1901» (В.Д.Бабрович предоставил данные в книгу «Память. Круглянский район»)

Поскольку в музее г.п.Круглое идёт переписка с военно-историческим музеем в г.Лиозно Витебской области, где утверждают, что Владимир Иосифович (1795 - 12.01.1852 г.) похоронен в г.Лиозно Витебской области. Хотя по роду Соколинских – Андрея и сына Иосифа маловероятно, что Иосиф Владимирович родился в Лиозно. Остаются вопросы, поэтому директор музея ведёт переписку. В те годы газеты писали, что Владимир Иосифович имеет титул князя Друцкого, значит и родовое поместье находилось в поместье Бурневки близ Друцка. По другим источникам он родился в дер.Высочаны Оршанского уезда Могилёвской губернии, теперь Лиозненского района Витебской области (ошибочно названа деревня Бурневка, теперь Круглянского р-на.)


Рецензии