Странник 9

История Первая

Вартеван пил свой утреннее кофе, когда зазвонил телефон.

-Незнакомый номер, кто бы это был, черт побери ? – подумал он.

Приятный женский голос спросил:

-Это кельтское общество ?

Да, - ответил коротко Вартеван.

-Я являюсь членом местной неправительственной организации в г.Маглиж, - сказала женщина, - мне хотелось бы узнать, Вы популяризируете кельтскую культуру или являетесь историческим обществом ?

Ее голос звучал позитивно, и Вартеван почувствовал, что эта женщина, которая представилась как Динка, имеет конкретное предложение.

-Да, мы популяризируем эту культуру и организовываем так называемые кельтские фестивали. Вероятно, это звучит масштабно, но, на практике, обычно, на каждое событие приходит около 50 человек.

-У меня к вам есть предложение, - сказала Динка, - наша организация каждый год проводит пленэры в Маглиже. Обычно на них приезжают люди и из-за границы, которые интересуются нашим краем. Как известно, здесь в древние времена существовало кельтское царство со столицей Тиле. Вы не могли бы сделать интересную презентацию или праздник в нашем городе ?

Армянин задумался. Идея сделать кельтский праздник на новом месте звучала заманчиво, но все-таки решения в организации принимались коллективно. Поэтому Вартеван предложил встретиться в Маглиже и осмотреть место для проведения подобного праздника.

Динка не имела ничего против, и они договорились сначала встретиться самим, а потом уже собрать представителей двух организаций. Она предложила первую встречу провести у нее дома и добавила, что будет присутствовать ее муж, который был мэром города.

+++

Маглиж понравился Вартевану. Он никогда здесь раньше не бывал и был впечатлен этим маленьким городком у подножья красивых гор. Узкие улочки поднимались по склонам и терялись на фоне прекрасной зеленой природы. В центре города гордо высилась церковь Св.Димитра. Везде царило спокойствие, необычное для большого города, и каждый здесь, как будто, никуда не спешил.

Динка встретила армянина и его подругу Полю в своем уютном и красивом доме со старомодными потолками, с выступающими балками и маленькими окошками. Весь этот стиль идеально соответствовал атмосфере города. Было необыкновенно тихо и спокойно.

Милен /так звали мэра /, высокий приятный мужчина с улыбающимися глазами встретил гостей, пригласил их в дом и быстренько накрыл стол домашними мясными блюдами.

Поля попробовала и осталась довольна, а она знала толк в в домашней копченой колбасе и подобных продуктах. Ей понравилось и вино, предложенное хозяевами. Вартеван, к сожалению, не мог дегустировать алкоголь, так как был за рулем, но мясные блюда его тоже впечатлили.

Они легко разговорились и сразу же перешли на тему кельтской культуры.

-Я недавно был в Австрии, у моего сына в Вене, - сказал армянин, - у меня там есть друг, тоже член нашего общества. Его зовут Велин.

-Сколько у тебя детей ? – спросила Динка.

-Только один сын, - ответил Вартеван, - поэтому время от времени я туда езжу, чтобы не прерывать нашу связь. Он живет и работает в Австрии уже 20 лет.

-Так вот, когда я был в Вене, Велин мне предложил поехать в один городок недалеко от столицы, где каждый год проводят кельтский фестиваль. Мой друг был знаком с мэром того города и сказал, что сможет мне организовать встречу с ним.

-Мэр действительно согласился на встречу и сразу пригласил нас в здание муниципалитета.

Армянин улыбнулся, как будто снова переживал подробности той встречи.

-Когда пришел твой коллега, - продолжил он, глядя на Милена, - я был очень впечатлен, потому что мэр выглядел точно так, как я его себе представлял. Типичный /по моим представлениям/  австриец, где-то около шестидесяти, с синими глазами, худой, со светлыми усами. Звали его Курт. Сначала он вызвал двух женщин, сказал им что-то по-немецки, и они мгновенно накрыли стол домашними сладостями, налили нам шварцкофе в громадные кружки и положили нам в тарелки шоколад. Эти женшины сидели с нами, но не участвовали в разговоре, а постоянно доливали нам кофе и приносили новые сладости.

-Велин разговорился с мэром и попросил его рассказать о том, как они начали устраивать кельтские фестивали.

Курт сначала выпил кофе, поел сладостей и тогда заговорил:

-Двадцать лет назад я был выбран в первый раз мэром этого города. Тогда не было работы, и молодые люди массово уезжали отсюда, а кроме этого до Вены рукой подать, и столица привлекала наших людей. 

-Однажды местные жители организовали митинг, - продолжил он, - на который пригласили и меня. Тогда мне сказали: „Делай что хочешь, но верни наших детей обратно в город !“

Вдруг Милен прервал армянина и сказал с улыбкой:

-Я не понял, о ком ты говоришь – о них или уже о нашем городе ?

-О них, - ответил Вартеван, - но продолжу рассказ Курта:

-Где-то через месяц или два, - сказал Курт, - ко мне в кабинет пришли несколько студентов археологов и сообщили, что совсем близко от нашего города они раскопали два скелета, вероятно кельтского происхождения. Они сказали, что не уверены на сто процентов, что эти человеческие останки принадлежали кельтам, но на раскопках были найдены предметы, украшенные кельтскими орнаментами. Я тогда решил пойти и посмотреть на находки. Место было совсем близко, на одной поляне. Мне показали еще не очищенные скелеты и артефакты, а руководитель группы сказал, что связь с кельтами – первоначальное предположение и все найденное будет исследовано в Вене. По нашим законам мэр, в качестве представителя государства, подписывает декларацию, что он информирован об открытых находках.

-И тут я прервал Курта, - сказал Вартеван, - и спросил его:

 -А Вы чувствуете себя кельтом ?

Курт тогда задумался и ответил:

-Не знаю. Сто лет назад мы были типичным венгерским городом, а сейчас мы австрийцы. Все возможно. Я себя чувствую гражданином Европы.

И он продолжил свой рассказ:

-В том самом году мы решили организовать небольшой кельтский праздник, который назвали просто „Келтенфест“, на месте, где были найдены скелеты. Мы связались со специалистами по историческим восстановкам, но поставили им условие - что бы они не делали, должны нанимать местных людей. Тогда не все получилось так, как мы хотели, вероятно, потому что не было ведущего или центральной фигуры, которая бы объединила людей и руководила праздником. Но я хорошо помню, как тогда приехали около 20-ти студентов,  часть которых были здесь на раскопках. Мой сосед им сдал в наем весь свой дом, а сам переехал к сестре. Все гости ели в единственном ресторане в центре города. А некоторые участники даже заплатили местным за прогулку в соседнем лесу. И когда праздник закончился и все разъехались, я решил собрать наших жителей.

Милен слушал с видимым интересом и вдруг прервал Вартевана, глядя на него совсем серьезно:

-Ты хочешь сказать, что они получили доход еще в первый раз ?

- Выходит так, - ответил с улыбкой Вартеван, - я не рылся в их карманах.

-Давайте я продолжу, - сказал армянин.

-Тогда я сказал всем, - продолжил свой рассказ Курт, - что эта кельтская идея возродит наш город. Я сказал им – давайте подготовимся и снова организуем праздник в следующем году. Подготовьте свои дома для туристов, сделайте у себя небольшие бары, придумайте или купите какие-нибудь сувениры. Перед праздником скосим траву и ее обработаем против клещей. Я предлагаю дату праздника определить в июне, когда здесь все зеленое и не очень жарко. Наши люди согласились с моими доводами, и с тех пор каждый год мы организуем эти фестивали. В этом году был девятнадцатый по счету „Келтенфест“, и за три дня к нам приехало около 70 000 человек.

 -А что мы знаем о кельтах у нас ?  - снова серьезным тоном спросил Милен.

-Есть много информации, в том числе и от болгарских авторов, о том, что кельты были здесь, - ответила Поля, у которой было высшее образование по истории и географии.

Все замолчали. Милен посмотрел на присутствующих со своей обычной улыбкой и сказал:

-Я так понимаю, что мы начинаем реализовывать эту идею у нас ?

-Я - „За“, - сразу ответила Динка.

-И я „За“, - сказала Поля.

-А я из-за этого сюда и приехал, - с улыбкой сказал Вартеван.


История Вторая

Кавар внимательно осматривал горы, словно искал божественный знак в безмолвных склонах Хемуса /1/. Он давно хотел переместить свою резиденцию, потому что хорошо понимал, что рано или поздно фраки найдут место, где он живет и нападут на него. Поэтому он периодически менял расположение своего царского стана. Рассказы о кельтском золоте ходили повсюду во Фракии. О нем говорили даже на берегах Пропонтиды /2/ и Геллеспонта,/3/ и всегда находились желающие захватить его, хотя кельтам до сих пор удавалось быть незамеченными для искателей чужих богатств.

Два десятка высоких рослых всадников со светлыми, намазанными известью и поэтому твердыми волосами, заплетенными в косички, спокойно смотрели на своего царя и ждали. Воины Кавара знали, что он не раз находил самые удобные места для укрепленного поселения, которое было так хорошо скрыто от человеческих глаз, что местные племена называли его „невидимым“.  Воины никогда не сомневались в нем, и он никогда их не подводил. Они знали, что он мог выбрать точное место, из которого воины могли потопить в крови целые села и скрыться в безмолвных горах, не потеряв ни одного человека.

Поэтому они терпеливо ждали. 

Кавар заметил одного ворона, который кружил поблизости.

-Божий знак,  - подумал он, - это – Королева Фантом Морриган /4/, которая управляет водой.

Ворон сел на одно дерево, огляделся и через миг улетел.

-Не здесь, - сказал своим воинам Кавар, - уходим.

Они ушли, но ворон вернулся, сел на том же месте и остался там до сумерек. Птица смотрела на широкую поляну, обросшую высокими деревьями. Ворон смотрел и на маленькую речку около поляны, которая зигзагами спускалась с гор.

Кавар продолжал искать место для своей новой резиденции в Хемусе, но тот ворон не выходил из его головы. В одно время он даже подумал, а не вернуться ли ему обратно, но потом он отказался и продолжал искать.

Подходящее место нашлось через несколько дней, а когда Кавар закончил строительные работы, в одно утро он снова увидел ворона и успокоился.

-Может это тот самый, - с надеждой подумал он, - дай Бог.

+++

У Кавара все шло хорошо, и он был доволен.

Кельтское царство укрепилось во Фракии и стало важным военным фактором. Никто не смел на них нападать, а соседи регулярно платили откупы за мирные отношения. Так было с самого начала, когда кельты пришли на эти земли во главе с Коммонторием. Но жизнь менялась и оказывала влияние на их дела.

Одна, на первый взгляд, странная идея Кавара, в которую не верили даже его самые приближенные воины, оказалась самой доходной. Кельты стали обеспечивать безопасность торговцев, направляющихся к Понту /5/ с помощью физической охраны и торгового посредничества.

Кавар даже сумел договориться о прекращении войны родосцев и Прусия Первого /6/ против Бизантиона,/7/  и стал контролировать торговлю через Фракийский Боспор /8/.

Бизантион оплачивал все – и мир и посредничество.

-Мир выходит прибыльнее, чем война, - говорил Кавар.

Его воины, привыкшие к победам и благополучной жизни, обеспеченной 80 талантами /9/ годового налога от Бизантиона, не особо разделяли это мнение, но и не решались противоречить своему царю.

Опасность появилась там, где ее меньше всего ждали. Соседи постепенно объединялись против кельтов, и несколько фракийских племен начали готовиться к войне. Кавар никогда им не доверял и хорошо платил каждому, кто доносил об их тайнах.

Поэтому он уже знал все об их планах и мог предвидеть события.

-Они видят во мне политического посредника и поэтому мне завидуют, - рассуждал он, - фраки знают, что за мои услуги платят золотом и хотят его заполучить. 

+++

„Искусство быть невидимым - Imbos Forosnai“. Этот старый закон друидов не раз помогал кельтским народам против их врагов.

Кавар его, естественно, знал и решил сделать опережающий ход против фраков.

В одно холодное утро весной 215 года он собрал своих людей перед резиденцией Тиле.

Кавар умел говорить и пользовался авторитетом у своего народа. Он терпеливо ждал, пока все собрались.   

-На этой земле скоро начнется война фраков, - начал он бесстрастным голосом и продолжил:

-Это война, в которой мы не будем участвовать. Соседние фракийские племена собираются на нас напасть, и их намного больше, чем нас. Они хорошо знают эту землю и все ее тайные тропы.   Они договорились с Бизантионом, который хочет от нас отделаться. 

Он посмотрел на людей своим царским взором и продолжил:

-В этих условиях война бессмысленна. Цель наших врагов - уничтожить нас во веки веков, и их чересчур много. Поэтому в этой войне мы не будем участвовать.   

Люди слушали в полном молчании. Кавар принял эту реакцию, как одобрение и сказал:

-Вот что нам советуют друиды. Мы перехитрим врагов и сохраним наш народ. Вернитесь в свои дома, возьмите самое необходимое и уходите. Я приказываю вам стать „невидимыми“ для наших врагов. Боги будут с нами и отведут нас туда, где нам писано продолжить жить. В этом мире есть достаточно земли для всех.

+++

И все так и случилось. Основная часть кельтов покинула свои дома и по неведомым тропам просто „исчезла“ из Фракии.

Впоследствии, некоторые из них были обнаружены у своих дальних родственников галатов в Малой Азии, другие вернулись в Европу.


История Третья.

Дата кельтского праздника в Маглиже приближалась, а с ней и любопытство людей. В сущности, никто не спрашивал о покупке билетов, а скорее интересовался, будет ли настоящий кельтский праздник, и насколько безопасно проводить его на поляне за городом.

Местом проведения действительно была обыкновенная поляна в нескольких километрах от Маглижа. Она выглядела как маленький мир, оторванный от современности, хотя на ней находился лагерь Школы „Багатур“ /10/. 

Но было в ней то, что привлекало людей - необыкновенно красивый пейзаж. С севера поляна упиралась в холмы, густо обросшие деревьями, а от ее западной части слышался шум реки. Обычно место было безлюдным, но в последние несколько лет здесь стали проводить фестивали, и некоторые люди уже знали о нем.

Местные жители заметили, что во время каждого многолюдного праздника на поляне появлялись вороны. Эти сильные черные птицы сидели на ветках, прямо как „наблюдатели“, и часами смотрели, что делают люди.

Некоторые птицы даже летали над людьми во время праздника, и словно документировали каждую деталь.

+++

Милен сделал такую рекламу празднику, что даже из далеких общин звонили и спрашивали, что конкретно будет в этот день. Кельтская программа была комбинирована с шоу Школы „Багатур“, что поднимало еще выше градус любопытства.

И вот, наконец, пришел день праздника.

Публика постепенно заполнила поляну, и даже несколько торговцев поставили небольшие павильоны с товаром.

После официального вступления публика оживилась и разошлась по отдельным местам исполнителей. Сотни людей развлекались, слушали кельтскую музыку и участвовали в традиционных играх.

Динка организовала павильон для художников, где дети учились рисовать кельтские символы, а местные мастера выставили там свои картины, кружки ручной работы и другие предметы.

Школа „Багатур“ выступила с эффектной программой, показывающей праболгарские традиции и конную езду, от которой публика была в восторге.

Подруга Вартевана Поля согласилась участвовать в роли, названной „Советы Друида“, которую армянин видел в Австрии на Келтенфесте. Она интересовалась духовными практиками и так же, как ее австрийская коллега, находилась в специальном домике и давала советы тем, кто хотел понять, какая судьба их ожидает.

Известный в стране рок состав вдохновенно исполнял свои кельтские песни, создавая публике  "фестивальное" настроение.

Члены кельтского общества организовали традиционные игры, которые очень понравились молодым участникам. Дети снова и снова приходили участвовать в играх, и четверо полевых ассистентов и судей были буквально окружены счастливой публикой. До конца дня дети выиграли все награды, которые привезли с собой организаторы.

На поляне работало и маленькое кафе, собственник которого Велин со счастливыми глазами наблюдал, как веселится публика.

Милен подошел к армянину и со своей обычной улыбкой, сказал:

-Вартеван, по-моему, идея пошла.

Армянин смотрел вокруг и тоже радовался этому морю веселых и видимо счастливых людей.

Вдруг его внимание привлек большой ворон, который летал над людьми, как своеобразный дрон и словно „записывал“ своими глазами всю программу. Птица спокойно пролетела около сцены с музыкантами и даже попыталась сесть на вершину копья одного из конников Школы „Багатура“ прямо во время их программы.

Никто не обращал внимание на ворона. Он словно был невидим для людских глаз.

Вартеван вспомнил о друидской технике „невидимого присутствия“, а также о том, что вороном в кельтской мифологии обычно изображали богиню Морриган.

Он задумался о том, нет ли здесь какой-нибудь связи с кельтским прошлым, и не попали ли они случайно на „правильное место“.

В этот момент птица села на дерево близко от Вартевана. Ворон сидел неподвижно на ветке и смотрел на него. Армянин вдрогнул и как-то бессознательно, легким шагом подошел к птице, встал совсем близко напротив ворона и посмотрел ему в глаза.   

В зеницах птицы он как будто увидел образ какого-то мужчины, причем этот человек, ко всему прочему, ему показался знакомым.

-Не может быть, - подумал он, но образ в глазах птицы оставался.

В глазах ворона Вартеван видел мужчину с царственным видом, с красивыми и внимательными глазами и небольшой бородой. За мужчиной стояли какие-то люди, похожие на воинов.

Этот образ мужчины был так знаком Вартевану, что армянин на миг закрыл глаза, чтобы вспомнить, где он его видел. Когда он открыл глаза, ворона уже не было, но Вартеван даже не обратил внимание на его отсутствие.

Он вспомнил, где видел лицо с зениц ворона. Но на всякий случай он открыл сайт на своем смартфоне и увеличил снимок с изображением мужчины. 

Этот мужчина смотрел на него царственным взором со старой монеты.

Монета была отчеканена Каваром.


Примечания

    1.Хемус – старое название Балканских гор
    2.Пропонтида – совр. Мраморное море
    3.Геллеспонт – совр. пролив Дарданеллы
    4.Королева Фантом Морриган – кельтское /ирландское/ божество войны и судьбы. Ее также считали защитницей своего народа. 
    5.Понт – эллинистическое царство в Малой Азии
    6.Прусий I – правитель Витинии, царства в Малой Азии
    7.Бизантион – столица Византии, совр.Стамбул
    8.Фракийский Боспор – совр. Босфорский пролив
    9.Талант – мера золота. Один талант равен 26 кг.
    10.Школа „Багатур“ – организация, популяризирующая древнюю болгарскую культуру. Русский аналог слова „Багатур“ – „богатырь“


Рецензии