О чуди белоглазой и предках с верховьев Печоры

Предки наши по матери Носовы, к моей радости, оказались из довольно известного на Печоре рода Носовых. Жители старинного села Усть-Цильма, известного своей русской культурой, основанного новгородцами ещё в 1542 г. Вероятно из поморов, так как прапрадед и прадед строили большие суда и занимались торговлей. Внешне кудрявые, русые, светлоглазые. О прабабушке ничего не известно, а вот бабушка была смуглая, темноволосая, кареглазая невеличка. Мамина сестра Валентина, миниатюрная, белокурая, носила фамилию Пашина, что по-пермяцки, означает «рыболовная снасть» (из книги «На путях из земли Пермской в Сибирь» М. «Наука» 1989). Неуж из коми-пермяков, обрусевших и принявших старообрядничество? Мама, светлая, русоволосая, внешне всегда напоминала мне  коми. Изучила информацию о коми-пермяках. Относятся к финно-угорским народам, светлоглазые, с серыми глазами. Имеют белокурые, реже, русые или рыжеватые волосы, широкое лицо, чуть вздёрнутый нос. Встречаются и тёмные типы. Своими предками считают чудь белоглазую, белоглазая за очень светлые глаза. Ещё в  XI в. летописец Нестор упоминал народ  русь и чудь, а также чудь заволочную между народцами мордва и пермь. Чудь относилась к финно-угорским народам, напоминая финнов и карелов. Чудьи – люди севера-запада, белокурые, очень красивые, яростно сопротивлялись русам, уходили в глухие леса. Часть их покорилась русам. Девушек красавиц-невеличек охотно брали замуж. Якобы с них рисовали русских девушек. Постепенно чудь смешалась и растворилась среди русских и других народов. Меньше известно о чуди заволочной. Возможно, это чудь, которая не покорилась и ушла в глухие леса на Каму и её притоки. Упоминается она и на Урале, как «дивьи люди», «стары люди», которые умели добывать медь и были сказочно богаты. С приятными голосами, маленькие, красивые. Всё Верхнекамье и Прикамье тоже в легендах: «А кто тут раньше жили, какие-то чуди-люди». Чудь заволочная чрезвычайно близка к коми-пермякам, особенно в Чагайском районе. Хотя некоторые отрицают существование такого народа, который в мордовском эпосе упоминается, как тюштяне, а чудский царь (князь) звался Тюштяном. Народ чучканы упоминается и в научной книге. Знали ли наши предки об этом загадочном народе? Русские считали его  народом глупцом, о котором ходили анекдоты. Да, наши предки знали об этом народе и даже жили с ними «бок о бок», возможно, даже торговали. В памяти всплыло много слов и выражений, слышанных много от матери и земляков с Печоры. Вероятно, это именно об этом народце: чучи, чучки, чуши, чучундра, чучеры, чуи, чухи, чуры. Эти люди занимались сбором кедровых шишек и их звали также: шуша (шиши), шушканы (шишканы), шушера, шухи, шишманы, шишарики. Занимаясь сбором старинных слов, я заметила, что русские с Печоры часто заменяли буквы «у,ю» на «и, е, о», а ещё сокращали слова (подь – пойди, рань – рано, глянь – гляди и т.д.). а от названия «тюштяны» произошли такие прозвища этого народца: тюхи, тюхти, тюши, тючки. Из-за малого роста их сравнивали с мошками: шуша-муша (моша), шушера-мушера (мошара), чушка-мушка (мошка). Намекая на рост, именовали чучки, чудики, шушки. О их занятии охотой говорят выражения: тюх-тютюх, тюх-дюдюх – выстрел из ружья, тюх-петюх – выстрел в лесного петуха. Мы, играя, в войнушку, использовали в игре эти выражения. Русские считали этот народ глуповатым, непонимающим. Мама иногда называла меня «чуча бестолковая», чучундра. Бытовали и такие выражения: чудила с Нижнего Тагила, чудак-человек, чурка с глазами. Это шло, думаю, о простоте, доверчивости народа, а также о незнании ими русского языка: чухти-бухти (бухтеть – говорить непонятно, ворчать), чукли-мукли (мукать – мычать), чучмек, чучбек (мекать, бекать-блеять, т.е говорить на чужом языке, непонятно), а также шушман-глухман. «Ему говорят, а он не слышит» (т.е не понимает языка и молчит). О неприязни народов, между которыми шли войны в прошлом, говорят выражения: чуча-буча (шум, ссора), чучмарик – дословно: злой маленький чуча (мара – злая славянская богиня), шушера-мушера (сброд), шиша да лопа – шишканы и лопари (саами). Они-то, лопари, откуда тут взялись, со страны Лапландия? Значит, когда-то пришли сюда, вместе с чудью, издалека. В книге встретилось и селение Лопва на р.Колве, притоке Камы. В Сибири, на р.Северная Сосьва, была деревенька Лапоры (Лопары). Мама рассказывала, что её жители ходили по болотам в болотоступах – особых деревянных приспособлениях. Мы с отцом ставили сети в Лапорской протоке. Помню, что папин ученик из Лапор, Меледин Виталий был красивым, белокурым пареньком. Мама иногда говорила такое слово, как «шишляндия» (т.е страна шишей), о чём она даже не догадывалась. Для неё это слово имело негативный смысл. От неё я услышала также очень грубое выражение: «Шиша да лопа – грязная рожа) (два последних слова смягчены автором, т.е заменены). Слова тюха, тюхтя означало бестолочь, увалень, тюха-матюха (грубиян, простак). Отмечается в речи русских и их необычный наряд: «чудо в перьях», возможно, их головной убор из перьев, почти звериное чутьё (чуйка-чутьё, интуиция) – чуи, чуйки. На р.Северная Сосьва существовала раньше д. Чуанель, заселённая выходцами с р.Колвы. Из памяти выплыли словечки: тюха-дедюха (охотник). Да, такой народ в Прикамье существовал. Некоторые высказывают мнение, что это были предки вогулов (манси) или остяков (ханты). Но мама никогда не звала так манси или ханты, среди которых мы жили. Она звала их мансийцами и остяками. А отец в шутку: манси-махум (махум – народ) «Манси-махум, манси-махум, манси маленький народ». Куда исчезли чуди? Думаю, что как небольшой народец, слились, растворились среди других народов, русских на северо-западе, и среди пермяков на Каме, мордвы, которые считают их своими предками. Хотя след чуди белоглазой прослеживается в топонимике до Алтая. Когда-то читала о магической силе этого народа. Наша бабушка была самой известной знахаркой на Верхней Печоре и в Сибири, куда они ушли в 1933г. Она лечила травами, глиной, заговорами и молитвами. Существует семейное предание о том, что женщинам нашего рода она «подарила чистую кожу». Сказала, на сколько силы хватит. Ещё она заговаривала кровь, чирьи, бородавки, лечила переломы, вправляла вывихи, принимала роды. К ней везли раненых медведями охотников. В нашем роду иногда рождаются красивые женщины-невелички. В детстве, как куколки. Одной «дюймовочкой», с чуть раскосыми большими глазами, восхищался профессор, считая её красоту необычной, чисто русской. У неё очень красивый, мелодичный голос, думаю как у женщин чуди. Совсем недавно я увидела в интернете, в с.Усть-Цильма, девушку в народном костюме, очень похожую на нашу красивую в молодости родственницу. Почти «как две капли воды». Возможно, в наших венах течёт кровь чуди белоглазой с Севера, может с Прикамья. Среди наших невеличек есть три чёрненькие красотки Носовы, похожие на бабушку. В жизни мне встречались люди с явно чудскими фамилиями: Чучалов, Шишканов, Чуев, Дедюхин (Дюдюхин), Шушман. Возможно это потомки чудного, необычного народца, живущие среди нас.
               
                14.10.2021


 Фотография - наша "дюймовочка"


Рецензии