Достижения 4-й промышленной революции человечеству

ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕТВЁРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ – НА СЛУЖБУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

В последние годы очень много говорят о Четвёртой промышленной революции, о её достижениях и, одновременно, опасностях, которые она несёт человечеству. Внедрение в производство компьютерной техники, интернета, автоматизация и роботизация производства, искусственный интеллект ведут к чрезвычайному росту производительности труда, к стремительному развитию производительных сил, материально-технической базы современного общества.

Одновременно с этим процессом происходит процесс вытеснения из сферы производства человека. В предстоящие несколько десятилетий окажутся «лишними» сотни миллионов, а в дальнейшем и несколько миллиардов людей.

Именно поэтому правящим классом разрабатываются программы сокращения населения Земли, чтобы избежать многомиллионных бунтов, грозящих перерасти в революцию, которая сметёт с лица Земли разложившийся капиталистический строй.

Чтобы продлить существование капитализма, буржуазными теоретиками и идеологами разрабатываются «научные теории» о пост-капиталистическом обществе или «инклюзивном капитализме», то есть «капитализме для всех». Пост-капиталистическое общество его идеологами, одним из наиболее известных из которых является руководитель ВЭФ Клаус Шваб, представляется как общество без границ и национальных государств, общество без собственности и денег, общество, которым будут управлять цифровые корпорации и стоящий за их спиной глобальный финансовый капитал.

Но ведь исчезновение товарного производства и товарно-денежных отношений, исчезновение собственности и денег являются отличительными признаками коммунистической общественно-экономической формации.

Фактически, развитие современных производительных сил объективно ведёт к созданию материально-технического базиса коммунистического способа производства.


Основоположники марксизма-ленинизма о товарном производство, товарно-денежных отношениях и государстве

Карл Маркс детально исследует эти вопросы в основополагающем произведении марксизма - «Капитале».

В научно-популярной форме их изложил Фридрих Энгельс в своих работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и «Анти-Дюринг».

В частности, в «Происхождении семьи…» Энгельс подробно исследует вопрос появления товарного производства и денег, начиная с первобытнообщинного общества, родового строя.

В тот период крайне низкой производительности труда все члены рода работали сообща. Труд делился по естественному признаку. Мужчины занимались охотой, рыболовством, женщины вели домашнее хозяйство.

Так как труд мужчины, охота и рыболовство, не всегда приносил результат, главенствующее место в семье и обществе занимала женщина. Это было общество, в котором господствовал матриархат.

Земля являлась собственностью всего племени, рода, обрабатывалась сообща и все продукты труда равномерно распределялись между всеми членами рода.

Частной собственности, товарного производства, денег и вытекающей из этого эксплуатации человека человеком тогда не существовало.

В ходе развития из общего количества племён выделились отдельные пастушеские племена.

Как пишет Энгельс, произошло первое крупное общественное разделения труда, когда пастушеские племена выделились из основной массы варваров.

Между ними и отставшими племенами начал происходить обмен. Скот сделался главным предметом обмена, и постепенно превратился в товар, посредством которого обменивались все остальные товары, то есть приобрёл функцию денег.

Обрабатываемая земля на этом этапе развития человеческого общества оставалась собственностью всего племени.

В области промышленности появляется ткацкий станок, осуществляется плавка металлических руд и обработка металла. В первую очередь меди, олова и выплавляемой из них бронзы.

Во всех трёх основных отраслях общественного производства – скотоводстве, земледелии, домашнем хозяйстве происходит постепенный рост производства, образуется излишек продуктов труда, возникает необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы. Это осуществляется путём войны с соседними племенами, когда военнопленных начали превращать в рабов.

Энгельс отмечает, что первое крупное общественное разделение труда, вместе с ростом производительной силы труда и богатства в конечном итоге привело к возникновению рабства.

Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два основных класса: класс господ-эксплуататоров и класс рабов-эксплуатируемых.

Происходит ниспровержение материнского права и вводится отцовское право.
«”Дикий” воин и охотник, довольствовался в доме вторым местом после женщины - пишет Энгельс, -  ”более кроткий” пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе».

Далее происходит второе крупное общественное разделение труда, когда ремесло отделилось от земледелия.

С разделением производства на две крупные основные отрасли, земледелие и ремесло – отмечает Энгельс, - возникает производство непосредственно для обмена –товарное производство, а вместе с ним и торговля.

Пахотная земля постепенно поступает в собственность отдельной семьи, преимущественно верхушки племени и постепенно превращается в частную собственность. А отдельная семья становится хозяйственной единицей общества.

Военный вождь народа становится необходимым постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание. Таким образом организуются органы родового строя, развивающиеся в военную демократию.

Война и организация для войны становится регулярной функцией народной жизни. Богатство соседей вызывает жадность, и война ради грабежа становится постоянным промыслом.

Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, которая постепенно становится наследственной. Таким образом, закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати.

И Энгельс делает вывод:
«Так органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племён для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа».

Алчное стремление к богатству раскололо членов рода на богатых и бедных.
В результате распространения рабства добывание средств к существованию собственным трудом начало признаваться делом, достойным лишь раба, более позорным, чем грабёж.

Человечество от варварства (родовой строй, первобытно-общинный коммунизм) переходит к цивилизации (к рабству), на пороге которой происходит третье общественное разделение труда, имеющее решающее значение, отмечает Энгельс. Появляется класс, который уже не занимается производством, а только обменом продуктов, появляется класс купцов, класс паразитов, настоящих общественных тунеядцев, который быстро приобретает громадные богатства и «экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих».

Купец, обладатель денег, начал властвовать над миром.

И эта власть глобального финансового капитала продолжается до сих пор.

«Купец. Культ денег был в его надёжных руках» -Энгельс.
Все другие формы богатства – тень перед этим воплощением богатства как такового.
Власть денег обусловлена тем, что покупка товаров осуществляется за деньги. Появляется денежная ссуда, процент и ростовщичество.

Наряду с денежным богатством появляется и богатство земельное. Земля становится частной собственностью и превращается в товар. Её продают и закладывают (ипотека).

Деньги возникли вместе с возникновением частной собственности на землю.

Происходит концентрация и централизация богатства в руках немногих. И, наряду с этим – обнищание масс и возрастание массы бедняков.

Принудительный труд рабов стал основанием, над которым возвышалась надстройка всего общества.  С родовым строем происходит переворот

Родовой строй отжил свое век. Он был взорван разделением труда и его последствиями, расколом общества на классы, и был заменён государством.

Энгельс пишет:

«Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах “порядка”. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, всё более и более отчуждающая себя от него, есть государство».

  «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов - продолжает далее Энгельс; - так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса».

И Энгельс приводит примеры таких государств: государство рабовладельцев для подавления рабов; феодальное государство – для подавления крепостных и зависимых крестьян; «а современное представительное государство есть орган эксплуатации наёмного труда капиталом».

Ещё несколько высказываний Энгельса по данному вопросу:

«Государство - это организация имущего класса для защиты его от неимущего»,

«имущий класс господствует непосредственно при помощи всеобщего избирательного права»,

«государство … является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса».

«Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше производительных сил возьмёт оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать» («Анти-Дюринг»).

  И Энгельс делает вывод:

«Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определённой ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству.  Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли.  С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».

Стоимость, по Марксу, - это овеществлённый в товаре труд.

А товар, это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена, для продажи.

В коммунистическом обществе, базисом которого является общественная собственность на орудия и средства производства, все продукты труда будут принадлежать всему человеческому обществу.

Часть из них – средства производства, будет возвращаться обратно в производство.

Вторая часть будет в виде предметов потребления и услуг, принадлежать всему обществу и распределяться по коммунистическому принципу «От каждого - по способности, каждому – по потребности».

Вот что пишет Карл Маркс в первом томе «Капитала»:

«Наконец, представим себе, для разнообразия, союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу… Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остаётся общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должны быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру самого общественного производственного организма и ступени исторического развития производителей. Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что доля каждого производителя в жизненных средствах определяется его рабочим временем».

«Рабочее время – продолжает далее Маркс, - служит вместе с тем мерой индивидуального участия производителей в совокупном труде, а, следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего общественного продукта».

Перед нами налицо социалистический принцип распределения «От каждого – по способности, каждому - по труду».

О коммунистическом принципе распределения говорит Маркс в «Критике Готской программы»:

 «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов  вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Обратимся к «Анти-Дюрингу» Энгельса:

«Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи».

В капиталистическом производстве средства производства принадлежат отдельным капиталистам и, в конечном итоге, всему классу капиталистов, и являются частной собственностью. В то же время само производство носит общественный характер.

Отсюда возникает «противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением», которое «выступает наружу как антагонизм между пролетариатом и буржуазией» и «воспроизводится как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всём обществе».

И Энгельс заключает:

«Движущая сила общественной анархии производства всё более и более превращает большинство человечества в пролетариев, а пролетарские массы, в свою очередь, уничтожат в конце концов анархию производства».

Также Энгельс пишет о кризисах, присущих капиталистическому способу производства и отмечает: «В кризисах с неудержимой силой прорывается наружу противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением».
И далее: «способ производства восстаёт против способа обмена, производительные силы восстают против способа производства, который они переросли».

«Всё более и более превращая громадное большинство населения в пролетариев, капиталистический способ производства создаёт силу, которая под угрозой гибели (выделено нами) вынуждена совершить этот переворот».

Пролетариат уничтожает власть капитала, берёт власть в свои руки и средства производства из частной собственности становятся собственностью всего общества, общественной собственностью.

«Раз общество возьмёт во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь – в известном смысле окончательно – выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие … То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всё возрастающей мере и те следствия, которые они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. 
Совершить этот освобождающий мир подвиг – таково историческое призвание современного пролетариата.  Исследовать исторические условия, а вместе с тем и самоё природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетённому классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела – такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения», - делает вывод Энгельс. 

Заключение

Под угрозой гибели совершить этот освобождающий мир подвиг - такова задача пролетариата, пишет Энгельс.

Эти слова, этот вывод одного из основоположников марксизма как никогда соответствует сегодняшнему дню.

Зловещие планы глобальной мировой финансовой элиты резко сократить население Земли, вплоть до одного миллиарда человек из нынешних почти 8 миллиардов заставляют каждого человека труда задуматься о том, какое будущее ждёт его самого, его семью, его детей и внуков.

Задуматься и подниматься на борьбу за свержение власти капитала, на борьбу за установление власти человека труда (диктатуры пролетариата) и двигаться вперёд по пути построения коммунистического общества.

Тем более, что все объективные предпосылки для этого есть.

Развитие производительных сил в ходе Четвёртой промышленной революции фактически создаёт материально-техническую базу коммунистического способа производства.
 


Рецензии