Певица Света

Как человека с ограниченными возможностями, с раннего детства меня возили по больницам и санаториям, надеясь как-то улучшить моё положение. Не улучшили. Но, находясь в этих заведениях, насмотреться мне, конечно, пришлось многого. Не буду описывать анатомические подробности и какие физические увечья людей мне пришлось увидеть. Не буду я описывать и отчаянье борьбы наших мам. Часто я слышала не уговоры и мольбы, а брань и шлепки за то, что ребёнок не делает то или иное упражнение. Я всё это видела и испытала на себе.
Но это всё тема для другого рассказа. Сейчас речь пойдёт о детях. Просто о детях, которые не ощущали себя больными.
В небольшом санатории нас, детей, было человек сорок, думаю – не больше. И визуально мы все друг друга знали. Мы были разного возраста. Встречались среди нас и такие, кому ещё не исполнилось трёх. Так, одну девочку привезли и бросили в санатории, потому что мама была многодетная. И девочке помогали и медсёстры, и находящиеся в палате мамы других детей, и сами дети.
 А были такие, которые уже ходили парочками, и молодые люди разговаривали басом. Таким было лет по четырнадцать-пятнадцать. Повторюсь, мы все друг друга знали. Знали, по крайней мере, имена и кто из какой палаты. Мы общались часто не по возрасту.
Взрослые помогали по мере своих сил малышам. Часто нам, малышам, девочки постарше приходили почитать книжки. А ещё был момент, когда девчонки ставили со скуки спектакли. Например, "Буратино". Конечно, в сокращённом варианте.
Большинство детей в санатории находились без мам. В исключительных случаях, как в моём – маму допускали одну на пятиместную палату. То есть эта мама должна была помогать не только своему ребёнку, но и всем находящимся в палате детям.
Так случилось что в один из приездов нас положили к детям из детского дома. Их было двое, я помню, как сейчас. Мальчик Серёжа и девочка Света. Света Лялина. Тогда я мало понимала, что такое детский дом. Вернее, я понимала, конечно, что у ребят нет родителей. Но весь трагизм этого до меня не доходил.
 Также в палате была маленькая, года четыре-пять, Катюха. Катюха-веселуха. Она вообще не соображала, что происходит. Не понимала, что у этих ребят нет никого. Ей просто хотелось общаться, строить глазки, играть в жениха и невесту... Да-да, такая была девочка.
 Знакомились мы обычно в трёх местах. Либо на улице во время прогулок, либо в столовой (она же игровая), куда сходились все за огромный стол. В столовую не приходили лишь лежачие после операций. Таких тоже привозили на время нахождения в гипсе или аппарате Елизарова. Были, конечно, сильные люди, которые и с аппаратом передвигались на костылях. И приходили и в столовую, и погулять – пообщаться выходили. Также была на втором этаже комната отдыха. Туда, конечно, могли прийти далеко не все. Там был телевизор, и мы ходили туда посмотреть мультики, какие-то музыкальные передачи. Но те, кому надо было помогать, туда, к сожалению, прийти не могли.
 Света и Серёжа никогда на моей памяти не были на втором этаже. Честно говоря, не помню я их и на улице. Света тогда потихоньку начинала ходить после операции. Ей было шесть, так же, как мне. Сергею было побольше. Вскоре после нашего приезда его перевели в палату, куда приходили учителя. Помню, этим детям, конечно, помогали многие. И медсёстры, и мамы – даже из других палат.
В санатории были ещё детдомовские дети, но ходячие. Запомнилась мне одна девочка Ира – она с первого взгляда была совершенно здорова. Но, как я сейчас понимаю, там были умственные отклонения. Но я надеюсь, Ире всё же повезло. Пока она находилась в нашем санатории – её захотела удочерить наша уборщица тётя Валя. Это было серьёзное решение, женщина уже начала одевать и подкармливать девочку. Что до документов – мы толком ничего не знали, да и не интересовались: маленькие ещё были.
Возвращаясь к Серёже и Свете – они попали сюда из одного детского дома. Были очень привязаны друг к другу. Серёжа был умным мальчишкой, это признавали все, кто знакомился и общался с ним. К Свете он относился покровительственно – мол, мала;я. Но ходить – Сергей не ходил. Свете в этом повезло. Ей одевали лангеты ставили в специальные ходунки, и она ходила. Могла дойти до вестибюля или до столовой. Ей, конечно, это нравилось. Девочку не надо было заставлять, как нас – детей с родителями: делай то и то. А Света делала всё по мере сил. Так начались улучшения. Не помню, ходила ли она к Серёжке в гости? Наверное, да, ходила.
К ребятам долгое время никто не приезжал. Несколько раз бывала воспитательница детского дома. Привозила ребятам гостинцы. Помню, привезла им слив. Попыталась угостить всю палату, но моя мама отказалась. Мы ведь были не сироты. А Катюха-Веселуха получила свою мисочку слив. Ребёнок… Не помню уже имени-отчества той доброй женщины. Помню, она была небольшого роста, худощавая, но какая взаимная любовь была у этих детей с нею! Они просто светились, когда она находилась с ними. И как она гордилась ими! Гордилась, что Света стала ходить. Что Серёжа учится, и учится неплохо.
В один из родительских дней непонятно откуда к Свете приехали родители. Их появление для меня и сейчас загадка. Может быть, та женщина – воспитательница, имела с ними какую-то связь. Света видела их впервые. Я хорошо помню, как они пришли. Помню, потому что в родительские дни палаты кишели, и только в нашей приходили лишь к Катюхе, и то её брали на руки и шли с ней гулять. В палатах сидели мало, лишь когда был дождь. И то тогда дети с родственниками шли либо в столовую, либо на второй этаж, чтоб не толпиться в небольших палатах.
И вот к Свете пришли родители. Как она была рада! Она радовалась тихо. Просто впитывала их присутствие. Приняла их подарки с благодарностью, конечно. Но они пришли лишь однажды, растревожив детское, нетронутое надеждой на дом, сердечко. Света не знала никакого дома, кроме детского. И не мечтала о нём. По крайней мере, не говорила, что мечтает. Многие детдомовские дети видят мам в любой понравившейся женщине – у Светы этого не было. Как я понимаю сейчас, став взрослой, – Света, конечно, мечтала о доме, о семье, но где-то очень глубоко. Как мне кажется, она не осознавала своих мечтаний.
Когда мы только поступили в эту палату, медсёстры отрекомендовали Свету, как певицу. Да, Света пела. Пела не детские песенки вроде "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам". Она пела "Я не могу иначе". Многие взрослые тайком смахивали слёзы, когда эту душевную песню пела эта маленькая девочка.
Родителям, по-моему, она так и не спела. Повторюсь, они пришли лишь однажды. Зачем – мне непонятно. Они не были алкоголиками или чем-то вроде. Это были вполне приличные по тем временам люди. Как они рассказывали, у них есть ещё один ребёнок, ещё одна девочка – Светина сестрёнка. Сейчас у меня есть предположение, что они приходили посмотреть – насколько Свете стало легче после операции, и насколько она поправляется. Наобещав очень много ребёнку, они больше не приходили. Света каждый родительский день ждала их. Она не спрашивала – пришли ли к ней. Она просто потом, когда день кончался, говорила, как бы убеждая себя: «Папа сказал – в четверг придёт». Или «Мама сказала – в воскресение они придут с сестрёнкой». Мы все слушали это молча, понимая, что все обещанные воскресения и четверги давно прошли.
У Катюхи действительно была привычка приставать к более взрослым мальчишкам. Где она их цепляла и каким образом они к ней приставали – я удивляюсь, даже став взрослой. Помню, к этой малявке приходил парень лет двенадцати – Андрей. Когда к нему приходили родственники и что-то приносили ему из гостинцев, он обязательно делился с Катюхой. А ещё он кормил её из ложки, когда девочка начинала капризничать, что не хочет того или другого. Он приходил до своей выписки. Помню, как он пришёл попрощаться, как эта малая обняла его вполне по-взрослому. И находящиеся в палате взрослые захихикали: мол ты, Катька, жениха в краску ввела.
Но скучала Катюха недолго: через несколько дней моя мама привела ей следующего Андрея. Этому мальчишке было лет девять и он только недавно поступил в санаторий. Но такой любви, как с первым Андреем, у Катюхи не получилось. Виной тому частично был Серёжка. Моя мама как-то через короткий промежуток после того, как появился этот новенький Андрей, шла по коридору санатория и услышала сквозь прикрытую дверь палаты всхлипы. Редко слыша плач, мама, конечно заглянула в палату и застала картину: новенький Андрей, держа в руках палку, как от швабры, бил по голове сидящего и плачущего Серёжку. Эти дети, как я сейчас понимаю, не привыкли просить помощи. Её там просто не у кого было просить. Конечно, моя мама пришла в ярость. Отняв палку и надрав как следует уши этому "жениху", она привела его к нам в палату и поставила в угол, рассказав всё нам, девчонкам. Конечно, Света скривив губы и заплакав, просто попросила Катюху больше с этим женихом не дружить. Не знаю, как бы у них сложилось дальше.
 Я несколько раз, пока находилась в санатории, заговаривала с мамой, чтоб забрать Свету к нам. Понимаю, что это было нереально. Второго больного ребёнка и мама бы не потянула, и нам не дали бы. Но то что я бы постаралась не потеряться – это уж точно.
Однажды произошла трагическая случайность. В санатории было два вида кроватей. Обычные низкие, и высокие, на уровне стола. На таких кроватях удобно ухаживать за лежачими. Мамам не надо нагибаться. Можно сидеть у постели ребёнка, делать массаж. Кормить. Да просто поднимать-опускать не ходячего ребёнка на такие кровати удобнее мамам. Но не начинающим только ходить детям.
Свете досталась именно такая кровать. Сесть на неё девочка самостоятельно не могла. Ей помогали, подсаживали взрослые. Посадят, а уж ложилась Света сама. Правда, под присмотром взрослых. Те её, конечно, страховали. Но, надо признать, девочка и сама уже старалась. И все уже как бы привыкли, что Света сама может лечь.
В тот вечер моя мама собиралась за мороженым и пошла переодеться, вышла из палаты. Свету она посадила и отошла, понадеялась, что девочка уже сама может лечь. Но случилось несчастье. Девочка упала. Дело было уже вечером. Свету, конечно, подняли. Она долго плакала. Дежурный врач ничего не смог понять. А утром должны были вести гипсовать в больницу Катюху.  Для этого иногда приходили машины из областной больницы, привозили оттуда больных и увозили от нас. Сейчас было также. И врачи санатория приняли решение отправить Свету на осмотр туда.
Когда вечером приехала Катюха с тётей, которая её сопровождала, моя мама, конечно, спросила –что со Светой? В ответ прозвучало, что у девочки сломана нога.... И всё...
 Так потерялась певица Света...


Рецензии