О поэме-сказке Алексея Гагарина Меж землей и небом

       Современные авторы нечасто обращаются к жанру стихотворной литературной сказки. Поэтому появление поэмы-сказки Алексея Гагарина «Меж землей и небом», на мой взгляд, уникальное явление. Она значительна по объёму – содержит одиннадцать глав, автор назвал их песнями.
       Сюжет сказки довольно интересен и развивается в широких диапазонах пространства и времени. Персонажи имеют яркие и запоминающиеся характеристики, хотя чувствуются и мотивы известных русских сказок.
       Широко используется свойственная русским фольклорным произведениям устаревшая лексика: «младых», «дева», «чело» и др., иногда смещается ударение. Всё это придаёт поэме-сказке особый колорит и притягательность.

       Субъективно, я обратил внимание на то, что текст поэмы-сказки Алексея Гагарина «Меж землей и небом» иногда воспринимается мной с некоторым трудом. Порой возникает ощущение некой «вязкости» некоторых фрагментов и приходиться их перечитывать.
       Интересно попробовать разобраться в причинах этого, тем более что, сходу не улавливается сбоев ритма и серьёзных неточностей в подборе рифм.
       Написана поэма четырёхстопным ямбом с чередованием мужской и женской клаузул.
       Известно, что к песенным традициям народного стиха изначально восходил четырехстопный хорей. В больших эпических формах часто использовался именно этот размер стиха. Но если рассматривать жанр сказки в самом широком смысле, то подходит практически любой размер. Нередко применялся и вольный ямб, поэтому ямб воспринимается как привычный для поэмы-сказки размер.
       Число слогов в рифмующихся строках поэмы-сказки Алексея Гагарина «Меж землей и небом» всегда одинаково и, чередуясь, повторяется.
       Число ударений также одинаково, с учётом возможных пропусков ударений на отдельных слогах и образованием безударных стоп.
       То есть, всё соответствует силлабо-тонической системе стихосложения.

       Но, если рассматривать порядок чередования рифм в стихе, можно сразу заметить, что в поэме-сказке применяется смешанная, иначе говоря, вольная рифмовка.
       При этом главы или песни не разбиты на строфы.
       Для наглядности можно попробовать выделить в первой песне отдельные строфы, основываясь на схемах рифмующихся строк.
       Начальные девять строк разбить не получается, несмотря на то, что в первых четырёх строках и последующих пяти применены различные и не связанные между собой рифмы и способы рифмовки. Но эти строки не отделены друг от друга синтаксической паузой, так как рассмотренные по отдельности не обладают смысловой завершённостью:

            Недавно битва отгремела,     (abab)
            Враг побежден, разбит дотла,
            Но вот за то, что Русь посмела
            Встать на пути у тьмы и зла,
                Заплачена цена большая –     (cddcd)
                Полвойска пало средь полей,
                Чьих-то сынов или мужей,
                По ним скорбит струна тугая,
                И льются слезы матерей…

       В следующих девяти строках можно выделить катрен с кольцевой рифмовкой abba и пятистишие с холостой рифмой abbcb. Синтаксически они более самостоятельны, чем предыдущие девять строк.

            …Князь новгородский Святополк,     (abba)
            Правитель мудрый, он по праву
            На холм воздать ушедшим славу
            Поднялся, исполняя долг.

            А следом – великанов трое:     (abbcb)
            Князь Яр, горячий, молодой –
            Ему не день, если не бой,
            Один он всей дружины стоит,
            Храним таинственной судьбой…

       Далее можно выделить девять катренов с перекрёстной рифмовкой abab. Эта последовательность прерывается катреном с опоясывающей рифмой abba.
       Завершается песнь семистишием с редко встречающейся схемой рифмовки ababaab. Или, если учитывать неточность связывающих семистишие рифм, в нём можно выделить катрен и трёхстишие.
       Несмотря на то, что текст хорошо упорядочен, в нем не удаётся выделить строфы большого размера, так как нельзя обеспечить повторяемость их структур. 
       Но, теоретически, на мой взгляд, для более комфортного чтения, в рассмотренной песне можно выделить строфоиды.

       Сюжет поэмы-сказки хорошо проработан, она наполнена яркими и живыми образами героев и это на удивление добрая сказка.
       В несложном, на первый взгляд, произведении угадывается и юношеский задор и потаённая мудрость автора:

            …«Ужель он правду говорит? –
            Арина друга вопрошала. –
            Ужели мрак – это начало,
            А свет – причина всех обид?

            Так что, мотивы колдуна
            Честны, верны и благородны?
            Ужель во тьме мы лишь свободны
            И к ней идем день ото дня?»…

       Радует положительная концовка произведения. Несмотря на то, что победа добра над злом, конечно, ожидаема – финал сказки воспринимается, как нескончаемый праздничный фейерверк. Ни один персонаж не забыт, и каждый получает свою награду.
       Как и многие сказки, произведение содержит элементы фэнтези, а на сегодняшний день фэнтези является одним из наиболее читаемых жанров. Правда представителей юного поколения, возможно, отпугнёт значительный объём произведения – около пяти авторских листов. Но узнаваемые в поэтической речи и сюжетных мотивах фольклорные традиции могут привлечь взрослых читателей, испытывающих ностальгию по старым добрым русским сказкам. Поэтому, на мой взгляд, поэма-сказка Алексея Гагарина «Меж землей и небом», так или иначе, найдёт своего читателя.


Рецензии
Дмитрий, не совсем я согласна с вами. Меня текст измотал, я праззлника и не почувствовала. Но ваш подход к технике стиха просто бесподобен.

Галина Щекина   30.03.2022 16:50     Заявить о нарушении