Сказка Сопливый козел, или Брак как освобождение

В  сказке «Сопливый козел» невесту, младшую дочь купца, уносит Козел на своих рогах. Выражение «у козла на рогах» фразеологический словарь толкует как «глухое, не определённое точными координатами место уподобляется месту обитания нечистой силы, в данном случае – чёрта». Такое дальнее пространство может указывать на ад, в юнгианском переводе – мир бсс.  Из этого следует, что заколдована здесь  должна быть невеста, которую Козел должен расколдовать. Но и жених – тоже не своем виде: он в шкуре козла, которую в конце сказки сжигают. Герои «расколдовали" друг друга, это событие напрямую связано с браком, в юнгианстве – иерогамией (святое или духовное бракосочетание), в алхимии -  coniunctio (объединении Солнца и  Луны).
 
Повторение событий до 3 раз – тоже традиционен в сказках. Это усиливает их значимость и значительность.  Свадебный пир отец проводит для каждой дочки, там же козел трижды смеётся над своей невестой и позорит её перед гостями. Так поступала и царевна-лягушка, когда появилась со стрелой, а потом пекла пирог и ткала ковер. Такое поведение нарушает  бытовые  правила и названо антиповедением, «…носит  как окказиональный, так и внеокказиональный характер… всецело обусловлено ситуацией и является — так или иначе — элементом того или иного обряда; обряд направлен на решение ситуации в символической форме. (Успенский Б. Семиотика культуры). Итак, насмешки – строго  по обряду.

Присутствие защит героев в сказках тоже явление привычное: «Ослиная шкура», лягушечья кожа, шкура козла или синяя борода  – все носят на себе то, что скрывает их и отличает от других персон.  Для невесты – эта защита наложена отцом (анимус героини), который запрещает ей «выходить на крыльцо» согласно законам общественной морали. Козел в данной сказке надевает "защиту" на себя, чтобы спрятать свою истинную сущность и спровоцировать невест. Сказка  говорит об испытании так: «… сопли у него бегут, слюни текут, а бедняжка то и дело платочком утирает, не брезгует. Понравилось это козлу, знай чешет свою бороду!». Защита, конечно, у козла противная. Но эта защита – что надо защита, на молекулярном уровне!
 
Наука говорит, что в природе  «улитки, слизняки и некоторые беспозвоночные  производят слизь, которая, помимо защитной функции (от хищников из-за неприятного вкуса), может облегчить передвижение и играть свою роль при коммуникации». Язык фольклора умеет сказать о том, что прямо назвать нельзя. «Слизь покрывает все точки входа в организм, такие как нос, рот, влагалище, уретра, анус, и улавливает патогенные бактерии или вирусы, грибки, которые пытаются проникнуть в тело таким образом».  Зачем  говорить про слюни, которые распускает жених,  и слизь, которая  из … носа течет?  А сказка давно знает зачем и выражает смысл в символах.

Проверку Козла прошла только купеческая дочь: «двор огорожен частоколом, и на каждой тычинке по девичьей головке. Только одна тычинка простая стоит». Вот такая печальная и поучительная  картина. По словам  Б. Успенского, «мы «можем выделить особый тип дидактического  антиповедения… Поведение юродивого насквозь проникнуто дидактическим содержанием и связано прежде всего с отрицанием грешного мира».  Такова роль героя сказки (Козла) в освобождении невесты от отцовской власти.

Как оказалось, мой выбор сказки не случаен. Сказки  «про шкурки» звучат слишком злободневно: смешение границы сакрального и реального, переодевание мужчин и женщин в несвойственные им одежды и маски Персоны - разрушают традиционность семьи. Шкурки-защиты проверяют семью на прочность. Защиты сказочных героев  уберегают их от несовершенства мира с его соблазнами и опасностями. Но жизнь в браке – это жизнь семьи, в которой маски не нужны. Все на месте: муж - отец и защитник, жена -мать и хозяйка дома. Семья – лучшая защита от внешнего мира и лучшая охрана – семейные границы.


Рецензии