Невольно вспомнишь о Джульетте

Опубликовано в альманахе " Серебро слов"

Краски сентября захлестнули улицы города. Утренний холод и сырость подтачивали надежду на тёплые деньки. Откуда эта разрывающая ностальгия? Откуда такое всеобщее венчание с неизбежностью?
Возвращаясь из художественной школы  с сокурсницей, мы решили зайти в любимое арт кафе "Artiste inconnu'( Неизвестный художник) Я помню, когда впервые увидел это кафе, то задумался о том,сколько я знаю таких картин. Оказалось что ни одной назвать не могу, чье авторство так и осталось тайной. Я представлял себе сюжеты этих картин, ушедших и прератившихся в прах художников,чьи кисти касались холста,чей замысел по сей день будоражит пытливые умы.
Выбрав время, я посетил центральную библиотеку. Конечно, можно было забить информацию в поисковик Гугл, но я немного другой человек и мне важно находиться в обители, где собраны миллионы и миллионы книг, разбитые по секциям и где сама атмосфера погружает и способствует детальному изучению произведений. Наша библиотека создана по самым современным техническим достижениям. Библиотека насчитывает  пять этажей и 20 залов, один из которых отдан профессорскому составу.Египетская конфигурация потолков в виде  пирамид, вызывает состояние наибольшей сосредоточенности и даёт  большему потоку света проникать в храм знаний.Просторные залы, удобные столы, меняющие угол наклона . Если вы устанете сидеть за столом, то с лёгкостью можно переместиться на низкий ,но очень удобный диван, захватив с собой наушники, чтобы слушать дальше нужную информацию. Уникально то, что в этой библиотеке все свое:и подача воздуха и мини электростанция и своя котельная. Но самое главное для меня, что библиотека работает круглосуточно и можно не задумываться о подкрадывающихся сумерках.
На меня особое впечатление произвели две работы неизвестных художников. Первая под названием " Новобрачные " 1470г ,которая хранится в Художественном музее США, а второе название " Мёртвые любовники ".  Картина символизировала тщетность и хрупкость человеческой жизни перед лицом смерти.
  Вторая картина, притянувшее моё внимание - "Женщина с ожерельем" 161- 191г, которая хранится в музее истории в Вене. Это был погребальный портрет молодой особы. В то время практика создания реалистичных портретов усопших тесно была связана с верованием в Древнем Египте, что черты лица умершего сохраняются и в потустороннем мире.*
Наши тени скользили по асфальту улиц, то обгоняя нас, то оказываясь позади.
- Какой красивый листопад!.  – произнёс я
- А  я люблю собирать большую охапку листьев и вновь подкидывать вверх. Я так в детстве делала.  Интересно, но кажется,  что летом цвета более приглушенные. Деревья одеты в один единственный наряд – зелёный и только осенью все резко меняется, – улыбаясь, заметила Николь.

- Перед тем, как умирать краски всегда ярче,– подытожил я. – Ты видела, как погибает планета? Ярчайший взрыв, а некоторые имеют после взрыва форму бабочки! Завораживающее зрелище! Я предпочту божественный огонь, но не могилу.  Языки дикого пламени превратят меня в  пепел. Я стану неуловим и одержим полётом. Однажды кто-нибудь опрокинет сосуд и я вырвусь на свободу. Моим соучастником к бегству станет ветер.

 - Скажи, ты смог бы  одним  предложением дать себе характеристику? – произнесла восторженно она, хватая на лету кружащиеся листья.

 Я  увидел огромную кучу листьев, подбежал и, повернувшись спиной, раскинув руки, упал.  Николь засмеялась, красивый смех поплыл в пространстве.

- Я хранитель чужих снов, я свидетель твоих отречений, я живописец всех тех мазков, что во все времена в кострах горели – выпалил я.

В тот день, зайдя с подругой Николь в кафе, в моих наушниках разливалась божественная, классическая музыка. Классика на протяжении длительного времени дарила неописуемое чувство полёта и душевного покоя. Музыка, словно позволяла мне расшифровывать ноты в слова.  Как - то ночью, слушая произведения в исполнении симфонического оркестра, я быстро сел к столу и записал:

В самые ранние часы, под утро, пританцовывая в темноте,

Слова, как ноты Коженевского, несутся  фугами ко мне.

И вот шлифую текст, как гамму, 

Где до, ре, ми, фа, соль,  ля, си,

Я приглашаю свои фразы под умирающий аккорд в ночи.

  Мы всегда выбирали с Николь это кафе. Дизайн внутри довольно часто менялся и был подчас непредсказуем. Все дело в том,что хозяин кафе предоставлял возможность дизайнерам объединиться с художниками и представить свое видение, выставлять свои работы в течении года. Так о себе могли заявить начинающие художники. Кафе никогда не пустовало, богема тянулась к нему,словно к магниту
.Мы сели за любимый столик. Вид  из окна демонстрировал часть улицы и нашу эксклюзивную лавочку. Под зонтом, на деревянных дощечках, окрашенных в черный цвет, сидела железная скульптура художника. В правой руке прислонив к своему телу, он держал предмет четырехугольной формы.
- Смотри,  Николь,  а вот и наш приятель. Знаешь, иногда смотрю на него и кажется, что он вот, вот оживёт.
- Как думаешь,  что он держит в руке? – спросила она.
- Конечно, портрет! – воскликнул я
- А может пейзаж  - сказала Николь.
- Нет, художник с таким взглядом, в такой  обреченной позе  может  держать  только  портрет  любимого человека.  Судя по внешнему виду он разорился,  он все продал.  Он стал  абсолютно  свободным. Он разорен жизнью, но поглощен  единственной  мечтой, которая была сначала наваждением, мучением и лишь теперь обрела смысл.
Посмотри же на него! Сквозь мимо проносящихся людей,  несусветных нагроможлений , где люди прячут своё 'я" , сквозь пространство, он смотрит  сквозь  века. 
- Кстати, ты видел, что там недавно прибили табличку?
- Нет, ещё не видел.  И что написано на ней?
 -  "Когда любят, то не бросают'.- ответила  она.
- Да, Николь, единственная фраза  и никаких вам но…
- Ты что себе закажешь? - спросила она.
-Скорей всего стейк из свинины и салат. И давай закажем маракканский чай с лимоном. Люблю этот солнечный, кисловато - сладковатый состав воды, в котором травы с лёгкостью отдают свой аромат и силу.У чая, излюбленного напитка повседневности ,наблюдается два стимула: окрыляющего в минуты радости и обладающего возможностью разбавлять накопившееся разочарование, в обоих случаях, придавая терпкость. Чай действует каждый раз успокаивающе.Какие то мгновения и суматоха замирает вокруг, словно в моих руках оказывается пульт, а весь мир - это кино на моем грандиозном экране и в любой момент в моих силах все заморозить.
- Пожалуй, закажу себе пиццу- сказала Николь Немного подумав, она добавила.
- Алекс, помнишь в параллельной группе учился Руслан?
-Да, помню, одаренный малый. Его портреты живут своей жизнью. Мне нравится его какая-то небрежная техника исполнения и весьма точное попадание в образ.
Я посмотрел на Николь и увидел грустный взгляд, голубые глаза пристально меня сверлили.
- Почему ты о нем заговорила?
- Он исчез на днях и его ищут. Он сирота. У него никого нет. Та девушка, с которой его видели была его возлюбленной. Говорят, что они дружили с полгода и решили пожениться.
- Николь, что с ним произошло?
- Помнишь в нашем районе тетю Риту из овощного павильона? Такая тихая,приветливая, молчаливая - спросила она
-Да, помню. Я часто у неё бываю.
-Это её дочь, которую любил Руслан.
Говорят, что она была отличницей и гордостью Медицинского Вуза, единственным ребёнком в семье. Однажды она решила познакомить его с родителями, но когда они узнали,что он сирота и не имеет родни и квартиры,то категорически запретили встречаться с ним. Они свое прошлое повязанное нуждой забыли напрочь. Это сейчас у них свое дело  и машины. Несколько лет назад муж тети Риты пил,а сама она лишилась работы.Так и стала перекупать овощи с центрального рынка, слегка накручивая, перепродавать на окраине.
Разве можно запретить любить, когда ты вся пропитана ею? Разве можно от неё отказаться, если она взаимна? Разве могла она забыть свое удивление, плавно перешедшее в восхищение и смятение души, когда поняла, что её портрет написанный им, нечто иное, как признание в любви? Самое выразительное и красивое признание без слов. Они продолжили встречаться, но тайно.
- Любовь искусно плетет свои сети. Попадаешь в них и беспомощно трепыхаешься. Никакие доводы, убеждения, увы, не действуют. Сам себе выносишь приговор и оправдание тихим, обволакивающим люблю. – подтвердил я.
- Родители догадались, что в характере дочери присутствуют и будут торжествовать аккорды непокорности. Они пошли на самые радикальные меры: отобрали телефон, запретили ходить в Вуз, запретили выходить из дома. А для более внятного " перевоспитания" закрыли её в комнате. Выпрыгнуть из окна она не могла - пятый этаж.
- Да это какое то прям средневековье! - воскликнул я
- От этого средневековья в шоке не только два института.
Никогда не подумала бы, что тётя Рита такая на вид скромная и дружелюбная…
- И за ангельской внешностью дьявол расправляет крылья - вставил я, не давая  ей договорить.
- Ты прав! Родительскую инквизицию она терпела неделю, а потом... голос Николь стал тише. Она посмотрела умоляюще на меня и я все понял.
- Рассказывали, что вечером, когда родители пришли с работы, то первым делом открыли её комнату. Мать  переступила порог и закричала. На неумолкающий крик прибежал отец, Он первый бросился к ногам висевшей дочери, пытаясь освободить, но освобождать уже было некого. Руслан исчез сразу ,как только узнал о её смерти.

Яркие, обманчивые цвета сентября сменились ноябрьской откровенностью,выплеснув все оттенки серого. Приближение Снежной Королевы чувствовалось все сильнее день ото дня. Все чаще я присматривался к утренним морозным рисункам на стекле, восхищаясь их красотой.
' Вот единственный, гениальный художник- сама природа!'- подумал я
В очередной раз, проходя мимо овощного магазина, которого я избегал длительное время,  решился все таки зайти. Встретившись со взглядом  теть Риты, предо мной пронеслись портреты Руслана.
Все тот же тихий свет догорал в ней.
Я купил себе фруктов и вышел.

* Взято из Википедии

Фотография из Интернета


Рецензии
Здравствуйте, Алевтина! Печальный рассказ. Не покидает мысль, что все равно, в наше-то время, можно было сбежать... Родители сумасброды какие-то. Почему-то про шекспировские времена так не удивляешься, кажется, ну, это там, давно, другие нравы..
"- Перед тем, как умирать краски всегда ярче" - возможно..

Алиса Тишинова   20.03.2023 01:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алиса! Спасибо за отзыв. Жадность всегда толкает людей на преступления.
С уважением А.Абель

Алевтина Абель   20.03.2023 03:35   Заявить о нарушении