Теория циклов Е. П. Блаватской и современная наука

/Текст опубликован впервые в: Ежегодная научно-практическая конференция «Е.П.Блаватская и современность. Духовные аспекты современного миропонимания» Материалы Научно;практической конференции 8 мая 2015 года. Днепропетровск: Национальный Горный университет. 2015. С. 3-5./



Статья Е. П. Блаватской «Теория циклов» [1], опубликованная в 1880-м году, посвящена актуальной для современной науки проблеме цикличности исторического процесса. В своей работе Блаватская анализирует современный ей труд немецкого ученого Э. Зассе о циклах истории, а также упоминает результаты французского метеоролога, чье имя ей не указано, о климатических циклах. Наряду с циклами, упомянутыми в цитированных ею научных работах,Блаватская  упоминает и о циклах большей длительности – 500, 700 и 1000 лет – как о наличествующих в древней сокровенной доктрине. В связи с этим представляет интерес проследить развитие научных изысканий в области циклов истории и их корреляцию с данными, изложенными в статье Блаватской.


Основной результат, полученный Зассе – 250-летняя периодичность всплесков активности народов – удивительным образом перекликается с 250-летней цикличностью пассионарных толчков, установленной автором пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилевым [2].


Другие результаты, полученные Зассе, касающиеся 10-летней цикличности войн и революций, а также корреляции этих событий с активностью Солнца, наряду с аналогичными работами других авторов, легли впоследствии в основу теории А.Л. Чижевского [3] о влиянии активности Солнца на ход планетарного исторического
процесса, и в особенности – на динамику массовых движений.


Блаватская в своей статье называет 10-летний период „бесконечно малым“. Вероятно, это следут понимать не только в смысле исключительной малости длины 10-летнего интервала в сравнении с упоминаемым ей циклом Манвантары, но и в смысле наименьшего, основного, наиболее короткого цикла, из которого слагаются другие, более длинные. Такой подход соответствует представлениям Чижевского о 11-летнем цикле солнечной активности активности как основной историометрической единице измерения.


Наличие 500-летнего цикла в истории и климате было установлено Уилером [4] на основе большого статистического материала, собранного еще в 1930-е годы. Уже в начале нашего века словацкие ученые Палеш и Микулецкий обнаружили этот цикл в истории культуры и доказали, что он делится на семь фаз, каждая из которых соответствует синхронному появлению в разных цивилизациях большего числа выдающихся людей в специфической области – в медицине, поэзии, исторической науке и т.д. [5-7]. В онтексте упоминания этого цикла Блаватской для нас представляет интерес указание словацких авторов на то, что данный цикл был известен в древнем Вавилоне, где он был выражен в астролого-мифологической форме. Прохождение весенней равноденственной точкой одного градуса по эклиптике осуществляется в течение 72-х лет, а каждый градус, согласно представлениям древних, астрологически находится под покровительством одного из семи главных богов, соответствующего одному из семи светил. Факт совпадения областей человеческой деятельности, находящихся под покровительством данного бога, с отраслями, в которых, согласно Палешу и Микулецкому, появляется больше выдающихся представителей в соответствующей фазе 500-летнего цикла, категорически исключает возможность случайного совпадения современных научных результатов с древними представлениями.


Сведений о 750-летнем цикле исторического процесса в научной литературе найти не удалось, за исключением одной работы, посвященной народам доколумбовой Америки [8]. Цикл такой длительности, однако, присутствует в климатологии [9], что, имея ввиду зависимость исторического процесса от климатических изменений, делает весьма правдоподобным его наличие и в истории.


Что касается 1000-летнего периода, то он присутствует во множестве работ, среди которых выделяется изданная в 1918-м году книга О. Шпенглера „Закат Европы“ [10]. Шпенглер считал, что все культуры имеют одну и ту же длительность своего существования – около 1000 лет. 1000-летний цикл в климатических изменениях и в историческом процессе рассматривался также Уилером [4]. Надежное установление 1000-летнего цикла представляет трудность по объективнам причинам – историческая наука располагает достоверными данными всего лишь о нескольких последних
тысячелетиях.


В свете вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Работа Зассе, цитированная Блаватской, стоит у истоков современных научных представлений о морфологии исторического процесса. По крайней мере, бОльшая часть циклов, упомянутых Блаватской в контексте сокровенной доктрины, подтверждается современной наукой. Холистический подход Блаватской, при котором исторические циклы объединены с климатическими и вписаны в целостную картину глобальных циклов – вплоть до космических, длительностью в миллиарды лет – созвучны основным положениям русского космизма о связи между космическими и социальными процессами.


Литература:


1. H. P. Blavatsky. Theory of Cycles. Theosophist, July 1880; 1(10), pp. 242-244.
2. К. Бутусов, В. Мичурин. Лев Гумилев: космос и человечество // Терминатор, No 4/5, 1995, с. 8-9.
3. А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.
4. R. H. Wheeler, M. H. Zahorchak. Climate, the Key to Understanding Business Cycles. Linden, NJ: Tide Press, [198-].
5. E. P;le;, M. Mikuleck;. Neuro Endocrinol Lett. August 2008; 29(4), pp. 589-597.
6. E. P;le;, M. Mikuleck;. Comparative Civilizations Rev. 2006; 54(1), pp. 53-63.
7. E. P;le;, M. Mikuleck;. Neuro Endocrinol Lett. June 2004; 25(3), pp. 169-172.
8. Cycles. June 1956; 7(6), p. 175.
9. M. Thamban et al. J. of Oceanography. December 2007; 63(6), pp. 1009-1020.
10. Перевод на русский язык: О. Шпенглер. Закат Европы. Новосибирск: ВО "Наука", 1993.


Рецензии