Коллекционер самоцветов

                Бывший коллекционер самоцветов.
                Фото пейзажной яшмы. Орское месторождение.

          На моих книжных стеллажах две полки заняты коллекцией камней. Камни в основном уральские, но есть и из других регионов, из тех где я побывал в туристских экспедициях. Когда-то коллекция была более обширная, но переезды и смены мест её хранения сказались – сейчас она составляет едва ли четверть от первоначальной.
          Кроме этого есть ещё небольшая коробка с мелкими обрезками поделочных камней и кристаллами самоцветов.

          А  начался мой интерес к камню и моё собирательство с кристалла мориона, подаренного мне Лёней Балабаевым – другом с армейски времён, во время его командировки на Свердловское предприятие «Уральские самоцветы». Он к тому времени уже закончил институт и работал технологом на смоленской ювелирной фабрике.
          На «Самоцветах» ему подарили несколько уральских камушков и один из них он презентовал мне, пожелав заняться коллекционированием – «нельзя бродить по Уралу и не собирать сокровища, валяющиеся под ногами».

          С чего мой друг взял, что на Урале самоцветы валяются под ногами – не знаю. Я всего дважды натыкался на камни «под ногами», да и тов первый раз не самоцветы, а обычный корунд, тусклый и невзрачный. Хотя и в виде огранённых кристаллов. Это было на «максимилиановых копях» вблизи горы Пуп. Там же были и закопушки с поднятыми наверх глыбами кварца с вкраплёнными кристалликами красных гранатов. Отделить их от кварца не удавалось – разрушались при попытках их выковырнуть.
          Второй раз встретил камни «под ногами» – это отвалы бывшей шахты, известной у собирателей как «кацана яма».

          Так что под ногами на Урале ничего не валялось, собирателям камушков надо было рыться в отвалах бывших приисков или спускаться в старые шахты. А там можно было попасть и под обвал в штреке со сгнившими подпорками. Я не стал фанатиком-собирателем, в шахты, где был риск «склеить ласты» не лазил. Поэтому моя коллекция пополнялась медленно. Да и чтобы узнать в каких местах и каких шахтах что добывалось, надо было рыться в старых геологических архивах. Доступа к таковым я не имел, да к этому и не стремился.


Рецензии
Вы правы, Анатолий, да и чревато это могло быть последствиями.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.11.2021 21:54     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!
И всё же жалею, что не полазил в своё время по штольням Мурзинки. Можно было собрать великолепную коллекцию. Но не решился. А когда решился входы в известные мне штольни уже обрушили. Оставалось только ковыряться в отвалах что бы что-то найти. Так что из мурзинских самоцветов у меня есть два небольших изумрудика

Анатолий Емельяшин   22.11.2021 15:38   Заявить о нарушении
Я служил рядом с Ильменским заповедником.

Владимир Врубель   22.11.2021 15:45   Заявить о нарушении
Ваше собирание благородных камней-самоцветов напомнило мне о моём увлечении камнями. Никакой ценности они не имели, а были моей памятью о посещении различных достопримечательностей во времена путешествий по Советскому Союзу.

Например, это какой-то "лунный" камешек с берега Байкала, кусочек гранита с Красной площади (кое как выковырял между булыжников), осколок породы из Кунгурской пещеры, фрагмент метлахской плитки с руин заставы Кижеватова в Бресте, обломок известняка с древних раскопок в Евпатории...

А не написать ли и мне краткую историю этих славных камушков, пока ещё уцелевших от мусорки в дебрях книжного стеллажа? Для несведущего человека - это просто кучка щебня и гальки в картонной коробке. А ведь своё место каждый камешек помнит.

С наилучшими пожеланиями! Доброго Вам здоровья, Анатолий!

Благодарю за статью, которая раскрыла Вашу новою сторону,

Александр Соханский   03.12.2021 23:19   Заявить о нарушении