Джаба Иоселиани

     Признать Иоселиани Джабу Константиновича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 177 УК Грузинской ССР, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
17 августа 1943 года Молотовский суд г. Тбилиси.
1943 год. Август. Разгар жесточайшей, народной войны. Именно в это время происходит одно из наиболее значимых сражений этой войны - Курская битва, величайшее танковое сражение в мировой истории.
Как позже признавался Иоселиани, на преступление он пошел сознательно, желая повысить в тюрьме свой статус. А было ему в то времй 17 лет. Миллионы советских пацанов того возраста страстно мечтали о фронте, но, как видим, не все. Были и другие.

       Просто поражаешься, как разно складываются судьбы людей. Рождается маленький Петенька в глухой сибирской деревеньке, в многодетной семье плотника и всю жизнь проводит в том же селе, каждый день размахивая топором, стругая и обтесывая вековые лиственицы. А в это время в Симбирске, в семье инспектора народных училищ рождается мальчик, который за свою короткую жизнь перевернет мир, сбросит царя и создаст и возглавит новое государство. И, между прочим, сделает это не один, а вместе со своими верными соратниками, главным из которых был Иосиф Сталин, этнический грузин, правивший страной после смерти Ленина около тридцати лет. Человек, по словам Черчилля, "принявший страну с сохой, а оставивший с атомной бомбой". Ну, а отсюда остался лишь маленький шаг до героя нашего рассказа, поскольку Джаба Иоселиани также являлся грузином, родившимся сорок лет спустя после рождения Сталина. Разумеется масштабы фигур несопоставимы, равно как идеологии этих личностей. Однако, читатель сам прекрасно знает, кем был Сталин и какова была его роль в истории России. Иоселиани же был личностью совсем иного склада, но - личностью. Который, кстати, ненавидел Сталина и называл его не иначе, как "гуталинщиком" (сапожником).

     В 1948 году Иоселиани получил досрочное освобождение. Подавшись в Северную столицу, по поддельному аттестату  Джаба поступил в Ленинградский университет, промышляя в свободное от учёбы время противоправными поступками. В 1951 году Джаба Константинович был арестован в Ленинграде и получил 1 год тюрьмы за хулиганство.

     Далее последовало разбойное нападение на ювелира, закончившееся убийством. Иоселиани попался на на этом вооружённом нападении с убийством и был 7 июля 1956 года судом г. Ленинград (Ленинградская область) осужден на 25 лет по статье 59-3 УК РСФСР на 25 лет.

       Удивительно, как наше общество воспринимает преступления и преступников. Казалось бы, оно, общество, само разработало законы, по которым нарушившим его лицам полагается наказание в соответствии с тяжестью совершенного. А после уже само общество должно бы воспринять преступника, как некоего отступника со всеми вытекающимися отсюда подробностями. Ан нет. Преступления замазываются, иные преступники героизируются. Во всех езидских семьях на территории Советского Союза в качестве важного и необходимого атрибута была висящая на стене в рамочке фотография Деда Хасана, одного из самых закоренелых преступников страны, можно сказать, лидера пресупного мира. Хотя, чему удивляться? Являлся ли Наполеон преступником? Несомненно. Вспомним его арабскую компанию, когда он лично обещал нескольким тысячам арабам сдаться в обмен на жизнь, а спустя несколько дней сам же приказал всех пленных перестрелять. Преступник? Конечно же, преступник. Но только не для французов, для которых он - герой нации номер один. Орел, так сказать. Был ли Гитлер кумиром всей Европы два десятка лет первой половины дебятнадцатого века? Был. Ну, тут и говорить нечего, ибо эта мразь вошла в истории в качестве одного из величайших злодеев всех времен и народов. К чему эти рассуждения? Дабы сказать, что порой (и очень часто) вор, преступник и успешный политик сосуществуют, так сказать, в едином лице, то есть, в данном случае в облике Джабы Иоселиани.

     В заключении Иоселини занимался литературной деятельностью. Начал публиковаться в журналах. По просьбе грузинских деятелей культуры в 1966 году (по ходатайству Союза писателей Грузии) был освобождён досрочно в возрасте 39 лет. После выхода из тюрьмы Иоселиани окончил вечернюю школу, театральный институт, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, читал лекции в Тбилисском театральном институте. Как отмечал журнал «Власть», Иоселиани был прототипом «честного вора в законе» Лимоны Девдариани из романа «Белые флаги» (1973) известного грузинского писателя Нодара Думбадзе, который был другом детства Иоселиани.

     А давайте-ка вспомним, что в это время пост бессменного секретаря Президиума Верховного Совета СССР ( в течении 25 лет) занимал  Михаил Георгадзе, этнический грузин. Который ну просто не мог не порадеть такому родному человеку, уже получившему в заключении статус вора в законе. Ну, вот вдумайтесь. Писатели Грузии, не знакомые с данной личностью, но знающие о том, что он - убийца и вор, тем не менее просят о его досрочном освобождении. Он, видите ли, хороший писатель.

     Итак, Джаба Константинович освободился. Закончил десятилетку, институт, защитил кандидатскую, потом докторскую (кстати, в Ереване), тема «Комизм и маски в грузинской поэзии», стал профессором, читал лекции в университете и театральном институте, а заодно, по воровской привычке, курировал транспортировку и сбыт излишков урожая, взращенного на благодатной грузинской земле, урожая, не поддающегося ни учёту, ни административному контролю, да и как тут учтёшь, если Минсельхоз в доле, в общем, крышевал трафик овощей и фруктов, по нынешнему выражаясь, писал научные монографии, романы, пьесы, которые ставил театр имени Марджанишвили. То есть, совмещал должности профессора, учил студентов правильной жизни, а в остальное времй крышевал преступный бизнес. Браво, Союз писателей.

     Когда Союз распался, наступило ИХ время. Тут уж Иоселиани своего не упустил.
Организация, созданная Джабой Иоселиани, по существу являлась незаконной преступной группировкой, в составе которой преобладали уголовники, наркоманы и уличные беспризорники. В скором времени члены «Мхедриони» вошли в парламент Грузии. Группировка Джабы Константиновича принимала участие в большинстве вооружённых конфликтов, происходящих на грузинской территории. Именно с помощью Джабы Иоселиани восставшая толпа свергла законно избранного президента Гамсахурдия и привела к власти прожженного делягу и партаппаратчика Шеварнадзе.

     Собственной армией Джаба Иоселиани обзавелся еще при коммунистах. В январе 1992 года его "Мхедриони" ("Всадники") вышибли из президентского дворца Звиада Гамсахурдиа. Приведя к власти Эдуарда Шеварднадзе, Иоселиани и его бойцы отправились на войну в Абхазию, где стяжали славу отъявленных головорезов, мародеров и насильников. Победе грузинского оружия это не помогло: в 1993 году пал Сухуми, несколько тысяч грузин в панике бежали, а "Мхедриони" вернулись к мирным занятиям — рэкету и наркоторговле.

     Августовский путч мы встретили в Сочи. Уже тогда было совершенно ясно, что страна разваливается. Начались перебои с поставками, а как следствие, и со снабжением, резко упала дисциплина на всех уровнях, поднял голову криминал и так далее.
- Уважаемый, какие новости насчет ереванского поезда?
- Московского или ереванского?
- Московского.
- Никаких новостей нет. Нету. Вообще.
- А насчет ереванского?
- Насчет ереванского тоже нету. Ты что, сам не видишь, что творится? Страна в пропасть катится. Так что ничего никто не знает. И про твой московский, и ереванский, и тбилисский.
Мы уже четвертый час сидели на вокзале Адлера, не теряя надежды все-таки поймать нужный нам поезд момер 55 Москва - Ереван, на который еще два месяца назад с боем приобрели билеты. Никто ничего не знал. На вокзале царил хаос, некоторые следующие на север поезда лишь обозначали остановку, немедленно трогаясь в путь. А мы все ждали и ждали. И естественно наш поезд пропустили, когда на какие-то четверть часа зашли пообедать в привокзальный ресторан, где обычно объявляли о прибытии поездов. но только не в тот раз. Пришлось брать билеты на электричку до Сухуми, а оттуда уже до Тбилиси. В самой столице Грузии кипела политическая жизнь. На центральной площади (естественно, имени Ленина) сносили памятник. Толпа восторженно завопила, когда голова вождя мирового пролетариата откололась от туловища. Было в этом зрелище нечто противоестественное, отвратительное. Впрочем, как и любой акт вандализма. Жене также было некомфортно.
- Крепче держи детей, а еще лучше, давай вернемся на вокзал. Мало ли что с расписанием.
По расписанию поезд Тбилиси - Ереван ожидался достаточно поздно, а потому мы без труда устроились неподалеку от окна, на нескольких смежных креслах. Прямо напротив нас, в проходе, о чем-то живо переговаривались трое весьма приличного вида людей. Особенное внимание привлекал и даже выделялся отлично одетый, холеный человек среднего возраста, с умными пронзительными глазами. Сразу было видно, что "предводитель дворянства" - именно он. Те двое отчаянно жестикулировал, что-то горячо говорили, но стоило предводителю открыть рот, как они замолкали и с огромным вниманием его слушали.
       По противоположную сторону от группы сидели два русских солдатика. Очень похожие друг на друга. Веснушчатые, русые, белые. Вид у солдатиков был изможденный и затравленный. Чувствовалось, что ребята напуганы и с нетерпением ждут поезда, дабы поскорее убраться из этого негостеприимного места. Именно тогда к власти пришли националисты и первым делом потребовали закрыть российскую базу и вообще, всем руским убраться, а тем, кто остался - заткнуться и сидеть тише воды, ниже травы. Хотя, будем справедливы, те же лозунги выкрикивались в отношении прочих, заселяющих Грузию народностей. И в первую очередь тех, кто имел хоть какие поползновения на независимость - абхазов и осетин. Грузия - для грузин! Ну конечно! Излюбленный лозунг националистов. Румыния - для румын, Киргизия - для киргизов, а вот когда человечество освоит планеты, так сразу появится лозунг: "Марс - только для марсиан".
       Шумно переговариваясь и смеясь, в зал вошла ватага молодых ребят. Человек восемь. И в зале сразу же стало шумно и многолюдно. Ребята затеяли шутливую драку, а потом расположились недалеко от солдатиков, которые от страха попросту приросли к своим стульям. Поначалу молодые люди были заняты какими-то своими делами и разборками. Наконец, один из парней приметил солдат-бедолаг.
- Ва, ну-ка посмотрите, кто тут сидит. Доблестные русские воины.
Новая игра была немедленно подхвачена.
- Эй, русский, а почему вас так мало? Мы же сказали, чтоб вы все убирались с нашей земли.
- Эй, русский, а ты оружие с собой взял? Не взял? Это хорошо. Мы возьмем ваше оружие и будет из него в вас стрелять. Пока никого из вас в живых не останется.
Такого рода плоские шуточки и выкрики в адрес солдатиков продолжались некоторое время, потихоньку поднимая гонор молодых людей и накаляя обстановку. Наконец, один из парней встал и подошел к солдатам.
- Эй, ты, ну-ка почисти мои туфли.
Ватага разразилась смехом и улюлюканьем, а рядом с наглецом самым чудесным образом материализовался тот самый холеный человек, а вслед за ним и оба его собеседника.
- Ты что за беспредел творишь, мальчишка!
Наглец хотел было, что-то сказать, однако не успел даже раскрыть рот, как получил звонкую пощечину.
- Вы, парни, не понимаете, что творите. Не по понятиям себя ведете. Эти мальчишки виноваты в том, что находятся здесь, на нашей земле? Они сами сюда пришли? Неужели вы не понимаете, что их послали те, которые сидят там, наверху? Это люди в Кремле их сюда послали. Вы думаете, что им нравится служить на нашей земле. Ну, отвечайте!
Магия короткой речи была просто поразительной. Парни переминались с ноги на ногу, виновато потупив головы, а предводитель запустил руку в карман, вынул пачку денег, отсчитал несколько купюр и вручил их виноватому.
- Возьми. Принеси им что-то покушать. И бутылку вина принеси. Пусть они знают, что мы, грузины, никого в обиду не даем. Пусть знают, что грузины - самый справедливый и щедрый народ на земле. Пусть знают. что мы строим здесь демократию.
- Не надо денег, я сам заплачу.
- Возьми сказал. Если хочешь свои деньги добавить, добавляй. Я приду и посмотрю, что ты им принес и как они будут кушать.
Парнишка в соровождении одного из ребят молча взял деньги и ушел. Холеный джентльмен окинул притихших ребят тяжелым взглядом, от которого локальная температура снизилась на несколько градусов и вместе с собеседниками отошел на прежнее место. Минут через двадцать виновники заявились обратно с двумя подносами, которые положили на кресла рядом с солдатами. Бедняги не смели шевельнуться, полагая, видимо, что очутились между молотом и наковальней.
Суровой джентльмен, по-видимому, следил за происходящим, поэтому немедленно заявился к месту разборки. На каждом подносе лежала разделанная жареная курица, огромное блюдо с красной фасолью, сыром сулугуни и зеленью.
- Солдаты, это еда для вас. Возьмите подносы и кушайте.
Солдатики малость ожили.
- Спасибо, мы сыты.
- Возьмите, сказал. Настоящий солдат всегда голоден. И всегда хочет кушать и спать. Кушаешь - срок идет. Спишь - срок идет. Налейте им вина.
Приказание было моментально исполнено.
- Выпейте за то, чтобы на земла был мир. И на вашей земле и на нашей. Нам с вами делить нечего. Пусть каждый народ живет и процветает.
Солдаты выпили и принялись за еду. Джентльмен некоторое время смотрел, как солдаты управляются с едой, затем повернулся к главному виновнику.
- Видишь, бичо, демократия - это тебе не лобио кушать.

Вечером мы вместе с толпой таких же безбилетников штурмовали наш поезд, и, отсидев мягкие части тела, добрались до дома. В Ереване нас встретили те же события. Великая страна кипела, разваливалась, чтобы вскоре вновь восстать, как бессмертная птица Феникс.

А  Джаба Иоселиани возглавил Военный совет Грузии, фактически став первым лицом страны. На свою беду он же привел к власти хитрейшего Эдуарда Шевернадзе, который через некоторое время его же посадил. Правда ненадолго. но карьера Иоселиани на сим окончилась.

Джаба Иоселиани умер в 77 лет. Отпевал его сам Патриарх Илия Второй. На похоронах присутствовали и криминальные авторитеты, и политики, и деятели культуры. В точном соответствии с его тремя ипостасями. Захоронили Иоселиани в Дидубском пантеоне, там, где похоронены генерал-полковник Леселидзе, Константин Николаевич, народный артист Котэ Махарадзе и певица Софико Чиаурели, политик, премьер-министр Грузии Зураб Жвания.

После смерти Иоселиани количество воров в Грузии возросло чуть ли не на порядок. Быть вором всегда было почетно, а нынче стало почетно вдвойне. Стать же вором в законе оказалось голубой мечтой мальчишек того времени.


Рецензии