О классификации биографий Е. П. Блаватской

/Полный заголовок: К вопросу о классификации биографических трудов о Е.П. Блаватской. Текст опубликован впервые в: О.П. Блаватська i сучаснiсть. Духовні аспекти сучасного світорозуміння.  Матеріали міжнародної науково-практичної конференції 6 – 7 травня 2016 року.  Дніпропетровськ, 2016. С. 10-14. Вторая публикация: Интерет портал "Адамант", 7 мая 2021 г. Режим доступа: /


Биографических книг об основательнице Теософского Общества написано так много, что в системах библиографической классификации, принятых теософскими библиотеками, эти книги часто выделены в отдельный раздел. А если к ним прибавить огромное множество брошюр, памфлетов, статей в энциклопедиях и биографических словарях, предисловий к трудам Е.П. Блаватской, научных публикаций – одним словом, всех работ, в которых рассматривается биография Блаватской или отдельные ее аспекты – то общее количество таких работ исчисляется сотнями, если не тысячами.

 

В таком множестве трудов, к тому же зачастую содержащих недостоверную и противоречивую информацию, непросто сориентироваться. Информационный массив такого объема требует подходящей классификации. В данном докладе нами осуществлена попытка наметить основные направления такой классификации, обозначить основные вехи в развитии во времени биографической литературы о Е. П. Блаватской и проанализировать в качестве примеров некоторые наиболее популярные биографии Блаватской.

 

На данный момент попытки классифицировать биографии Блаватской связаны в первую очередь с отношением их авторов к личности и взглядам Елены Петровны [1]. По этой шкале биографии можно разделить на позитивные, негативные (или враждебные) и небольшое число исключений – нейтральных, неуверенных, либо двойственных работ. Вообще, поляризация отношения к Блаватской столь велика, что современными авторами отмечена малочисленность беспристрастных работ о ней даже в научной литературе [2].

 

В свое время Е. И. Рерих отметила невысокое качество всех существующих на тот момент биографий Блаватской, даже позитивных, отметив причиной мелочность и ограниченный кругозор ее биографов и сотрудников, не сумевших оценить титаническую натуру Елены Петровны [3].

 

Помимо этой проблемы, в полной мере актуальной и сегодня, современные авторы, независимо от своего отношения к Е.П.Блаватской, сталкиваются с двумя большими трудностями. Одна из них была актуальна еще с XIX века – это содержащаяся в источниках разной степени достоверности отрывочная и часто противоречивая информация о путешествиях Блаватской до 1870 г., из которой трудно реконструировать целостную картину этого периода ее жизни.

 

В особенности это касается пребывания Е. П. Блаватской в Тибете. В отношении подхода к этой проблеме биографии можно разделить на оптимистические и пессимистические. В то время, как оптимистические авторы приводят свои детальные версии об этом периоде жизни Блаватской – как позитивные [4; 5], так и негативные [6] – пессимистически настроенные биографы [7; 8] отмечают, что полная история путешествий Е. П. Блаватской вряд ли когда-либо станет известной. Согласно М. Карлсон [7] Елена Петровна никогда не была в Тибете и намеренно запутала сведения о себе. Б. Цырков [8], напротив, уверен, что противоречивость сведений о Блаватской никоим образом не является основанием отвергать основные вехи ее жизненного пути.

 

Вторая трудность состоит в том, что глубокое и вдумчивое освещение некоторых периодов и аспектов жизни Блаватской требует критического подхода к источникам и широкой эрудиции в разных областях знания – в истории, лингвистике, медицине и др. Наличие или отсутствие указанных признаков позволяет классифицировать биографии Блаватской по степени их научности. В этом плане интересно сопоставить книгу М. Мид [6], долгое время считающуюся основной негативной биографией Блаватской, и биографию, автор которой – Дж. О. Фуллер [5]. В то время, как М. Мид при создании своих версий пользуется результатами собственных выводов, нередко весьма слабо аргументированных, Дж. О. Фуллер обращается за разъяснением спорных вопросов к крупнейшим специалистам в соответствующих областях знания. Такой подход приводит к категорическому опровержению многих досужих домыслов и клеветнических заявлений о Е. П. Блаватской.

 

Признавая ценность научного подхода, не следует забывать, что в течение столетия после публикации отчета Ходжсона отношение к Блаватской в научном сообществе было в целом негативным, и среди ученых симпатии и признательность к ней осмеливались выражать лишь единицы. Перелом в отношении к Блаватской в научном мире наступил в 80-х годах XX века. Он был связан с тремя знаменательными событиями. В 1981 г. были идентифицированы упоминаемые в „Тайной Доктрине“ книги Kiu-te, ранее считавшиеся учеными выдумкой Блаватской. Оказалось, что это – тантрические тексты тибетского буддийскиго канона, именуемые в Тибете rGyud-sde [9]. В 1984 г. В Сан-Диего состоялся научный симпозиум по „Тайной Доктрине“ [10]. Рядом ученых было убедительно показано соответствие взглядов Блаватской новейшим естественнонаучным представлениям. Опубликованный в 1986 г. анализ Харрисона [11] опроверг основные пункты отчета Ходжсона и способствовал восстановлению репутации Блаватской в научных кругах. Таким образом, середина 80-х годов XX века знаменует начало нового периода в научном изучении жизненного пути и философского наследия Е.П. Блаватской, и большую часть научных статей по данной теме, опубликованных до 1986 г., следует считать устаревшими.

 

Отметим, что научный подход к биографии Блаватской вовсе не обязателен. Искусство является равноправным с наукой путем познания, и художественное мастерство автора может воссоздать величие личности Елены Петровны и без глубокого научного анализа. В этом плане стоит отметить очерк выдающегося американского писателя Курта Воннегута [12], чья творческая интуиция помогла ему отчетливо выделить главное направление жизненного пути Елены Петровны – стремление к всемирному Братству.

 

Если же биография, не будучи по сути научной, претендует на научность, ее следует отнести к разряду псевдонаучных. К этой группе относится наиболее популярная современная негативная биография – „Бабуин мадам Блаватской“ П. Вашингтона [13], псевдонаучность которой может быть выявлена даже на основании ряда чисто формальных признаков (например, с помощью анкеты Эйдельмана [14]). Рецензия У. Такара [15] на книгу П. Вашингтона вскрывает пристрастность этого биографа и его последовательное стремление выставить Блаватскую в негативном свете. Из фактов, приведенных Дж. Ганном [16], однозначно следует научная недобросовестность П. Вашингтона. Например, Вашингтон приводит только негативные рецензии на „Разоблаченную Изиду“ и полностью умалчивает о примерно таком же числе положительных рецензии на эту книгу, что является типичным для псевдонауки cherry picking – подбор только фактов, подтверждающих тезис автора. Приведенная Вашингтоном информация о встречах Блаватской с поэтессой Э. Уилкокс и изобретателем Т.А. Эдисоном не подтверждена документально и основывается в лучшем случае на слухах [16]. Несмотря на некоторое художественное мастерство Вашингтона (в котором ему не отказывают и рецензенты), черпать из его книги сведения о Блаватской было бы столь же опрометчивым, как и изучать биографию кардинала Ришелье по романам Александра Дюма.

 

Приведенные нами направления классификации и периодизации биографических работ о Е.П. Блаватской, разумеется, далеко не являются исчерпывающими. А научные публикации последних лет убедительно свидетельствуют о том, что пессимистический подход оправдан только в разумных пределах, и в архивах скорее всего и поныне хранятся материалы, которые могут стать основой для многих удивительных открытий.

 

Литература:

 

1. Biographies/Biographical Studies on and about H.P. Blavatsky. Режим доступа: http://www.blavatskyarchives.com/blavatskysourcebook.htm

 

2. K. Hokanson. Russian Women Travelers in Central Asia and India // The Russian Review 70.1 (Jan. 2011): 1–19.

 

3. Е. И. Рерих. Письма. В 9 т. М., МЦР, 1999-2009. Том 4, стр. 383.

 

4. S. Cranston. HPB: The Extraordinary Life and Influence of Helena Blavatsky, Founder of the Modern Theosophical Movement. NY: G.P. Putnam's Sons, 1993.

 

5. J. O. Fuller. Blavatsky and Her Teachers: An Investigative Biography. London and the Hague: East-West Publications, 1988.

 

6. M. Meade. Madame Blavatsky: The Woman Behind the Myth. NY: G.P. Putnam's Sons, 1980.

 

7. M. Carlson. "No Religion Higher Than Truth". A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875-1922. Princeton, 1993.

 

8. B. de Zirkoff. HPB: General Outline of Her Life Prior to Her Public Work. / H.P. Blavatsky. Collected Writings. Vol. 1. Theosophical Publishing House, 1973. P. xxvi-lii.

 

9. D. Reigle. What Are the Books of Kiu-te? // High Country Theosophist 9.2 (Feb. 1994): 2-9.

 

10. Proceedings: 1st International Symposium on the Secret Doctrine. Wizards Bookshelf, 1984.

 

11. V. Harrison. J'Accuse // J. of the Soc. for Psychical Research, London (April 1986): 286-309.

 

12. K. Vonnegut The Mysterious Madame Blavatsky. McCall's, March 1970.

 

13. P. Washington Madame Blavatsky's Baboon. London: Secker & Warburg, 1993.

 

14. Е. Эйдельман. Ученые и псевдоученые: критерии демаркации // Здравый смысл, 2004 (4).

 

15. W.T.S. Thakara. Notes on “Madame Blavatsky's Baboon” // Theosophical History 6:8 (Oct.1997): 309-15.

 

16. J. Gunn. H. P. Blavatsky and the Magic of Esoteric Language // J. of Communication &Religion 25.2 (Sep 2002): 193-227.


Рецензии